О чём молчат соискатели: почему они не приходят на собеседования?
Согласиться на встречу и не явиться — поступок скорее грузчика, а не топ-менеджера, убеждены работодатели.
Представьте ситуацию: вы согласились на интервью на вакансию продавца-консультанта в спортивный магазин, а позже узнали, что там будут проверять вашу физкультурную подготовку. Или вы решили пойти в крупнейшую компанию, торгующую сигаретами, но вдруг поняли, что ваши моральные принципы не позволят продвигать табак на рынке. Предупреждать о неявке вы не считаете нужным, в то время как потенциальному работодателю остаётся только догадываться о том, почему соискатель не пришёл на согласованную встречу.
"Домашнее задание съела собака"
По мнению некоторых работодателей и рекрутеров, причины для немого отказа от уже запланированного собеседования чаще носят спонтанный характер.
— Причин, по которым человек реально не пришёл на собеседование, может быть очень много, и у каждого она своя. Большинство на прямой вопрос "Почему вы не пришли в оговорённое время на встречу?" расскажет историю про сломавшийся каблук и заглохшую машину. Сказать честно: "Я в последний момент понял, что это не моё" — многие постесняются, — рассуждает Иван Кузнецов, руководитель пресс-службы портала по поиску работы Superjob.ru. — Но даже если кандидат всю ночь выталкивал застрявшую в лесу машину, проснулся с похмелья или его собака съела последнюю пару приличных туфель "на выход", он не должен пропадать без связи. Единственный правильный вариант поведения позвонить и перенести встречу. Либо отменить, если вы передумали. Подойдёт любой общепринятый предлог.
Однако некоторые причины просто сами по себе могут показаться нетактичными, считают опрошенные Лайфом спикеры, побывавшие по обе стороны баррикад. Например, многим соискателям стыдно признаться, что очередное интервью рассматривается ими исключительно чтобы "размяться", то есть потренировать свои навыки в интервьюировании, познакомиться с обстановкой в конкретном секторе, в котором работает пригласившая компания. Ещё один повод — осознание, что компания тебе не интересна и тратить силы на собеседования не имеет смысла.
— Однажды мне сделали предложение представители крупной табачной компании. В обязанности сотрудника входило продвижение продукции бренда среди покупателей, разработка стратегий и организация различных кампаний. Признаюсь, что голову вскружил масштаб и статус потенциального работодателя, однако день спустя, взвесив все за и против, я поняла, что вряд ли ввиду своих убеждений смогу пропагандировать курение, — рассказывает соискатель Алина.
Бывшая сотрудница студенческого центра развития карьеры НИУ ВШЭ Александра рассказала о своём опыте. Структура оказывала содействие в поиске работы и мест прохождения учебной практики, организовывала различные семинары и тренинги от ведущих компаний.
— Мы бесплатно организовывали для студентов консультации по составлению резюме и прохождению интервью. Грубо говоря, это была имитация собеседования, после которой студенту давались ценные рекомендации. Часто бывало, что студенты в итоге не приходили, хотя заранее подтверждали участие по почте или телефону (как правило, за день мы обзванивали каждого). Естественно, никто из них не извинялся за своё отсутствие. Причиной такого поведения служило то, что студенты были несильно заинтересованы ни во встрече, ни в нашем центре (вероятно, в их глазах центр развития карьеры не выглядел чем-то авторитетным и сильным в области подготовки и консультации), — говорит Александра.
Дорогу молодым
Некоторые объясняют неявку на запланированное собеседование развитием тренда в поведении молодого поколения.
— Я отказывалась от собеседований довольно часто, — рассказывает соискатель Яна. — Дело в том, что в сегодняшних реалиях мы часто меняем работу, сферу деятельности, а сам поиск компании мечты воспринимаем как перманентный процесс с временными передышками в очередном опенспейсе. Сейчас стыдно признаться, но я предупреждала о своём нежелании посетить очередную компанию крайне редко. Всегда находила этому оправдание: то несметное количество плохих отзывов будто давало мне право не ввязываться в это болото; то равнодушие других рекрутеров, которые не отвечали после тестового задания, позволяло стричь всех специалистов этой области под одну гребёнку; то условия вакансии, показавшиеся изначально заманчивыми, вдруг вызывали чувство недовольства.
Яна рассказала о случае, который с ней произошёл, когда она планировала временно поработать на один крупный немецкий холдинг по продаже спортивных товаров. Девушка откликнулась на вакансию продавца-консультанта и получила приглашение в виде групповой рассылки. До последнего момента она планировала посетить собеседование, но предварительно решила всё-таки почитать, как проводятся подобные встречи.
— Оказалось, что это групповое собеседование с демонстрацией своих физических способностей, поэтому решила не ходить. Предупреждать о том, что передумала, я не стала, потому что в приглашении не было и намёка на индивидуальность, — вспоминает Яна. — Думаю, что HR-менеджер из службы ничего обо мне не подумала, потому что таких писем она рассылает тысячи.
Виноват работодатель
Среди немых причин отказа прийти на собеседование могут быть и те, которые происходят по вине принимающей стороны. Потенциального сотрудника может смутить что угодно, например, заочное знакомство с корпоративной жизнью будущих коллег (легко узнать по фото с геолокацией офиса или через аккаунты сотрудников) или слишком скорое приглашение кандидата на интервью.
— Несколько месяцев назад мы искали выпускающего редактора. Как всегда, среди приглашённых на собеседование были заочные фавориты, с которыми хотелось поговорить в первую очередь. Одна девушка как раз из таких перспективных кандидатур дважды переносила время встречи: первый раз звонила сама, второй раз уже звонили ей, чтобы уточнить детали за пару часов до собеседования. Когда она повторно попросила перенести время собеседования из-за того, что не успевает приехать, стало понятно, что ждать её не стоит, — рассказывает Светлана Золотар, главный редактор портала New-retail.ru. — Возможно, повлияло приглашение на собеседование вечером в тот же день. Кандидат может представить два варианта: что вакансия "горит" и возьмут первого более-менее адекватного человека или что ждут именно его, а значит, могут и подождать. Хотя на самом деле всё было гораздо прозаичнее: два следующих дня уже были расписаны собеседованиями почти на каждый час, день после был занят другими встречами и мероприятиями, а затем уже наступали выходные — не хотелось терять практически неделю.
По мнению топ-менеджмента розничной сети Sela, плохая репутация на рынке может сильно напугать соискателей на ту или иную должность, поэтому важно работать с отзывами в Интернете.
— Самая эффективная стратегия — когда положительное мнение о компании создаётся самими сотрудниками на специализированных форумах в отзывах. Большинство соискателей проверяет эту информацию перед тем, как идти на собеседование, если отзывы отрицательные или репутация компании в целом вызывает сомнения, кандидат может не прийти на собеседование, — констатирует Эдуард Остроброд, вице-президент корпорации. — Мой совет: хорошо относитесь к сотрудникам, давайте им возможности для развития, и тогда отменённых интервью будет меньше.
Свой ответ на вопрос, почему та или иная компания получает немые отказы и массовую неявку кандидатов на свои вакансии, даёт Иван Кузнецов из Superjob.ru. По мнению эксперта, главная проблема — отсутствие деловой культуры в отношениях работодателя и соискателя и то, что многие потенциальные работники недооценивают важность индивидуальной стратегии построения собственной карьеры.
— Если вы претендуете на интересную, высокооплачиваемую, ответственную работу, то глупости из серии назначить встречу и не прийти без предупреждения недопустимы. Это удары по персональной репутации. Рекрутеры всё помнят и постоянно делятся своим мнением с коллегами и заказчиками, — говорит Кузнецов.
Исследования Superjob.ru показывают, что топ-менеджеры практически не допускают таких ситуаций, а вот при найме на массовые позиции это достаточно распространённое поведение. В принципе всё логично: подобный поступок топ-менеджера почти наверняка станет темой для отраслевой сплетни, а на неявившегося грузчика махнут рукой и возьмут следующего.