Странные правила на рабочем месте, с которыми смирились сотрудники
Если в первый же рабочий день в новой компании вас обяжут сфотографироваться в странной шляпе, а потом выложат снимки в корпоративный "инстаграм", останетесь ли вы там работать? А если эта шляпа — одна на всех "новичков", и её примеряли до вас сотни людей? Рассказываем, с чем сталкиваются на работе сотрудники крупных и не очень российских компаний и почему они это терпят.
Тотальный контроль времени
К одной из самых распространённых категорий правил, которые устанавливают начальники в компании, относится планирование рабочего времени. Иногда подобные меры превращают жизнь подчинённых в сущий ад. Аргументы в пользу такой "политики партии" зачастую абсолютно неубедительны и неочевидны работникам.
Сотрудник одного из крупнейших российских медиахолдингов рассказывает, что руководителю его отдела по продажам ничто нечеловеческое не чуждо:
— Если бы контроль касался только времени прихода и ухода на работу, то было бы объяснимо, но отпрашиваться в туалет — это дико. Каждый раз необходимо сказать, что выходишь из кабинета ненадолго и в уборную. Иначе время, проведённое вне кабинета, будет прибавляться к рабочим часам. То же касается и выходов на кухню. С учётом того, что такие меры никак не повлияют на эффективность работы, это выглядит странно.
Подобная практика существует и в одной из компаний, специализирующихся на почтовых sms-, e-mail-рассылках. Бывшая сотрудница признаётся, что работа в коллективе превратилась в тяжёлое испытание нервной системы. Например, если во время обеденного часа начальство заметит работников не в столовой, а просто отдыхающими, то сотрудник получает "неофициальный выговор" за отдых в обеденное время (вместо работы).
В известной на финансовом рынке компании (предоставление консалтинговых и сервисных услуг) с сотрудниками не церемонились:
— За опоздания на 30 секунд с начала рабочего дня или после обеденного перерыва взимался штраф в размере $30. Это очень "удобное" правило для работников компании, расположенной в одной из башен "Москва-Сити", где лифты ходят ну очень медленно, — рассказывает сотрудница, покинувшая фирму около года назад. — Для моих коллег, да и для меня это было неприятно: утренний путь на работу и уход на бизнес-ланч были большим стрессом.
Личные вещи и еда
Это тот случай, когда "ты то, что ты ешь". Лайфу рассказали, что в том же крупнейшем медиахолдинге особенно щепетильно относятся к обстановке в офисе и чистоте.
— Когда я пришла в офис впервые, то узнала, что все комнатные цветы, кроме драцены и лаванды в горшочке, были беспощадно убиты, так как "из-за них летали мошки". Под предлогом того, что для сотрудников создаются лучшие условия, лампочки в светильниках — самые яркие (а это сильно ухудшает зрение). Пахучую еду в кабинете есть нельзя, только печенье и фрукты, — перечисляет сотрудник компании.
— Сперва коллектив пытался мягко и уважительно сказать, что такие правила немного странны, но руководство прямым текстом заявило, что это не обсуждается и дальше будет только жёстче, — комментирует аноним.
Девушка из компании, специализирующейся на почтовых sms-, e-mail-рассылках, которую мы уже упоминали выше, говорит, что пока она работала там, также действовало негласное правило о том, что на столах не должно быть ни кружек с чаем, ни живых цветов, ни личных вещей.
Корпоративная культура
Придумывая правила из такого разряда, работодатель зачастую проявляет себя как творческая единица. Однако сотрудники не всегда по достоинству оценивают подобные инициативы, особенно когда они принудительные. Как рассказывает бывший менеджер столичного агентства по b2b-рекламе, проработавший около года в компании (2013 год), каждый новоиспеченный сотрудник обязан был пройти "боевое крещение" через Instagram. В компании принуждали фотографироваться в красной шапке героя мультфильма "Спанч Боб" Патрика и выкладывали это в свой официальный аккаунт.
— Это был некий символ удачи и единства коллектива, но надевать её хотелось далеко не всем (не говоря уже о фото в Интернете). Конечно, кто-то отказывался от головного убора по причинам поддержания личной гигиены, ведь до тебя её надевали 100 человек. Но к такому поведению новичков коллектив относился с непониманием, это расценивалось как снобизм. Одному сотруднику шапка не налезла на голову, он так расстроился, что даже поменял причёску, чтобы исправить ситуацию, и его приняли за своего, — рассказывает менеджер.
Другой пример корпоративного маразма демонстрирует всё та же трейдинговая компания, о которой мы писали выше. В ее штате, насчитывающем более 300 человек, каждый или почти каждый день было принято скидываться по сто рублей на дни рождения сотрудников.
— Когда ввели такое правило, прошла волна возмущений: ведь большинство сотрудников даже не видело лица тех людей, кому они складывались на день рождения, — говорит бывшая сотрудница. — Хотя, с другой стороны, приятно знать, что коллектив сделал тебе подарок на день рождения. Это располагает к доброжелательному общению между коллегами.