Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации

Регион
23 июня 2016, 08:30

Аист, капуста, секс: что ответить ребёнку на вопрос — откуда я взялся?

Рано или поздно ребёнок задаст этот вопрос, и в первую очередь нужно быть готовым именно родителям, чтобы в самый ответственный момент не потерять дар речи.

Фото: © Flickr/PROsummerbl4ck Follow

Фото: © Flickr/PROsummerbl4ck Follow

Когда и что рассказать?

Осознанный интерес к теме воспроизводства у малыша возникает примерно к трём годам. В этот период он начинать изучать, чем мальчики отличаются от девочек. Тогда-то и возникает череда вопросов: как я появился, где именно был, как вышел?

Специалисты советуют: говорить на эту тему надо, но, что именно рассказывать, — зависит от возраста.

— 3-летнему малышу надо просто сказать, что он появился из маминого животика; 5-летнему можно уже рассказать про клетки; 8-летнему стоит показать схемы устройства половых органов мужчины и женщины; 10-летнему — рассказать о месячных, спокойно прокомментировать целующуюся в парке парочку. А с 14-летним подростком самое время завести разговор о контрацепции. Ключевое правило: не нужно мучить ребёнка такими рассказами, если желания слушать у него нет совсем,— говорит сексолог Дмитрий Новиков.

Психолог Марианна Сафарян советует обращаться к чувствам, объясняя, что такое любовь и секс. По её мнению, можно включить в описание романтическую историю про встречу мамы и папы. Это дополнительно будет формировать модель отношений между мужчиной и женщиной.

— Многие родители дают информацию как инструмент, но не учат, как этим пользоваться. Для девочек, помимо информационной части про органы, как устроено и как функционирует, важно формировать образ женщины — это формируется через игру в куклы, — предупреждает  Марианна Сафарян.

Психолог считает, что детям до 6—7 лет нет необходимости рассказывать о технической стороне вопроса. Лучше рассказать, как жилось малышу в животе, что есть пуповина, через которую он питался, получал кислород, слышал звуки через стенки живота. И будьте уверены, что эта информация вызовет искренний интерес у ребёнка.

"Дети любят истории про себя, они их успокаивают, расслабляют. Это тот столп, предыстория, на котором они потом будут строить свою жизнь"

А вот уже начиная с пубертата (10—13 лет) необходимо давать развёрнутую информацию про поллюции, менструацию, изменение тела, процесс зачатия, созревания, контрацепцию и, конечно же, про чувства. Главное, чтобы ребёнок не ощущал табуированности данной темы, отмечает Сафарян. В противном случае интерес с каждым годом будет разгораться в арифметической прогрессии.

Главное в беседе с ребёнком — не нести чушь про аистов и капусту. Рассказывайте ребёнку только правду в той форме, которая уместна и соответствует возрасту ребёнка. Самый простой способ говорить о процессе размножения в том же ключе, что и обо всех остальных происходящих в природе явлениях: откуда берутся дождь, молния. 

Что нам рассказывали в детстве?

Наталья, 35 лет: В детстве я знала, что мама меня родила, что я появилась из её живота. Про живот никто ничего и не скрывал. Мама часто рассказывала, как она меня рожала: собиралась в театр, накрутила одну часть головы, а вторую не успела — начались схватки. Такая семейная легенда. Помню, что очень удивлялась, как мама, в свою очередь, помещалась в животе у бабушки. Мама была крупнее бабушки раза в три. И вот это у меня никак не укладывалось в голове.

А взаимоотношения мужчины и женщины с мамой никогда не обсуждали вплоть до того, пока я не оказалась беременна. В Советском Союзе ведь секса не было. И разговоров на эту тему тоже не было. Потом девчонки в лагере рассказали.

Андрей, 50 лет: Мне в детстве ничего не рассказывали. Однажды, помню, я маму спросил, может ли у меня быть братик. Это ещё в детском саду. Мама тогда сказала, что без папы не может. А о сексе я узнал во дворе от ребят в первых классах школы.

Вадим, 40 лет: Про аиста несли, было. Чуть позже — про животик, в котором дети заводятся "от любви".

Лена, 28 лет: Сначала мама рассказывала про животик, потом, лет в 6, объяснила, из какого конкретно места появляются дети. Не могу сказать, что я была очень шокирована, но неприятно удивлена точно. Ещё раньше, помню, я где-то услышала про капусту и поинтересовалась, как там появляются дети. Мама с папой сказали, что кого-то находят в животике, а кого-то в капусте.

Про секс узнала от школьных подруг, про половое созревание и методы контрацепции — от классной руководительницы. Она воспитывалась бабушкой и о месячных узнала по факту. В тот момент она думала, что умрёт, поэтому решила рассказать нам всё заранее.

Предупреждён — вооружён 

Конечно, рассказать красивую сказку об аисте или вовсе молчать гораздо легче, чем вдаваться в путаные объяснения. Но ведь рано или поздно ребёнок всё равно узнает о таинстве зачатия, и чем яснее он будет представлять себе процесс и способы защиты от венерических болезней, тем больше шансов, что он вырастет здоровым человеком.  

Основные правила:

  1. Говорите с маленькими детьми честно, не скрывая от них правды, но и не вдаваясь в подробности.
  2. Рассказывайте простым, детским языком, приводя многочисленные примеры.
  3. Начинайте с простых объяснений, с каждым годом дополняя и расширяя информацию.
  4. Продумайте заранее, что расскажете ребёнку, поищите информацию в Интернете и книгах, проговорите наедине с собой несколько раз, если понадобится.
  5. Можно подобрать видео или картинки или даже нарисовать всё самим.
  6. Если не знаете, с чего начать рассказ, вам помогут книги, которые можно читать детям и вместе с детьми.
  7. Заранее продумайте, как будете называть те или иные части тела и сам процесс.
  8. Добавьте в рассказ эмоции, обнимите ребёнка, расскажите, что он — плод любви папы и мамы (что бы вы сейчас ни думали о второй половине), как вы его ждали и радовались появлению на свет своего самого любимого в мире малыша.
Подписаться на LIFE
  • yanews
  • yadzen
  • Google Новости
  • vk
  • ok
Комментарий
0
avatar