Продюсер "В поисках Дори" об осьминогах и амнезии
16 июня на экраны выходит долгожданное продолжение мультфильма "В поисках Немо" — "В поисках Дори". Возвращения любимых героев мы ждали около 13 лет. О том, как Марлин, Немо и Дори всё же доплыли до кинотеатров, мы решили поговорить с продюсером картины Линдси Коллинз.
— Эндрю (Стэнтон, режиссёр "В поисках Немо" и "В поисках Дори". — Прим. Лайфа) рассказал, как он решил вернуться к "В поисках Немо". Вы помните момент, когда впервые об этом услышали?
— Да, я помню, поскольку Эндрю на протяжении долгого времени говорил, что больше не вернётся к "Немо". Люди постоянно спрашивали Эндрю о сиквеле, но он отвечал твёрдое нет. Эллен Дедженерес (актриса, которая озвучила Дори. — Прим. Лайфа) постоянно шутила по этому поводу в своём телешоу.
В 2011 году мы начали работу над трёхмерной версией "В поисках Немо". Мы с Эндрю его пересматривали, и, когда вышли с сеанса, он неожиданно сказал:
Эндрю не часто говорит такие вещи. Потом он неоднократно вспоминал об этом и в конце концов сказал, что у него есть история, которую он хочет рассказать. Мы понимали, что нам нужно узнать наверняка, есть ли здесь история. Разговоры о продолжении шли слишком долго, и зрители были бы просто ошарашены, узнав о его разработке. Так что держали всё в секрете где-то полгода и только потом встретились с Джоном Лассетером (креативный директор Pixar и Walt Disney Animation Studios. — Прим. Лайфа).
— А как же все эти люди из "ВАЛЛ-И"? Неужели за них вы не беспокоитесь?
— Мы довольно давно его не пересматривали, возможно, когда мы будем переносить "ВАЛЛ-И" в 3D... (смеётся). Истории Эндрю возникают, когда у него появляется какая-то проблема, которой нужно найти решение. И вы никогда не можете предсказать, когда она появится и начнёт его беспокоить.
По крайней мере, он научился никогда не говорить "никогда". Он поклялся не возвращаться к "В поисках Немо", но совершенно внезапно возникла история, которую ему просто необходимо рассказать.
— Я надеюсь, это случится скоро. Меня финал "ВАЛЛ-И" до сих пор беспокоит.
— Эндрю как-то спросили, почему в его фильмах нет традиционного злодея. Его гораздо больше интересует битва со своими внутренними демонами. Такие истории его привлекают.
— И всё же вернёмся к первым впечатлениям. Каким вы представляли продолжение тогда, тринадцать лет назад?
— Успех "В поисках Немо" был для нас большим сюрпризом. Особенно для Эндрю — всё-таки это был его первый фильм. Ему понадобилось много времени, чтобы понять, насколько "В поисках Немо" понравился зрителям. Мы ему постоянно говорили об этом, а он только отмахивался: "Нет-нет, на самом деле нет". Потом мы просто перешли к "ВАЛЛ-И". Так уж работает мозг Эндрю: как только он закончит с одним проектом, он тут же переключается на следующий. И мы уж точно не собирались создавать продолжение тринадцать лет спустя. Звучит просто безумно.
— Так и есть. И всё же почему "В поисках Дори", а не "В поисках Краша" или "В поисках Гила"?
— В сюжетных линиях других персонажей была поставлена точка. Дори же оказалась в большой семье, однако из-за проблем с памятью она могла легко потерять Марлина и Немо. Эндрю нужно было убедиться, что с ней всё будет в порядке.
После "В поисках Дори" многие наперебой стали предлагать снять "В поисках Хэнка" (осьминога, спутника Дори. — Прим. Лайфа). Нам кажется, что все концы подсечены и работа над фильмом закончена. Мы стараемся не оставлять нерешённых проблем для будущих сиквелов. Но, возможно, лет через пять мы пересмотрим "В поисках Дори" и... "О, ты знаешь, кажется, я начинаю волноваться за..." Я не знаю, поживём — увидим.
— Хэнк определённо станет новым любимцем публики.
— С точки зрения истории, Хэнк нам идеально подошёл. Он может вылезать из воды, переносить Дори с места на место и напоминать ей о том, что она уже успела забыть. Кроме того, между ними возникают интересные отношения. Хэнк хочет, чтобы его оставили в покое, а Дори активно вторгается в его жизнь, заставляя его постепенно открываться.
Вдобавок осьминоги просто удивительные существа. Мы посмотрели очень много видео. Они очень умные: осьминоги могут выбраться откуда угодно, сами открывают банки... Вот мы нашли историю о работнице океанариума, которая совершала ночной обход. Неожиданно она заметила на полу, возле аквариума, тёмное пятно. Сначала она решила, что это просто какой-то мусор, решила его подобрать... А это оказался осьминог! Фильм ужасов.
— Технические сложности при анимировании Хэнка возникали?
— Наши технари просто плакали. Они были в ужасе, но всё же приняли вызов. У осьминога нет никакой внутренней структуры, он может раздуваться и сжиматься. С технической точки зрения это было невероятно сложно.
Я говорила Эндрю: "Это будет очень дорого. Так насколько сильно мы любим этого осьминога?" Но он настоял на своём. Технологии шагнули сегодня далеко вперёд. Если вы будете пересматривать "В поисках Немо", то вы заметите, что в аквариуме, в офисе дантиста, мы не пускаем героев в его угол. Искажение и отражение были слишком сложны, поэтому мы решили от этого отказаться. Сейчас мы делаем это повсеместно. Хочется, конечно, чтобы технологии развивались быстрее: творческие аппетиты пока их обгоняют.
— Будет жалко, если мы его больше не встретим. Может быть, всё же стоит начать мыслить франчайзами?
— Есть ложное впечатление, что делать продолжения гораздо проще. У вас уже есть герои, вы знаете, что они могут сделать и за что их любят зрители. Одно время мы с Эндрю вполне могли представить такое развитие событий. Но на самом деле всё не так просто. Вас ограничивает ряд правил, вы должны придерживаться характеров персонажей. Для нас это была огромная ответственность, и в некотором смысле нам было гораздо сложнее написать продолжение, чем оригинальный мультфильм.
— Однако рынок диктует другие правила. Он как-то повлиял на ваши творческие решения?
— Студия во многом защищена от этого, мы можем позволить себе закрыться от всего остального мира и сделать фильм для самих себя. Вдобавок нам более чем хватает внутренней критики. Каждые четыре месяца мы пересматриваем наши фильмы и оставляем заметки. Мы даже смотрим дублированные версии! Нас завораживает, как переводчикам удаётся подгонять речь под движение губ — в анимации это очень важно.
— Русскую версию уже посмотрели?
— Нет, мы только-только закончили фильм. Английская версия была закончена две недели назад! Версия, которую вы смотрели прошлой ночью, приехала сюда пару дней назад. Для Немо и Дори были использованы те же актёры... Нет, Немо уже слишком взрослый, его пришлось заменить (смеётся). Я думаю, они проделали потрясающую работу.
– Когда я смотрю фильмы Pixar, у меня возникает ощущение, что у вас нет никаких творческих ограничений. Но это просто не может быть правдой. Расскажите о том, что не добралось до экрана при разработке "В поисках Дори".
— Для каждого эпизода необходима подготовка. Некоторые сцены были прекрасны сами по себе, но, чтобы публика смогла эмоционально в них включиться, мы должны были найти правильный порядок. В определённый момент история начинает давать подсказки. Однако надо быть готовым к тому, что любимые сцены в конце концов придётся выбросить. Нам понадобилось три с половиной года, чтобы всё выстроить.
— А как вы можете прокомментировать находку пользователей "Твиттера"? Во втором трейлере они заметили лесбийскую пару.
— Где?
— В океанариуме.
— Да почему бы нет, но просто, когда речь идёт о рыбах... (пожимает плечами).
— Нет-нет, я про людей. Две женщины с коляской.
— Конечно! Мы не думали об этом в таком ключе, но почему бы нет. Мы просто отражаем окружающий мир: вот вы оказываетесь в океанариуме и смотрите, кто вас окружает. И всё же наши фильмы отталкиваются от персонажей, а не от каких-либо "месседжей" зрителю. Например, в "Немо" был экологический подтекст, но он никогда не был причиной, по которой мы рассказывали эту историю.
— Это всё больше похоже на большой тренд. Всё те же пользователи "Твиттера" просят Disney дать Эльзе из "Холодного сердца" подружку. Как вы справляетесь с давлением аудитории, которая ждёт от вас персонажей определённого толка?
— Мы не рассказываем зрителям то, что они хотят услышать. Мы рассказываем им истории, которые нравятся нам, в надежде, что они их тоже оценят. Если история потребует от нас большего разнообразия — мы готовы. Сегодня мы живём в мире, где всё это кажется довольно нормальным или как минимум приемлемым.
Линдси Коллинз много лет работает в Pixar и сотрудничает с Эндрю Стэнтоном. Она продюсировала такие фильмы, как "В поисках Немо", "ВАЛЛ-И" и "Джон Картер".