Гаишники начали облаву на тюнингованные автомобили
Обладателям незаконного тюнинга для легализации фактически нужно восстанавливать свою машину до состояния серийного авто.
Работника Московского метрополитена Илью Соловьёва, счастливого обладателя Subaru Impreza WRX, на днях из-за тюнинга авто остановил экипаж ДПС. Сначала полицейским не понравилась тонировка передних стёкол, а затем они заявили, что такого большого спойлера на крышке багажнике у серийной модели Impreza WRX тоже не должно быть.
— Я стал с ним спорить, доказывая, что на раллийных версиях Impreza именно такой аксессуар и должен стоять. Выяснилось, инспектор знает, что с завода на машинах в комплектации WRX должен стоять низкий спойлер. После нескольких минут споров он попросил открыть капот. К моему удивлению, он назвал даже модель двигателя (205-й), который должен стоять в стандарте на WRX. Касательно мотора никаких нарушений не нашёл. Хорошо, что дэпээсник не заметил громкий увеличенный выхлоп. В итоге мне выписали штраф только за тонировку, — рассказывает Соловьёв.
Такое внимание к обвесам авто у полицейских возникло не случайно.
По данным Лайфа, патрульные инспекторы ДПС начали масштабную проверку автомобилистов, внёсших изменения в конструкцию автомобилей и не зарегистрировавших её в установленном законом порядке.
Речь идёт о спортивных тюнингованных легковушках, а также внедорожниках, специально доработанных для трофи и рейдов. Патрульные инспекторы останавливают машины и при обнаружении самостоятельно установленных турбин, "прямоточных глушителей", силовых бамперов, шноркелей и прочих переделок выписывают штрафы и предписание на устранение доработок.
Илья не единственный обладатель тюнингованного авто, кто уже столкнулся с полицейскими.
— В Москве рейд по спортивным авто. Если нестандартный руль, "ковш" (сиденье от спортивного автомобиля), спойлер, занижение, диски и т. д., вас штрафуют, а затем передают документы в МРЭО. После этого ваш автомобиль снимают с учёта и ставят запрет на регистрацию, — говорит житель Москвы Алексей Корниенко.
В компании "МАДИ Птиа-Фонд", оказывающей услуги по сертификации тюнинга автомобилей, также фиксируют активизацию контроля со стороны ДПС.
— Сверху поступило указание. Наверное, бьются часто эти тюнингованные машины. С джиперами ещё хлеще сейчас ситуация обстоит, — отмечает сотрудник компании.
Правозащитники же заявляют об облавах на стритрейсеров и любителей монструозных внедорожников со стороны ГИБДД.
— К нам идёт огромное число обращений от этих категорий водителей о том, что их останавливают инспекторы ГИБДД и проверяют доработки автомобилей. По нашей информации, в ГИБДД почему-то руководствуются нормами "Регламента Таможенного союза о колёсных транспортных средствах", в котором в частности сказано, что все изменения в конструкции транспортных средств должны быть сертифицированы. Хуже всего приходится водителям с газобаллонным оборудованием: нам пишут, что в регионах их подкарауливают даже на газозаправочных станциях,— рассказывает руководитель Федерации автовладельцев России Сергей Канаев.
В ГИБДД России не смогли предоставить оперативный комментарий. В Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) Лайфу сообщили, что со 2 июля 2016 года заканчивается переходный период вступления в силу "Регламента Таможенного союза о колёсных транспортных средствах".
Де-юре регламент действует с 1 января 2016 года, но по некоторым аспектам его вступление в силу было отложено до середины года, именно с этим может быть связано усиление активности ГИБДД. В 4-й главе Регламента содержатся указания на то, что вышедшие в эксплуатации автомобили должны быть сертифицированы. Так, для начала автомобилист должен предоставить серийный автомобиль без каких-либо изменений на осмотр в организации, уполномоченные сертифицировать такие изменения.
В среднем, как выяснил Лайф, услуги сертификационных организаций стоят от 8 до 14 тыс. рублей. Организации оценивают степень планируемых доработок на предмет безопасности и выдают своё заключение. С ним водитель идёт в ГИБДД и пишет заявление на имя руководителя отделения (или иного уполномоченного лица).
Стоит отметить, что инспекторы очень неохотно идут навстречу автомобилистам в этом деле. Но если разрешение получено, далее человек отправляет свой автомобиль на переделку только в те автосервисы, которые имеют все сертификаты и лицензии на эти работы. То есть гаражный тюнинг не пройдёт. После модернизации машину на автовозе необходимо вновь привезти в сертификационный центр, где дадут второй документ — подтверждение соответствия всем заявленным изменениям. Со всеми этими документами и автомобилем водитель возвращается в МРЭО для регистрации изменений в паспорте транспортного средства автомобиля.
Обладателям же незаконного тюнинга для его легализации сейчас фактически нужно восстанавливать машину до состояния серийного авто. И только после этого проходить эту процедуру. Впрочем, юристы убеждены, что гаишники не вправе руководствоваться нормами "Регламента Таможенного союза о колёсных транспортных средствах", потому что он регулирует выпуск автомобилей в обращение, а не их эксплуатацию.
— Регламент — это документ, которым должны руководствоваться автокомпании, желающие продавать машины в России, а не автомобилисты, уже их купившие. Максимум, что может предъявить инспектор, когда остановит автомобиль с переделками, — это ст. 12.5 КоАП РФ ("Управление ТС при наличии неисправностей или условий, при которых эксплуатация запрещена"), предполагающую предупреждение или штраф 500 рублей. Это касается всех лифтованных внедорожников и тюнингованных спорткаров, — рассказывает автомобильный адвокат Сергей Радько.
Впрочем, по словам юриста, инспекторы ДПС могут пойти по тому же пути, как это было в своё время с запретом на тонировку автомобилей: при вторичном задержании авто с переделками на водителя могут составить протокол по ст. 19.3 КоАП ("Неповиновение законному распоряжению или требованию сотрудника полиции").
Далее дело передаётся в суд, где может быть вынесено решение об административном аресте на 15 суток. Однако никаких предписаний по устранению внесённых изменений в конструкцию автомобиля гаишники выносить не могут. Законных поводов для аннулирования регистрации или направления на штрафстоянку таких автомобилей у полиции также нет.