Россия вступает в новую большую игру
Публицист Владимир Никитаев — о том, что скрывается за громкими высказываниями Джорджа Сороса.
Фото: © REUTERS/Yuri Gripas
Надо отдать должное Джорджу Соросу с его пещерным русофобством — он умеет оставаться в поле зрения СМИ.
В феврале Сорос взбудоражил публику заявлением о возможном "банкротстве" России в 2017 году, когда наступит срок выплаты большинства иностранных займов, и высказал мнение, что развал Евросоюза — это самый эффективный способ избежать финансового коллапса для российских властей.
В начале июня Сорос предрёк практически неизбежный распад ЕС из-за миграционного кризиса, греческой проблемы и потенциального выхода Великобритании.
И если сегодня он говорит, что "Россия превращается в мировую державу", то лишь для того, чтобы в преддверии референдума в Великобритании подстегнуть усилия ЕС по недопущению центробежных тенденций, как можно сильнее напугать "мировое цивилизованное общество" и мобилизовать его на борьбу с Россией.
Однако же на эту ситуацию можно взглянуть и таким образом, что "дыма без огня не бывает". А именно — вспомнить завершившийся на днях Петербургский международный экономический форум и заявленную на нём президентом Путиным инициативу по созданию континентального Евразийского партнёрства с участием Евразийского экономического союза, СНГ, Китая, Индии, Пакистана и Ирана. Китай уже высказал своё позитивное отношение к проекту.
Это заявление, по сути, означает, что Россия вступает в новую большую игру — игру по формированию нового мирового порядка, игру, которая ведётся путём создания крупных коалиций.
Стратегическая инициатива здесь пока принадлежит США, которые первые поняли, что быть глобальным гегемоном в прежнем смысле этого слова уже невозможно: на это ни у кого не хватит ни экономических, ни военно-политических сил. Однако есть возможность доминировать в достаточно крупных коалициях государств, быть, так сказать, мировым "квазиполюсом".
Реализацией этой идеи сегодня является создание Транстихоокеанского партнёрства, а также переговоры по формированию Трансатлантического торгового и инвестиционного партнёрства. Из первого партнёрства демонстративно исключён Китай, как глобальный конкурент, а из второго — Россия.
Китай отреагировал на это предложением странам АСЕАН создать Всеобъемлющее региональное экономическое партнёрство. Нужно учитывать, что новые правила создания конкурирующих коалиций не исключают вхождение в них одних и тех же, но не основных игроков.
Теперь в игру вступила Россия, предлагая в том числе и европейским странам присоединиться к проекту Евразийского партнёрства.