Американские праймериз: неэффективность, переходящая в фальсификации
Финальной точкой в процедуре предварительного отбора кандидатов от Демократической партии США стали праймериз в американской столице — федеральном округе Колумбия. Однако эксперты, пресса и даже государственные контролёры единодушно говорят о существенных пробелах в процедуре выборов, технологии регистрации избирателей и в целом в самой организации голосования.
Стоит отметить, что праймериз в столице страны Вашингтон являются последними не только в предвыборной гонке у демократов, но и в целом завершают процедуру отбора кандидатов от основных политических партий Соединенных Штатов. Характерная особенность голосования в Вашингтоне состоит в том, что сам округ Колумбия обладает особым административно-правовым статусом, не принадлежа ни к одному штату и не обладая собственным парламентским представительством в конгрессе. Как отмечают многие американские специалисты по электоральному процессу, в Вашингтоне наиболее наглядно представлены все проблемы и недостатки системы предварительного голосования в США.
Доклад офиса Управления аудита города Вашингтон, вышедший незадолго до праймериз, выявил ряд существенных недостатков в процедуре организации праймериз, за которую несёт ответственность столичный выборный совет. Анализ доклада позволяет утверждать, что организация праймериз не отвечает американским местным и федеральным законам. При этом аналогичные нарушения в других странах традиционно подвергаются американскими официальными представителями жёсткой критике, граничащей с вмешательством во внутренние дела суверенных государств.
Государственные аудиторы отмечают, что сам выборный совет округа Колумбия допустил возникновение существенных пробелов при формировании списков избирателей в округе Колумбия. В частности отмечается, что выборный совет оказался неспособен разработать эффективные методы обновления баз данных по избирателям, в которых обнаруживалось большое количество так называемых мёртвых душ, то есть давно умерших людей, продолжавших фигурировать при составлении списков для голосования.
Масштаб проблем в избирательной системе Вашингтона можно проиллюстрировать таким фактом: при подготовке к праймериз избирательный совет разослал по почте свыше 260 тысяч приглашений по адресам граждан, которые не имели право голосовать, давно умерли или находились в заключении.
Однако этим проблемы избирательной системы американской столицы не исчерпываются. Как оказалось, в Вашингтоне нет единой системы регистрации избирателей, а есть восемь так называемых агентств, имеющих право регистрации избирателей. Причём к таковым относится, например, Администрация парков и зон отдыха, Департамент транспортных средств, а также Офис по делам престарелых граждан. Все эти городские ведомства имеют полный доступ к персональным данным избирателей, что чревато потенциальными фальсификациями, о чём активно пишет американская пресса.
Интересная ситуация складывается и с проблемами при определении возрастов избирателей. Аудиторская проверка показала, что только в Вашингтоне больше 6,5 тысячи избирателей имеют даты рождения от 1800 до 1899 года, что очевидным образом не может соответствовать реальному положению вещей.
Также одной из ключевых проблем не только для процедуры предварительного голосования, но и для всей избирательной системы в целом остаётся дублирование избирателей в соответствующих списках в различных штатах. Для того, чтобы решить проблему американские власти запустили целый информационный проект, призванный улучшить обмен информацией между различными штатами, однако по состоянию на 19 февраля 2016 года из более чем 13 тысяч дублированных записей из списков в округе Колумбия удалена только половина, и совершенно непонятно судьба оставшихся 6 тысяч человек, которые одновременно зарегистрированы как в Вашингтоне, так и за его пределами. В принципе такие граждане вполне могут голосовать по несколько раз в разных штатах.
Ситуация с возможностью голосовать неоднократно усугубляется также и тем фактом, что электоральное законодательство округа Колумбия вообще позволяет получать бюллетень и, соответственно, голосовать без предъявления какого бы то ни было документа И аналогичная ситуация имеет место не только в Вашингтоне, но и ещё в 17 американских штатах, где отсутствуют требования по идентификации голосующих, среди которых такие крупные штаты как Калифорния, Массачусетс, Пенсильвания, а также практически все штаты региона Новой Англии на северо-восточном побережье США. Причём и в этом избирательном цикле, и в целом в американской выборной практике имеется значительный процент фальсификаций и подтасовок, ставящих под сомнение саму идею о некоем превосходстве американской демократии.
— Возможность голосовать без предъявления документов является в Соединенных Штатах наболевшей проблемой. Демократы постоянно блокируют попытки республиканцев внедрить идентификацию при голосовании, утверждая, что представители национальных меньшинств, зачастую не имеют при себе документов и требование их предоставить при голосовании якобы нарушает их гражданские права. Тем не менее эта, скажем так, битва идёт каждые четыре года во время президентских выборов и каждые два года во время промежуточных выборов в американский конгресс. Республиканцы постоянно говорят о том, что демократы используют различные электоральные схемы, привозят людей, которые не являются даже гражданами, не имеют права голосовать. При этом можно утверждать, что количество мигрантов, в том числе и нелегальных, которые принимают участие в выборах в США только растёт. И решения этой проблемы в обозримой перспективе нет, — указывает политолог Виктор Олевич.
Американская история изобиловала масштабными нарушениями избирательных прав граждан. "Грязными" были президентские выборы первой половины 19 века, когда судьбу высшего поста в государстве вообще определял конгресс. Например, на президентских выборах 1800 года разразился громкий скандал вокруг фигур Томаса Джефферсона и Аарона Бурра. А одни из самых нечестных выборов в истории США произошли в 1876 году, когда выигравший кандидат от демократов Самюэл Тилден был фактически силовым путем объявлен проигравшим, а президентом стал Резерфорд Хейс, которому благоволил действующий глава государства Улисс Грант.
Не является исключением и нынешний избирательный цикл в США. Американские СМИ, в частности, пишут о фальсификациях на праймериз в штате Нью-Йорк, когда запутанные местные избирательные законы не позволили проголосовать сотням людей, несмотря на то, что они были зарегистрированы по всем правилам. Аналогичная история произошла и во время праймериз в Аризоне, когда независимые избиратели зарегистрировались в качестве демократов, однако не обнаружили себя в списках, а если и обнаруживали, то выдаваемые им временные избирательные бюллетени, как выяснилось позже, не засчитывались в ходе подведения итогов. По поводу нарушений в Аризоне на сайте Белого дома была размещена соответствующая петиция, набравшая почти 220 тысяч голосов, однако администрация Барака Обамы фактически ограничилась отпиской, указав, что президент не имеет права вмешиваться в расследование избирательных нарушений.
— Проблемы кроются в двухпартийной системе и в системе выдвижения кандидатов от самих партий, потому что, как правило, в американской политической системе идёт противостояние двух кандидатов от демократической и республиканской партии. Хотя долгое время и было много случаев, когда и независимые кандидаты баллотировались на праймериз. Нынешние праймериз в США интересны тем, что у республиканцев победил, можно сказать, внесистемный кандидат. Противоречивый характер американских выборов связан также и с тем, что само общество в США меняется, доля белого населения уменьшается, растет число латиноамериканцев, естественно, что это вызывает и кризис политкорректности, на которой стоит вся американская политическая система, — отметил американист, кандидат исторических наук Арег Галстян.
Завершившиеся демократические праймериз и выход избирательной кампании в США на финишную прямую при соперничестве двух основных кандидатов позволяет сделать вывод о том, что само существо американской избирательной системы и её важнейшего института — процедуры праймериз, остается неизменным, при этом всё больше отдаляясь от собственно демократических процедур, декларируемых Соединенными Штатами на международной арене.
Неэффективная организация работы по регистрации граждан, запутанная и непрозрачная процедура смены партийной принадлежности, широкое поле для фальсификаций при голосовании в значительном числе штатов без предъявления удостоверения личности, наличие привилегированной категории "суперделегатов", чьё голосование предопределяется не мнением избирателя, а личными политическими предпочтениями, в большинстве случаев совпадающих с мнением истеблишмента — всё это не позволяет говорить об американских праймериз, как о подлинно демократической процедуре.