Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации

Регион
13 июня 2016, 18:03

Что повлечёт за собой отказ Русской церкви от участия во Всеправославном соборе

Фото: © РИА Новости/Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси/Игорь Палкин

Фото: © РИА Новости/Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси/Игорь Палкин

Священный Синод Московского патриарха в понедельник вечером принял решение обратиться к Константинопольскому патриархату с предложением отложить проведение Всеправославного собора. В противном же случае ввиду отсутствия консенсуса РПЦ отказывается считать собор Всеправославным и направлять на него своих представителей.

Решение выглядит ожидаемым, хотя интрига сохранялась вплоть до последнего момента.

Члены Синода указали на отказ от участия в соборе со стороны Болгарской, Антиохийской, Грузинской и Сербской церквей, и напомнили, что "принцип общеправославного консенсуса является неизменной основой предсоборного процесса, начиная с Родосского совещания 1961 года, на котором по инициативе Константинопольского патриархата было определено: "Решения общих собраний принимаются при полном единогласии делегаций Церквей".

— Поддержать предложения Антиохийской, Грузинской, Сербской и Болгарской православных церквей о переносе проведения Всеправославного собора на время, которое надлежит в дальнейшем установить по итогам общеправославного обсуждения и при непременном условии согласия предстоятелей всех общепризнанных Поместных автокефальных Православных Церквей, предлагает Московский патриархат. В случае, если и это предложение Константинопольской церковью не будет принято, а собор на Крите, несмотря на отсутствие согласия ряда Поместных православных церквей, всё же будет созван, — с глубоким сожалением признать невозможным участие в нём делегации Русской православной церкви. 

Из ранее заявленной позиции Константинопольского патриархата следует, что собор патриарх Варфоломей намерен проводить в любом случае и при любом составе участников.

Может ли это привести к расколу мирового православия?

Богословский раскол (аналогичный имевшим место в раннем Средневековье) возможен в случае, если собор на Крите примет какой-либо документ, который будет противоречить православной догматике. Например, о терпимости к секс-меньшинствам.

Среди шести документов, подготовленных для собора и ещё в апреле этого года опубликованных в русском переводе в "Журнале Московской патриархии", разумеется, ничего подобного нет. Однако в ходе подготовки в нему в апреле 2015 года представитель Константинопольского патриархата митрополит Пергамский Иоанн признал наличие формулировок о том, что "образ жизни содомитов мы осуждаем, но осуждаем и какое-либо общественное или уголовное их преследование" в предложенных для рассмотрения к собору документах. При отсутствии сильных оппонентов Варфоломей вполне может вынести на обсуждение что-то из подобных наработок и добиться их принятия.

Возможен и разрыв отношений ряда Церквей в случае принятия собором определённых решений о статусе православных общин и провозглашении автокефалии в некоторых странах. Речь прежде всего о Восточной Европе, где на канонической территории Московского патриархата, воспользовавшись распадом Российской империи, Константинопольский патриархат в 1920-е годы образовал целый ряд подчинённых ему Православных церквей (некоторые в формате "автономных митрополий", некоторые как автокефальные Церкви) Польскую, Эстонскую и Финляндскую.

Нечто подобное имело место и в 1990-е годы, когда власти Эстонии по просьбе неких православных общин обратились к Константинополю за восстановлением в республике независимой от Москвы Православной церкви, немедленно её зарегистрировав в 1996 году (общины Московского патриархата добились регистрации лишь через много лет).

Официальное обращение к Варфоломею со стороны властей Украины уже зарегистрировано для принятия в Верховной раде. Необходимые общины также найдутся в случае принятия закона о выборе юрисдикции через простое голосование местных жителей. Например, какой-нибудь храм "переведут" уже не в неканонический Киевский, а во вполне канонический Константинопольский патриархат.

Ранее об этом заявлял, например, ректор Ужгородской духовной академии Виктор Бедь, после ухода в раскол ставший главой Ужгородской епархии неканонической Украинской автокефальной православной церкви. А патриарх Варфоломей может и принять к себе таких самозванцев, создав для управления некую структуру на Украине.

Тем более что даже в одобренном для Всеправославного собора документе "Православная диаспора" есть такой пункт: "Констатировано также, что на современном этапе невозможен по историческим и пастырским причинам немедленный переход к строго каноническому порядку Церкви, предусматривающему пребывание только одного епископа в одном месте". Таким образом, трактуя этот пассаж "расширительно", можно создавать и "параллельные" уже существующим каноническим структурам Московского патриархата.

Большую заинтересованность в том же ранее проявлял и Румынский патриархат, образовавший в 1995 году свою "Бессарабскую митрополию" в Молдавии, на территории, где уже существует Молдавская митрополия Русской православной церкви. Румынская церковь несколько лет назад уже открыла свои приходы и на Украине, и в Сербии, и в Палестине — на канонической территории других Поместных православных церквей.

— Когда сложится благоприятное время, резиденции Бельцкой и Кантемирской епархий переместятся в украинские города — Хотин, Измаил, Белгород-Днестровский, — заявил в 2007 году "митрополит Бессарабский" Петр. 

Очевидно, предчувствие такого сценария (признание неканонически созданной несколько лет назад группой монахов "Священной митрополии Абхазии") беспокоит и Грузинскую православную церковь, которая на днях также решительно отказалась от участия во Всеправославном соборе, что дает ей возможность не следовать принятым на нём решениям.

Подобные трения оформляют и перекройку политического влияния. Напомним, что юрисдикция Румынской церкви на Бессарабию и юг Украины распространялась, например, во время румынской оккупации этих территорий в 1941—1944 годах в ходе Великой Отечественной войны. Тогда же на Украине немецкими оккупантами была создана Украинская автокефальная православная церковь, руководил которой соратник Симона Петлюры Мстислав Скрипник. Начавшееся новое ощутимое наступление Запада на Россию вполне может сопровождаться аналогичным переделом и сфер вполне церковных юрисдикций.

Подписаться на LIFE
  • yanews
  • yadzen
  • Google Новости
  • vk
  • ok
Комментарий
0
avatar

Новости партнеров