Садисты, мафиози и дезертиры. Как русских изображают в играх?
Мафиози и хладнокровные убийцы, солдаты без принципов и мозгов, геи и военные преступники — если коротко, то так. Но это далеко не всё. Лайф выяснил, какие образы наших соотечественников тиражируют в играх. Результаты, надо признать, обескуражили.
Стереотип 1: русские — это мафиози
Медведи, баклажка спирта, солёный огурец и характерный "брайтонский" говорок. Что вы думаете, когда слышите этот набор характеристик? "Клюква же". Что понимает американец? За редким исключением — вот она, мафия. Обязательно русская. Редко трезвая, быкующая и разнузданная. В России лихие девяностые давно минули, чего нельзя сказать о видеоиграх. Типаж Russian Mafioso слишком распространён.
Яркий пример — группировки наших соотечественников в Grand Theft Auto IV. Высказывания о необходимости есть капусту при наличии картошки вошли в геймерский фольклор и со дня на день рискуют стать современной классикой. Впрочем, то клоуны. Гораздо интереснее русская мафия показана в Max Payne. Владимир Лем — хороший "приятель" Макса, хоть и не похож на идиотов из GTA, но положительным персонажем его определённо назвать нельзя. Да и клуб "Рагнарёк", переименованный им в ресторан "Водка", говорит о многом.
Стереотип 2: садист и голубой
Нежная любовь между двумя ковбоями из "Горбатой горы" кому-то кажется странной. Дескать, как так: мужество и геи. Геи и мужество. Не сходится картинка. А как вы отнесётесь к тому, что в сюжете Metal Gear Solid 3 есть полковник ГРУ, который мало того что гомосексуален, так ещё и садист? Просто double penetration.
Протагонист Metal Gear Solid 3: Snake Eater, американец по имени Джон, сполна ощутил обе стороны характера Евгения Волгина. Стараясь проникнуть в хорошо охраняемую крепость, он попадается на сущей нелепости — прикидывается "не тем". Приняв личину одного из солдат противника, Снейк просчитывается, поскольку его новое альтер эго оказывается любовником Волгина. Как Евгений определил подмену? Да в буквальном смысле ощупав... причинное место шпиона. Дальше Джона пытали. К слову, Волгин ещё хотел скинуть Никиту Хрущёва с поста генсека. Такие вот пироги с котятами.
Стереотип 3: жертва террора
Далеко не всегда русских в играх изображают кончеными мразями. Иногда в ход идут более изощрённые приемы. Сколько вы знаете виртуальных развлечений, где показан террористический акт? На ум приходят разве что Splinter Cell, Battlefield и Call of Duty. В последней как раз и присутствует миссия, вызвавшая широкий общественный резонанс как в нашем отечестве, где её вырезали из PC-версии (о ситуации подробнее читайте ниже), так и в мире.
Речь об эпизоде в российском аэропорту из Call of Duty: Modern Warfare 2, во время которого оперативник под прикрытием вынужден участвовать в расстреле мирного населения. "Ни слова по-русски" (в оригинале No Russian) — звучит жестковато, не находите? А выглядит ещё ужаснее. Разумеется, геймеры могут и не стрелять по "гражданским", но назовите нам хотя бы одного человека, который, будучи поклонником боевиков, не станет жать со всей дури на гашетку, если такая возможность в игре присутствует?
Стереотип 4: тупая солдатня
В мире существует не так много видеоигр, основанных на биографии реальных людей. Rogue Warrior про морского котика по имени Ричард Марсинко — пример того, что исключения всё же случаются. Причём в тот момент, когда их совсем не ждёшь. Творение Rebellion Developments и Bethesda Softworks представляет собой типичнейший пример интерактивного треша, сдобренного щепоткой "тактических" элементов и украшенного "реальными фактами из биографии солдата". Ага, как же.
Впрочем, в контексте нашего материала важно другое. Под самый финал Ричард добирается до нашей страны, и... начинается цирк с конями. Развесистая клюква по всем углам, странноватого качества юмор — всё это перекрывается одним фактом: солдаты в Rogue Warrior представлены откровенными карикатурами на самих себя. Тупыми безвольными марионетками, которые гибнут под натиском бравого американского вояки. И это было бы не так страшно, не распространяйся стереотип на множество шутеров, где в той или иной форме фигурируют российские/советские войска. Из относительно недавнего — переиздание Golden Eye 007: Reloaded для PlayStation 3 и Xbox 360.
Стереотип 5: военные без принципов
Переписывать историю нынче модно. И советские солдаты не сражались на полях Второй мировой, и американцы (в одиночку, видать) скинули Гитлера. Ещё совсем недавно, буквально в середине нулевых, при рассказе о победе над фашистами было принято хоть в каком-то контексте упоминать СССР. К несчастью, всё это в итоге вылилось в Company of Heroes 2 — стратегическую игру, где Советский Союз показан как тюрьма народов — этакий Мордор из произведений Толкиена, но во плоти.
Пожар разгорелся едва ли не сразу после релиза. Популярный видеоблогер обратил внимание на то, что игрокам предложили... сжигать дома мирного населения. Это усугубилось откровенно мерзким сценарием, пропитанным концентрированной антисоветчиной. Что интересно: когда-то наше телевидение об этой RTS даже рассказывало в позитивном ключе. Дескать, канадская студия собирается поведать про подвиг СССР. Поведали на свою голову...
Стереотип 6: борец с системой
Почти все стереотипы, упомянутые выше (за вычетом, пожалуй, жертв, но и это не самая лестная характеристика), не могут похвастаться объективным отображением российской действительности. Мафиози, военные преступники, гомосексуалы и садисты. Но есть ли среди всего этого потока нечистот хоть что-то светлое? Пожалуй, да. Речь о Викторе Резнове — герое боевика Call of Duty: World at War и Call of Duty: Black Ops.
Виктор — патриот и верный солдат своего отечества. Участник событий Второй мировой и... один из заключённых в советском лагере. Мы не будем рассказывать, как именно он туда попал (может быть, вы захотите сами узнать), однако важно, что именно Резнов — один из самых адекватных "русских" персонажей в игровой индустрии. Чего нельзя сказать об охранниках воркутинского лагеря, восстание в котором этот персонаж и разжигает, пытаясь помочь выбраться своему "американскому другу".
А есть ли выход?
К повальной клюкве мы привыкли (спасибо эпохе видеосалонов), но как быть, если изображаемая в игре сцена явно противоречит культуре самого народа? История отечественного рынка знает всего несколько примеров, когда игры с, мягко говоря, не совсем корректным отображением России снимались с прилавков. Первый из них произошёл незадолго до релиза Call of Duty: Modern Warfare 2. Из-за миссии No Russian на магазинные полки так и не попала локализованная версия для консолей. Из PC-варианта злосчастный эпизод оказался попросту вырезан при помощи патча.
Второй случай "цензуры" — снятие с продаж Company of Heroes 2. После поднявшейся волны негодования издатель посчитал правильным отказаться от распространения стратегического хита. Впрочем, запрет коснулся исключительно коробочной версии — в том же Steam эту стратегию до сих пор можно без проблем пробрести за вполне вменяемые деньги.
Практика прямого вмешательства в индустрию развлечений сегодня крайне слабо распространена в современной России. Государство старается не трогать эту область массовой культуры. В результате игры, где появились "нормальные русские", можно пересчитать буквально по пальцам. Да, у нас была "Операция: Silent Storm" и ряд других военных стратегий, но этого откровенно недостаточно. Особенно если учесть, что в США ещё совсем недавно выходили действительно патриотические игры, направленные на создание позитивного образа американской армии.
Кто-то скажет, что "инвестиции в наши студии" приведут к созданию ещё одной треш-поделки. Но ведь ничто не мешает заказать хорошую стратегию или шутер у зарубежных компаний, которые собаку съели на подобного рода развлечениях. В конце концов, какая разница, где именно сделан продукт, — куда важнее, что он показывает и о чём рассказывает.
Наше небольшое исследование продемонстрировало, что в мире видеоигр хватает стереотипов, связанных с Россией и её жителями. До недавнего времени ситуация отчасти напоминала кино 80-х. Вроде соответствующие типажи на месте, однако лучше бы этих медведей, водки и балалайки не было. К счастью, за последние годы откровенной "небывальщины" появляется всё меньше. Но не обольщайтесь. Дело не в том, что русских стали показывать такими, какие они есть на самом деле, — просто наши соотечественники по большей части видеоигры покинули, уйдя в мобайл. И, знаете, лучше так, чем фразы про картошку и замечательный ресторан с ласкающим уши названием "Водка".