Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации

Регион
9 июня 2016, 16:30

"Русского витязя" мог подвести двигатель

Приоритетной версией авиакатастрофы истребителя "Русских витязей" в Подмосковье стал отказ техники: недавно на самолёте ремонтировали двигатели.

Фото: © wikipedia.org/Pavel Adzhigildaev

Следователи и эксперты разбираются в причинах трагического крушения истребителя Су-27 в Подмосковье, в котором погиб лётчик пилотажной группы "Русские витязи" Сергей Ерёменко. Пока ситуация не прояснится, Минобороны приостановило полёты всех модификаций Су-27. Предварительно говорят, что у самолёта отказал один или оба двигателя, поэтому в первую очередь следователи изучают, когда и как обслуживался Су-27.

По лесной гуще в районе деревни Мураново Пушкинского района вот уже несколько часов бродят десятки спасателей в оранжевой униформе и мужчины в гражданском. Они прочёсывают кусты и поднимают с земли искорёженные железки. Всё это будет вещдоками: фрагменты свезут в специальный ангар, разложат в некое подобие бывшего самолёта, после чего эксперты будут их изучать. Тело пилота Сергея Ерёменко, вернее, его части, нашли в лесу — уже известно, что он до последнего уводил аварийный самолёт подальше от деревни, поэтому не успел катапультироваться. 

Следственный комитет возбудил уголовное дело, назначены экспертизы. В Минобороны проводят собственное расследование, и, пока причины катастрофы неизвестны, полёты всех Су-27 в России приостановлены. Родным погибшего пилота Сергея Ерёменко выплатят страховое возмещение в 5,8 млн рублей.

Пока известно, что истребитель Су-27 ушёл утром в свой последний полёт в составе шестёрки легендарной пилотажной группы "Русские витязи" с военного аэродрома Кубинка. За штурвалом сидел майор Сергей Ерёменко. Он считался настоящим профессионалом: военный лётчик 1-го класса, командир звена пилотажной группы "Русские витязи". Фигурами высшего пилотажа он занимался с 2011 года, за это время успел налетать более 800 часов на самолётах Як-52, Л-39, МиГ-29 и Су-27.

"Витязи" отрабатывали различные фигуры высшего пилотажа в Пушкинском районе и были хорошо видны с земли.

— Они сделали один круг в виде треугольника, потом пошли на второй, взяли чуть-чуть повыше. Потом их стало не видно за низкими облаками, но по звуку было слышно, что они летят в сторону деревни Артёмово. Был просвет между облаками и стало видно, как падает один самолёт. Он не был объят пламенем, — рассказал Лайфу сотрудник музея-заповедника "Усадьба "Мураново" им. Ф. И. Тютчева" Сергей Гущук.

Как выяснилось, падающий самолёт пошёл в сторону деревни Мураново. 

— Мы наблюдали, как над нами пролетел МиГ-29, он сделал два круга и улетел куда-то дальше, потом над нами пролетала ещё шестёрка "Русских витязей". Когда мы с братом вышли на улицу посмотреть их второй заход, увидели над лесом вот это облако дыма. Оно продержалось минуту, звука взрыва мы не слышали, так как был гул, — рассказала Лайфу жительница села Репихово. 

Что именно произошло с самолётом в воздухе, до сих пор точно неизвестно. Некоторые очевидцы говорят, что за самолётом перед катастрофой тянулся шлейф дыма.

— Самолёт пролетел, я заметил, что у него идёт дым из двигателя, чёрный. Пролетел он очень низко, практически касаясь крылом крыш домов, в сторону леса, где и рухнул, — рассказал Лайфу очевидец Владимир.

Не сбрасывается со счетов и версия ошибки пилота в сложных условиях.

— Ерёменко был профессионалом, но что тут говорить — все мы люди, — рассказал Лайфу один из военных лётчиков. 

В районе крушения были сложные метеоусловия в связи с прохождением холодного атмосферного фронта.

— 10-балльная облачность, сплошная. Было обледенение, болтанка. Так называемого сдвига ветра не было, ветер устойчивый, не более 30—40 км/ч, — рассказал Лайфу ведущий специалист центра погоды "Фобос" Евгений Тишковец.

Для следствия теперь важно понять, где был нижний край облачности и где в тот момент проходил Су-27. Если самолёт шёл под облаками и видел всю группу — это одно. А если он входил в облака, то условия пилотирования были уже сложными.

У экспертов также нет единого мнения о катастрофе Су-27. В первую очередь они призывают поднять всю документацию по техническому обслуживанию истребителя и замене деталей.

Су-27 — многоцелевой истребитель четвёртого поколения, принятый на вооружение в 1990-м. Длина фюзеляжа — почти 22 метра, размах крыла — около 15. Масса истребителя без боекомплекта —17 тонн, а максимальная взлётная масса — 33 тонны. Су-27 может развить максимальную скорость до 2450 километров в час. Дальность полёта без дозаправки — почти три с половиной тысячи километров. В настоящее время на вооружении ВВС России состоит более семидесяти модернизированных Су-27.

— Мне кажется, что произошёл отказ авиационной техники. Самолёт Су-27 считается очень и очень надёжным. Это хоть и морально устаревшие машины, но в последние годы их серьёзно модернизировали, — рассказал Лайфу один из заслуженных военных лётчиков России. — У "Русских витязей" самые обычные строевые самолёты, с такими же двигателями, поэтому ничего уникального там нет. Нужно смотреть по технике: у Су-27 два двигателя, если загорелся один, то второго двигателя было бы вполне достаточно для спасения. 

По его словам, Су-27 был в составе группы, поэтому работал в щадящем режиме.

— Одиночный самолёт летает намного энергичнее, с большими перегрузками, чем в группе, где нужно придерживаться рамок и всё делается плавно, — поясняет пилот.

С ним соглашается и другой военный пилот.

— Су-27 действительно считается очень надёжной машиной, однако есть нюансы по условиям эксплуатации: если самолёт летает на пилотаж с предельными нагрузками, как это бывает, например, в группе "Русские витязи", то их необходимо проверять подробно, — рассказал Лайфу один из военных лётчиков Минобороны. — Такие самолёты изнашиваются быстрее, чем строевые, поэтому для них снижен предельный налёт часов для очередных ремонтных работ. Например, если у обычного истребителя норма составляет 800 часов, то для таких самолётов командир своим приказом может снизить порог до 450 часов.   

Во время такого ТО обычно проводят капитальный ремонт агрегатов и двигателя или даже меняют его на новый. Ремонт проводят по месту дислокации самолёта или отправляют двигатель на предприятие-изготовитель. 

— Не исключено, что причиной катастрофы Су-27 у деревни Мураново в Пушкинском районе Подмосковья стал некачественный ремонт двигателя самолёта, который проводился в январе 2015 года на одном из авиаремонтных заводов Минобороны, — заявил Лайфу собеседник из ЛИИ имени Громова, который принимает участие в расследовании причин катастрофы. — Возможно, двигатель после капитального  ремонта ещё не прошёл полную обкатку.

По его словам, новые необкатанные силовые установки довольно часто искрят из-за замыканий в электроцепи, что могло привести к заклиниванию двигателя Су-27.

По информации Лайф, капитальный ремонт разбившегося Су-27 проходил на ОАО "121-й авиационный ремонтный завод", расположенного в посёлке Кубинка Нарофоминского района Московской области. Там же расположен аэродром ВКС РФ, на котором базируются самолёты пилотажной группы "Русские витязи".

— Военные следователи изымают всю техническую документацию о ремонте самолёта, которая должна помочь в расследовании причин катастрофы, — рассказывает офицер ВКС.

Дело в том, что во время обслуживания, ремонта или замены деталей каждый специалист расписывается о проведённых работах в специальном журнале. Так можно узнать, кто именно обслуживал двигатель или систему.

Су-27, в том числе и пилотажной группы "Русские витязи", уже разбивались из-за технических проблем.

Инфографика: © L!FE

17 мая 2011 года около села Нарышкино в Тамбовской области потерпел катастрофу Су-27 Центра переподготовки лётчиков ВВС России. Пилот отвёл самолёт от населённых пунктов и на высоте 600 метров катапультировался. Причиной аварии стал отказ энергосистемы и пожар в правом двигателе самолёта.

В декабре 1998 года в Хабаровском крае разбился Су-27, пилот погиб. Истребитель выполнял проверочный полёт после замены двух двигателей.

21 января 1995 года при заходе на посадку на аэродром Североморск-3 разбился Су-27 ВВС Северного флота. Авария произошла из-за отказа двигателей.

6 апреля 2010 года при заходе на посадку на аэродром Центральная Угловая в районе посёлка Соловей-Ключ Надеждинского района Приморского края разбился Су-27. Лётчик успел катапультироваться. Как выяснилось, у самолёта отказала система дистанционного управления, но лётчик всё же решил поднять машину в полёт.

В других случаях причиной катастроф был человеческий фактор. Например, в июне 2012 года в Петрозаводске потерпел крушение Су-27. Оба пилота успели катапультироваться и остались живы. За катастрофу судили генерал-майора Канамата Боташева: он решил самостоятельно провести воздушную разведку погоды, хотя не имел соответствующей подготовки. Истребитель поднял профессиональный пилот, а затем Боташев приказал передать управление ему. Генерал-майор попытался выполнить фигуру высшего пилотажа "колокол", но сорвался в штопор. Материальный ущерб Минобороны составил 100 млн рублей.

В 1995 году в тумане разбились три Су-27 "Русских витязей", возвращавшихся с малайзийского авиасалона. Самолёты врезались в гору, заходя на посадку на вьетнамский аэродром Камрань. В 2009 году при подготовке к авиасалону МАКС в воздухе столкнулись два Су-27 "Витязей".

Подписаться на LIFE
  • yanews
  • yadzen
  • Google Новости
  • vk
  • ok
Комментарий
0
avatar