Стадное чувство отдыха
Руководители компаний рассказали Лайфу, как здорово уходить в отпуск всем офисом одновременно.
В России практика коллективных отпусков скорее исключение из правил, чем распространённая практика. Редкий работодатель соглашается на такой эксперимент. Исключение из правил составляют отрасли, где люди являются ключевым для компании ресурсом, или сферы с ярко выраженной сезонностью работ.
— Это может относиться к творческой сфере, IT-разработкам, высокоуровневому консалтингу и т. д. Так, мы знаем случаи, когда целый отдел дизайна отправляли в отпуск на две недели, поскольку только так они получали необходимое для работы вдохновение. Один наш работодатель согласился отпустить всю команду разработчиков программного обеспечения на неделю на Бали, но с условием, что они успеют завершить проект. В обоих случаях эти люди были бесценны для компании, и отказ работодателя удовлетворить их требования мог привести к серьёзным рискам для бизнеса, — рассказал нам Георгий Самойлович, руководитель группы подбора персонала кадрового агентства "Юнити".
Одна из сфер, где невозможно такое ноу-хау, как коллективный отпуск, из-за необходимости постоянной связи с клиентами, — агентский бизнес. По словам Анжело Дарьи, руководителя отдела копирайтеров агентства интегрированных коммуникаций Comunica, невозможно представить ситуацию, когда один из отделов уйдёт в отпуск в полном составе.
— Если раньше мы чувствовали периоды сезонного затишья летом и в январе, то последние годы уже и в эти тихие месяцы работа у нас кипит. Отпуск всегда планируется заранее так, чтобы ни один клиент не пострадал. Есть сферы, в которых работа строится по-другому, образовательная например. Но в бизнесе я с таким никогда не встречалась, — говорит Дарья.
Сотрудники IT-компании CloudOffice отдыхают весь июль.
Рассказывает Дмитрий Порочкин, генеральный директор компании:
— У нас в компании для коллективного отпуска единогласно выбран июль. В штате 18 человек, и все вместе с директором отдыхают с первого понедельника по последнюю пятницу месяца. Такое решение я принял 3—4 года назад, потому что в летний период отпусков у нас мало работы. Каждый год мы к началу мая ещё раз обсуждаем, готовы ли мы оставить работу в июле. В этом году впервые мы, возможно, впервые за несколько лет не пойдём все вместе в отпуск, потому что появилось много новых клиентов, а вместе с ними и работы.
Но при этом остаются ещё дни отпуска, которые положены по трудовому законодательству, и их можно использовать в любое другое время, например, если у супругов не выходит вместе отдохнуть в июле, т. к. второго не отпускают на работе. Помимо этого есть зимние каникулы, майские. Но у нас при этом есть такая договорённость с сотрудниками: если срочно нужна их помощь по работе, то в течение часа-полтора они должны выйти в Интернет и решить возникшую задачу (обычно не требуется более 30 минут).
Финансово для нас это не влечёт никаких потерь, потому что у нас услуги на аутсорсинге и с клиентами заключаются годовые договоры на ежемесячную абонентскую плату. Даже если продажи нулевые, прибыль не падает. На атмосфере в коллективе общий отпуск тоже сказывается положительно, все возвращаются с новыми силами и эмоциями и готовы работать по полной программе.
В флористической мастерской "Велоцветочница" отпуск полгода — с октября по апрель.
Рассказывает Соня Польская, основатель компании:
— У нас сезонная работа — с апреля по октябрь. Для своих букетов мы используем только полевые цветы, не заказываем их из-за границы, как обычные флористические мастерские. Поэтому все уходят в отпуск в октябре и возвращаются в апреле. В холодное время сотрудники занимаются другими проектами и делами, как правило, это не связано с цветами. Мы не работаем ни 14 февраля, ни 8 Марта, когда спрос на цветы самый высокий, и целыми днями пишем отказы клиентам в это время, хотя они обращаются к нам очень активно. Мы говорим, что теоретически можем выполнить их заказ и купить растения на цветочной базе, но с тем же успехом они могут обратиться в любую другую цветочную лавку и смысла в этом особого нет.
Бизнес принадлежит одному человеку — мне, и есть три основных сотрудника. Все они работают с прошлого года, как и сам бизнес. Сотрудники получают зарплату, доли в деле не имеют. Есть ещё штат курьеров в 20 человек и волонтёров человек пять. Зимой никто ничего не получает, в том числе и я, конечно же. Но все у нас очень идейные и со мной с самого начала, когда деньги не получал никто — ни я, ни они. Вначале это вообще всё было для них просто ради удовольствия, а потом всё начало разрастаться, появились какие-то деньги.
В моих планах развить этот бизнес до собственного тепличного производства, работающего круглый год, конечно. Тогда и вопроса, чем заниматься зимой, не возникнет. Но пока что об этом рановато говорить, мне нравится развиваться постепенно, без рывков.
В отпуск целыми отделами: в компании "Велосайт" отдыхают осенью.
Рассказывает Евгений Шевелев, генеральный директор магазина:
— Наш бизнес сезонный, поэтому летом в компании работает вдвое больше людей, чем зимой. В несезон люди, конечно, тоже приобретают велосипеды, но с меньшей активностью. В основном это дорогостоящие модели, традиционных скидок на которые ждут увлечённые велосипедисты, и детские велосипеды в качестве подарков на Новый год. Обороты компании в худший месяц — ноябрь ниже лучших, апрельских примерно в 6—7 раз. Для персонала пик продаж с апреля по июль — возможность получить больше бонусов, самые большие зарплаты, поэтому они следуют нашим рекомендациям не ходить летом в отпуск не то что без возражений, а даже с радостью.
В конце февраля на проектную занятость мы набираем 30 человек, контракт с ними заключаем с марта по октябрь. Некоторые сотрудники вновь возвращаются к нам в следующий сезон, около 5% сотрудников. Летом они продают велосипеды, а зимой кто-то тренирует кайт-серферов в Египте, кто-то дирижирует оркестром. Те же, кто в штате постоянно, а это 35 человек, привыкли работать над проектами в микрокомандах из специалистов разных подразделений. Поэтому они не только согласуют даты отпуска с руководством, но и между собой.
Большинство сотрудников уходит в отпуск по окончании высокого сезона продаж, самый популярный месяц — сентябрь. Я езжу в отпуск также в начале осени и в течение зимних каникул. Стараюсь выбираться на отдых на время государственных праздников. В прошлом сентябре-октябре, к примеру, одновременно были "на каникулах" 12 человек из отдела продаж, а затем — весь IT-отдел. Когда все вернулись, команда занялась редизайном сайта.
В IT-компании Iconn App все уходят в отпуск на майские праздники.
Рассказывает генеральный директор Дмитрий Щукин:
— В нашем штате работает свыше 20 человек. Наш коллективный отпуск — это отдых с 1 по 9 мая. Мы решили подойти к вопросу так: те 3 рабочих дня, которые приходятся на 4, 5 и 6 число, мы отрабатываем по субботам в течение трёх последующих недель до конца месяца, а на майские как следует отдыхаем. Такое решение обосновано тем, что вся наша работа ведётся из облака, и в случае абсолютной необходимости вся команда может оперативно реагировать на любую ситуацию, общаясь через корпоративный мессенджер Slack.
В мае спрос на наш сервис не падает, но мы всё равно можем оперативно обрабатывать заявки и обращения из любого конца света, используя активную переадресацию писем и звонков между нашими сотрудниками. Грубо говоря, даже если и приходится поработать полчаса в день, то не из офиса, а в отеле на курорте. К тому же мы оповещаем в рассылке всех наших клиентов, что если что-то срочное, они могут на нас рассчитывать 24/7, но также намекаем, что если дело не "горит", то наши девочки отдыхают и мучать их не надо.
Как руководитель я получаю и отслеживаю всю динамику по работе сервиса, звонкам, письмам, рекламе, активностям в своём личном кабинете и системе онлайн-мониторинга. Так что я и сам спокойно отдыхаю во время нашего импровизированного отпуска, зная, что ничего экстраординарного не произойдёт.