В мучительных поисках ниши
Сценарист Игорь Антоновский — о том, почему, осваивая новые пространства, отечественные производители часто терпят неудачи.
Коллаж L!FE
Продвижение российских товаров на AliExpress закончилось неудачей. Никто не хочет покупать русский ширпотреб, когда все привыкли к китайскому, и это не удивительно. Самые безумные виды самых ненужных вещей, несоответствие фотографий товаров их истинному виду, — всё это давно стало чисто азиатским колоритом, и приезжать в Тулу со своим самоваром представляется чрезвычайно глупым.
Однако последние лет 20 многие российские производители пытаются делать именно это: не открывать собственные ниши, не искать свою идентичность и уникальность, которой можно будет поразить весь мир, а встроиться в уже устоявшиеся ниши, тихонько пролезть к кому-то, что зачастую выглядит крайне нелепо.
Мы мечтаем о хороших собственных автомобилях, о российских смартфонах мирового уровня, о победе нашей сборной по футболу, о голливудского качества кинематографе, а теперь ещё и о своём нелепом ширпотребе на крупнейшей интернет-барахолке мира. Мечтаем и каждый раз смеёмся, как смеёмся над героем Олега Басилашвили, продающим дыни в фильме "Вокзал для двоих". Он выглядит нелепо там, где ему не место.
При этом мы не видим очевидную вещь — ниши складываются исторически, процесс входа в них очевидно не поддаётся поверхностному анализу, который производят пытающиеся занять в них место бизнесмены.
Ниши столбятся, а не штурмуются.
Когда-то застолбив космическую нишу или нишу оборонного производства, мы всё ещё остаёмся там первыми. Но всё, что мы пытаемся взять с наскока, приносит нам сплошное разочарование и смех над самими собой.
Ещё больший смех приносит непонимание этих простых истин и очередная попытка их опровергнуть.
Национальной идеей раз и навсегда должен стать прогресс. Уж простите, что я это повторяю, но ведь эта простая мысль не доходит до многих десятилетиями — не штурм готового, но прорубание нового.
Или вот пример из рекламного и киношного бизнеса, к которому я имею непосредственное отношение: продюсеры требуют от авторов и креативщиков любого проекта референсы — примеры уже существующих успешных фильмов или роликов, не понимая, что именно в поиске референса и лежит первопричина многих неудач. Гениальное и даже просто хорошее сложно воспроизвести дважды.
Брать пример нужно на стадии обучения. Но в бизнесе и рабочем процессе это хорошо делать лишь для собственной осведомлённости о происходящих процессах. Получается, что Россия всё ещё учится современной экономике.
Что ж, будем надеяться, что этот процесс не растянется на вечность, которая и так у нас уже за плечами.