Авторизуйтесь с помощью одного из аккаунтов
Авторизуясь, вы соглашаетесь с правилами пользования сайтом и даете согласие на обработку персональных данных.
Посмотреть видео можно на основной версии сайта

Кстати, а где дверь?

Политолог Вячеслав Данилов – о том, в чем причина столь мягкого судебного приговора скандальному акционисту.

Post cover

Часто писали, что акции Павленского недооценены. Что ж, их стоимость выяснилась в судебном порядке. Один коллега-арткритик предложил выкупить у ФСБ обгоревшую дверь и продать ее на аукционе. Он уверен, что стоимость артефакта покрыла бы не только судебные издержки, но и озолотила художника.

Когда я рассказываю, что арт-группа Война – не нищеброды, а долларовые миллионеры (впрочем, преувеличивая их богатство), это заставляет резонеров заткнуться. К сожалению, объем кошелька все еще является эффективным аргументом в споре с "народными искусствоведами".

О Войне речь зашла неслучайно. Акция Павленского – рифмованный ответ на акцию Войны на Литейном мосту. Питерец Павленский сжигает дверь ФСБ в Москве – как бы реагируя на акцию москвичей напротив штаб-квартиры ФСБ в Петербурге. Поэтому интересны некоторые художественные подробности акций, которыми отличается почерк Павленского и Войны.

Во-первых, подпись. Акция Войны подписана постфактум, взятием на себя ответственности за нее, тогда как акция Павленского подписана его телом. Авторы акции на Литейном могли бы отвертеться в суде, тогда как Павленский всегда оставляет улики – документация его акций сопровождается присутствием его тела.

Во-вторых, адресация. Месседж Войны, нарисованный фосфором на поднимающемся мосту, был обращен к конкретному зрителю – «чекисту» в здании. Месседж Павленского – вовне, в сторону собравшихся журналистов и зрителей. Павленский буквально как неопалимый святой находится между людьми и силовой властью. Павленский делает жест – я не такой, как вы, вы – не я, между нами пропасть. Он выступает от своего лица и ни от чьего более. Его искусство – элитарно, в отличие от демократизма Войны, акция которой в отношении здания ФСБ носила демократический характер: их месседж передавался власти как будто бы ото всех.

Парадоксально, но радикальный антидемократизм, элитаризм и либеральный автономизм акций Павленского на самом деле спас его от тюрьмы. Причина столь мягкого, с точки зрения наблюдателей, приговора в том, что свою акцию художник совершил один: ему нельзя было вменить отягчающие обстоятельства, которые возникли бы, соверши поджог двери Павленский совместно с группой лиц.

Кстати, во время суда Павленский показал себя с новой стороны – ушел от имиджа молчаливого и сверхъсерьезного аскета. Ему удалось несколько раз потроллить суд в стиле Войны: от вызова в свидетели проституток до сегодняшнего заявления о том, что ФСБ утратило объект культурного наследия.

Кстати, действительно, а дверь-то где?

Выбор редакции