Английские машины могут стать редкостью в России
С выходом Англии из еврозоны таможенные пошлины могут вырасти до 20% — уровня пошлин для стран, не входящих в еврозону. Подорожают Jaguar Land Rover, Mini, Aston Martin, Bentley и Rolls-Royce.
Решение о выходе Великобритании из Евросоюза, которое будет поставлено на голосование национального референдума 23 июня (Brexit), может стать причиной роста затрат на производство и экспорт английских автомобилей. Такое заявление в понедельник сделало британское Объединение автопроизводителей и дилеров (SMMT). Остаться в Евросоюзе Англию призвали и главы местных представительств Toyota, BMW, GM, опасающиеся ухудшения конкурентных условий для сборки автомобилей в стране. В России импорт из Великобритании невелик, но и он может оказаться под ударом после Брексита, полагают эксперты.
Несмотря на то что в Англии уже практически не осталось автокомпаний, которые в полной мере отвечали бы понятию отечественные, сам автопром страны довольно обширен. В него входят компании с большими объёмами выпуска автомобилей: Jaguar Land Rover (производит около 250 тысяч машин ежегодно), Aston Martin (около 6 тысяч шт.), Mini (около 200 тысяч шт.), Rolls-Royce (около 4 тысяч шт.), Vauxhall (суммарно на двух заводах около 200 тысяч шт.), Bentley (около 10 тысяч шт.), кроме того, сборочные площадки в стране есть у компаний Ford (около 80 тысяч шт.), Honda (130 тысяч шт.), Toyota (около 180 тысяч шт.) и Nissan (около 500 тысяч шт.).
Крупнейшие автогиганты за последнее время сделали огромные инвестиции в английское производство в расчёте на особый налоговый режим, способствующий экспорту. В прошлом году автозаводы английского государства произвели 1,68 миллиона автомобилей, из них 58% ушли на экспорт в том числе в Россию.
На заре Евросоюза, в середине 1990-х и начале 2000-х годов, автомобильная промышленность Англии находилась в увядающем состоянии. В 2005 году высокие зарплаты рабочих и налоги сделали нерентабельным бизнес последнего национального автогиганта MG Rover Group, производившего до полумиллиона автомобилей в год. Компанию раздробили и продали, большую часть приобрели китайцы из SAIC. Англичане потеряли право на каноничные национальные бренды Austin и Morris.
Евросоюз дал автопрому Англии вторую жизнь, отмечают аналитики аудиторско-консалтингового агентства KPMG. Членство в ЕС обеспечило доступ местному автобизнесу к европейским институтам развития, а также задействовало специфические программы помощи для технологического обновления. По состоянию на 2015 автомобильная промышленность Великобритании получила порядка 3,5 миллиарда долларов от различных инвесторов.
Неформально автопром Англии носит третий порядковый номер в европейском рейтинге после Германии и Франции. Причём англичане заняли очень выгодную нишу в производстве наиболее маржинальных люксовых автомобилей и премиум-класса. По объёмам продаж дорогих машин они уступают только немцам. Но, как и в России, у англичан есть проблемы с местной локализаций, хотя другого свойства: автокомпонентщики с большой осмотрительностью идут на рынок с высокими издержками. Решаются только сильнейшие. К примеру, в скором времени американская компания BorgWarner, производящая моторные турбины, построит завод в Бредфорде для обеспечения конвейера Jaguar Land Rover.
Местные поставщики обеспечивают лишь 35% от потребностей сборочных производств страны; в зависимости от производителя от 20% до 50% компонентов английские автокомпании получают из ЕС.
Сейчас общая таможенная зона с Евросоюзом позволяет автокомпаниям Туманного Альбиона беспошлинно ввозить комплектующие, изготовленные на территории Европы. Однако вместе с выходом Англии из еврозоны таможенные пошлины могут вырасти до 20% — уровня пошлин для стран, не входящих в еврозону.
— Наши европейские цепочки поставщиков были фундаментом в вопросе обеспечения запросов клиентов и были залогом роста компании и её прибыли, — такое заявление в понедельник сделал финансовый директор компании Jaguar Land Rover Кен Грегор.
Не менее обречённо поддержали коллегу в английском представительстве компании Toyota, распространив письмо среди служащих от имени администрации компании.
— Наши заводы в Бернстоне и Диисайде были построены в Соединённом Королевстве для того, чтобы делать автомобили и двигатели для Европы. Если Великобритания покинет ЕС, мы полагаем маловероятным сохранение нынешних торговых соглашений… Это означает, что мы будем вынуждены платить пошлины за автомобили и автокомпоненты, — цитирует "Блумберг" письмо компании.
Выход из еврозоны и, как следствие, увеличение затрат на производство автомобилей ударят по импорту английских автомобилей в Россию, которые и без того с большим трудом продаются в нашей стране.
Суммарно за январь-май 2016 года Jaguar Land Rover смог реализовать на нашем рынке 4,5 тысячи авто (-13,6% по сравнению с аналогичным периодом в прошлом году), марка Mini продала 567 машин (-11%). За то же время в люксовом сегменте производитель спорткаров Aston Martin реализовал 2 автомобиля (столько же, сколько годом ранее), Bentley — 78 штук (-10%), Rolls-Royce — 46 машин (-39%).
Фактически в России присутствие английского автопрома уже сейчас свелось к автомобилям верхнего ценового сегмента, вероятные увеличения цен только усилят эту тенденцию, уверен управляющий партнёр EURussia Partners Сергей Бургазлиев.
— Сегмент массовых автомобилей сейчас уже и так очень скудно представлен английским экспортом. Honda, некогда поставлявшая из Великобритании Jazz, Civic и CR-V, фактически свернула бизнес в России, перейдя в режим предзаказа. Компания Nissan после перевода сборки кроссовера Qashqai на свой завод под Санкт-Петербургом больше не имеет автомобилей, ввозящихся из Англии. Ранее Toyota сняла с продажи на нашем рынке модели Auris и Verso, которые шли оттуда же. Фактически на наш рынок идёт только английский премиум, а у него небольшие изменения в цене на продажах практически не сказываются, — отметил Бургазлиев.