Судьба "налога на Google"
Советник президента Герман Клименко — о том, как принятый ГД законопроект, обязывающий производителей софта уплачивать НДС, отразится на рынке.
Фото: © Wikimedia Commons/Simon Steinberger
Глобально законопроект "налога на Google" означает, что каким-то образом мы подобрались к поручению Владимира Владимировича Путина по выравниванию условий осуществления деятельности разных компаний. Поручение это было дано по результатам форума "Интернет экономика 2015".
Рабочее название принятого сегодня законопроекта — "налог на Google". Давайте так его и называть. Но при этом будем понимать, что, конечно, он касается не только Google, но и всех зарубежных компаний. И у данного закона длинная и достаточно бурная судьба.
В настоящий момент на нашем рынке, безусловно, существует экономическая несправедливость, когда иностранные компании продают свои услуги без НДС, а российские компании — с НДС.
В одном из вариантов решения проблемы вводился налог и выравнивались условия для осуществления деятельности всех компаний. Однако при этом задевались интересы наших компаний, получавших льготы по так называемой лицензионной оговорке. То есть если ты продаёшь лицензионный продукт, то НДС не платишь. Но существует ситуация, когда ты продаёшь "виртуальные замки". Вспомним, например, известный арбитражный суд Mail.ru. Компания в своих играх продавала артефакты, и налоговая посчитала, что за такие "виртуальные замки" надо начислять НДС, как в мире это вообще и происходит. Получилось красиво. Конечно, тут есть бухгалтерская казуистика, но она есть везде.
Та же схема не работала для зарубежных компаний. Поэтому для некоторых существовал соблазн перескочить на чужую юрисдикцию: российская компания переходит "туда" и просто начинает получать на 18% больше. В общем, такой вариант прочтения закона, с одной стороны, действительно выравнивал все условия, но с другой — отбирал все льготы у наших компаний.
В том варианте, который принимается сейчас, достаточно сложная бухгалтерская и юридическая логика, в которую мы вдаваться не будем, чтобы не сойти с ума. Но, по заверениям налоговой инспекции, российские компании будут чувствовать себя как в рекламном ролике, в котором говорилось, что при съёмках не пострадала ни одна рыбка.
Таким образом, для отечественных компаний всё останется так, как есть сейчас. Кто пользовался "лицензионной уловкой" (разумеется, не в плохом смысле) в плане оплаты, тот и будет ею пользоваться. А вот зарубежные игроки станут плательщиками НДС. Это в целом справедливо. По крайней мере, для нашего рынка.
Какой реакции следует ожидать от продавцов контента?
Честно говоря, я думаю, что никакой. Во-первых, у нас абсолютная волатильность в паре "рубль-доллар", и эти 18% бесконечно бегают туда-сюда. Сами продавцы толком не знают, что им делать.
Во-вторых, рынок сейчас достаточно конкурентный. И если зарубежные игроки захотят получить прибыль за счёт потребителя и просто поднять цены, они тут же проиграют нашим игрокам. Ясно, что какие-то колебания возможны, но они будут происходить в рамках того, что сейчас происходит с долларом. То он 68, то он 63, и не очень понятно, что будет с ним завтра.
Наверное, в какой-то классической модели экономики, в которой всё фиксировано и нет конкурентной среды, такой налог имел бы значение. Но учитывая, что сейчас идёт жесточайшая конкуренция за каждый рубль, я не уверен, что можно просто так взять и поднять ценник на 18%.
Поэтому рисков для конечного потребителя я не вижу. Пока наш условный Google, то есть зарубежные компании, которые у нас не платят НДС, платят этот НДС во всём мире. По сути, мы оставались последней страной, не взимающей НДС с продаж медиаконтента. Так что у компаний уже выработана позиция относительно налогов. Ценник выровнен, и, соответственно, при необходимости платить налог, скорее всего, конечные цены останутся теми же. Поднятие цен будет означать проигрыш в продажах, а это никому не нужно.