Кто они, опасные водители?
В силу вступило постановление об "опасном вождении", но повлияет ли нововведение на опасных водителей? Психологи из Петербурга уверены, что нет.
Алиса Ковпак и Сергей Гоглев разобрали шесть типов вождения, которые теперь под запретом.
"Нервяки"
Так водят вовсе не лихачи. Вопреки распространённому мнению, за рулём "подрезающих" всех и вся автомобилей сидят не психи, а довольно спокойные люди. Но хладнокровны они до поры до времени. Стоит чему-то пойти не по плану, "нервяки" мгновенно вспыхивают гневом, разум затмевают эмоции и начинаются резкие, хаотичные перестроения на дороге.
А ещё "нервяки" часто переоценивают свои возможности и мощность автомобиля: идут на изначально рискованный обгон, будучи уверенными, что успеют завершить манёвр до столкновения по встречке. Нередко, испугавшись и отрезвев, им приходится возвращаться на свою полосу в экстренном порядке, подрезая машины.
"Шашечники"
Водитель авто едет так, как будто играет в шашки на дороге.
— Такой человек азартен. Он ведёт своеобразную игру, желая показать своё мастерство. У водителя создаётся иллюзия, что он полностью контролирует дорогу, но это ощущение сопровождает его, пока в действие не вступает теория вероятности. В этом случае обогнать другие транспортные средства представляется маловероятным из-за того, что невозможно предсказать движение автомобильного потока, — поясняет Алиса Ковпак.
"Шашечникам" жизнь кажется скучной, а длительная монотонная дорога — невыносимой, вот они и делают её разнообразной.
Сергей Гоглев считает, что такая манера езды характерна для новоиспечённых водителей, которые спустя полгода опыта вождения чувствуют себя профессионалами и думают, что им ничего не грозит.
"Торопыгин"
Такие водители предпочитают левую полосу, всегда хотят, чтобы их пропустили вперёд. Они максимально сокращают расстояние между своим авто и следующими впереди, сигналят, мигают фарами. При этом никуда торопыги не опаздывают. Они живут в бешеном ритме. Им кажется, что время остановилось и жизнь утекает сквозь пальцы, а вокруг одни улитки. И эти тупые улитки невероятно бесят их.
— Эти люди уверены в своей правоте, они самоуверенны. Но чаще это просто прикрытие своей неуверенности, что-то вроде компенсации. Они как бы говорят: "Я веду себя на дороге очень нагло, пусть меня пропустят, чтобы хотя бы тут чувствовать себя хозяином", — объясняет Сергей Гоглев.
"Грядочники"
Здесь речь идёт в большей степени о мотоциклистах и скутеристах.
— Такой способ опасного вождения используют те, кто хорошо чувствует габариты своего транспортного средства, но в то же время подвержен иллюзиям по поводу стабильности окружающей обстановки, — говорит Алиса Ковпак.
Так ведут себя те, кто склонен подражать.
— Это соответствие групповому стандарту. Если брать отдельную категорию мотоциклистов, то для них это очень характерно. У этой субгруппы есть некоторые нормы, и ездить между автомобилями считается круто, — дополняет Сергей Гоглев.
"Воспитатели"
Есть ещё одно название у этих водителей — учитель. Они знают, как правильно питаться, одеваться, воспитывать детей — как правильно жить. Они всегда и во всём правы.
— Этот водитель чувствует себя привилегированным, особенным. Сам к себе относится по-особенному и других старается к такому же отношению приучить, не думая о желании или нежелании другого человека. Воспитатель уверен, что ведёт себя правильно, и злится из-за того, что некоторые участники движения ведут себя неправильно, а стало быть, нужно их проучить, — утверждает психолог.
"Упёртый"
Тут всё очень просто: водитель видит, что другой участник движения хочет его обогнать, но препятствует этому всеми силами.
— Такой стиль вождения говорит об иррациональном лидерстве. Такой человек хочет "усидеть на двух стульях сразу". Он уделяет слишком большое внимание тому, что происходит позади, в то время как сам движется вперёд, — рассказывает Алиса Ковпак.
Это страшные упрямцы, они не умеют проигрывать. Для них лучше умереть, чем проиграть гонку.
"Нервяков", "торопыг", "упёртых", "воспитателей", "грядочников" и "шашечников" объединяет одно опасное качество, записанное на подкорку, — поддавшись эмоциям, они теряют контроль над собой. Такие водители совершенно не умеют регулировать своё состояние в момент накала страстей. С ними нужно проводить профилактику эмоционального фона, а очередные запреты не помогут и скорее даже усугубят ситуацию, уверены психологи.