Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации

Регион
12 июля 2016, 08:00

На рынке балалаек побеждают китайцы и португальцы

Исконно русский инструмент всё больше и больше отдаляется от своих корней. Китай и Португалия уже подмяли под себя мировой рынок балалаек и постепенно оккупируют прилавки российских магазинов. Лайф выяснил, почему даже знак "Сделано в России" не является гарантией того, что вы купили отечественный инструмент.

Фото: © РИА Новости/Максим Богодвид

Фото: © РИА Новости/Максим Богодвид

Сегодня в России производят духовые, язычковые, смычковые, ударные и народные музыкальные инструменты. Вы удивитесь, но такие популярные в стране пианино и рояли делают заморские мастера. Ведь у нас нет ни одной фабрики по их изготовлению. По словам опрошенных Лайфом экспертов, почти все струнные атрибуты посиделок у костра на отечественном рынке — привозные.

— Заказчики "плачут", но покупают в Китае. Профессиональные инструменты ручной мастеровой работы им никогда собственными силами не сделать. У них поток и отсутствие профессиональной школы, — рассказали Лайфу на  "Производственном комбинате музыкальных инструментов фонда П.И. Чайковского". — Сейчас Китай активно делает балалайки. Но они кустарно всё изготавливают, без технологии, и даже уже с нами конкурируют за счёт массовости и дизайна. Люди занимаются, оттуда привозят это "барахло". Китайские балалайки не звучат, нет отдачи звука, потому что обрабатывать нужно специально древесину. Но они красивые. 

Предприятие делает профессиональные народные музыкальные инструменты индивидуальной работы: домры, балалайки, гусли, национальные инструменты народов России (больше 80 наименований и категорий). По словам представителя комбината, ситуация с производством народных инструментов сложная.

Фото: © РИА Новости/Максим Богодвид 

— Практически 80% сырья комбинат закупает за рубежом, — говорит представитель комбината. — Это не позволяет нам нормально развиваться. Например, в советские времена была поддержка со стороны государства, Москомимущество предоставляло помещение в прямую аренду сроком на 49 лет. В конце 1980-х годов на нашем предприятии только мастеров по изготовлению народных инструментов работало более 130 человек. А сейчас мы вынуждены арендовать небольшое помещение, где работают 18 мастеров предпенсионного возраста. В цеху 10 человек, плюс ещё люди на дому, в своих мастерских в Шихово, в Нахабино. Сдают нам продукцию. Больше предприятие не может себе позволить. Не может обучать молодых мастеров: высокая аренда. Кроме того, мы ведь работаем на территории другого предприятия. Не знаем, что будет завтра, может быть, нас выкинут отсюда. У нас специфическое производство: пилёжка, долбёжка, лакокрасочный цех. 

В интернет-магазине JAZZ-SHOP Лайфу рассказали, что закупают, как правило, балалайки  российского производства: ижевские и петербургские. В столичном магазине "Аккорд" тоже отметили, что работают с отечественными производителями инструментов. Однако, как выясняется, даже "российские" инструменты при подробном рассмотрении могут оказаться не совсем нашими...

Китай — не главная угроза российским балалайкам

Сергей Ключников, совладелец бренда "БалалайкерЪ" (один из крупнейших участников российского рынка балалаек), отметил, что в мировом масштабе на рынке балалаек доминируют вовсе не китайцы, а португальцы, румыны и пакистанцы:


— Китай, как ни странно, не является ключевым игроком на данном рынке и в российском и в мировом масштабе. Основные — это румыны, пакистанцы и, что удивительно, португальцы, возможно, не без помощи китайцев, кстати.

Российский сегмент не на первых позициях. В нашей стране отечественные производители контролируют около 70—75% рынка.  В мировом контексте этот показатель гораздо скромнее — 10—15%. Один из ключевых игроков российского рынка — частные музыкальные мастера и небольшие артели. По разным оценкам они, в совокупности, производят около 100—120 балалаек в месяц. Они оттягивают на себя самый маржинальный сегмент.

Если говорить о более-менее промышленных масштабах, есть "БалалайкерЪ" и фирма "Дофф", которая является преемником фабрики имени Луначарского (Санкт-Петербург). В своё время предприятие было одним из крупнейших мировых производителей музыкальных инструментов.  Кроме того, есть завод в Ижевске (у них меньше объёмы производства, порядка 30—40 штук в месяц). Он сейчас пытается перейти из низкого ценового сегмента в средний. Для балалайки это — 20—25 тыс. руб за экземпляр. В масштабе СНГ заметное место занимает львовская фабрика "Трембита".        

Есть ряд небольших сообществ, которые выпускают дорогие профессиональные балалайки. В частности, Комбинат имени Чайковского, мастерская Дмитрия Наумова, артель Валерия Гребенникова. Балалайки —  это технологически непростой инструмент. Сделать её, пожалуй, не менее сложно, чем скрипку. Гребенников наладил производство балалаек в Поднебесной. Китайцы быстро учатся и, благодаря боссу из России, подтянулись и по качеству работы, и по материалам. 

"БалалайкерЪ" принципиально ставит своей целью делать балалайки только из отечественных материалов — клён, бук, ель, вишня и груша. Всё то, что произрастает в России. Как написано в старых рецептах. За рубежом фирма закупает только струны, и то в виде полуфабрикатов — в бабинах. Мастера сами их нарезают. 

— Государство нам не помогает, никаких преференций от него мы не получаем, — говорит Ключников из "БалалайкерЪ". — Если исключения и делаются, то именно для частных музыкальных мастеров. Допустим, в каком-то регионе есть балалаечная мастерская — естественно, что она обслуживает интересы местных учебно-музыкальных заведений. Государство опосредованно, через систему музыкального образования, значительно подпитывает таких мастеров. 

Кто покупает инструмент "всея Руси"

Расчётного времени изготовления балалайки на производстве не существует. Компания выпускает их  партиями по 100—120 штук в месяц. Проще сделать много серийных инструментов по шаблону, чем одну дорогую заказную балалайку. Рынок наших инструментов, ориентированных на любителей традиционной и этномузыки, растёт так, что фирма не справляется со спросом.

— Наши основные клиенты — в возрасте около 25 лет, — говорит Ключников. — Как ни странно, туристы не дают сколь-нибудь значительной доли в нашей системе продаж. Порядка 90% наших клиентов — люди без музыкального образования, простые любители музыки. Ощутимый рост спроса в нашем случае связан с возрождением интереса к традиционному типу балалайки в молодёжной среде.

Генеральный директор  "Дофф" Алан Дзудцов подтвердил Лайфу, что русских народных инструментов, которые делают китайцы, не так уже и много на рынке.

Дзудцов выкупил десять лет назад фабрику музыкальных инструментов имени Луначарского. Она прекратила существование в 2005 году. У предприятия были проблемы с долгами, плюс помещение в центре города. Всё ушло под очередной бизнес-центр.

— Нам с друзьями стало жалко, выкупили производство и перевезли на новое место, — пояснил Лайфу Дзудцов.

Фирма занимается, помимо гитар, производством щипковых народных инструментов: балалайки и домры. Когда есть поддержка музыкальным школам, то они, по словам Дзудцова, с удовольствием приобретают народные инструменты и открывают классы. Правда, сейчас срезают всякую поддержку. Многие преподаватели жалуются, что им сокращают часы и всё меньше детей занимаются.

Если ребёнку нужно в музыкальную школу, то для первых пяти лет достаточно инструмента, который стоит 12—15 тысяч рублей. Если это фольклорные кружки, то затраты падают до 7—9 тыс. рублей. 

— В месяц мы делаем около 100 инструментов. Раньше было больше — ведь больше было и музыкальных школ. Надеемся, что со временем ситуация изменится, потому что к народному инструменту интерес растёт, — говорит Дзудцов. 

По его словам, один мастер может делать 5—6 инструментов в месяц. Численность работников на предприятии — около 30 человек. 

— Стараемся использовать местное сырьё. В основном это — клён и орех. Есть, конечно, составляющие, которые только за границей производят. Например, балалаечная фурнитура. И то сейчас ребята в Пензе начали делать. Россия не производит полиуретановые лаки, поэтому приходится использовать только импортные, из Италии, — говорит Дзудцов.

Балалайки китайские не вредят имиджу балалаек русских 

— То, что балалайки китайские, на имидж России никак не влияет: их покупают туристы, а не музыканты, и они в этом совершенно не разбираются. Звук есть — значит всё хорошо, к тому же не так дорого. Это часть стандартного набора сувениров из России: бутылка водки, шапка-ушанка, балалайка и матрёшка, — сказал Лайфу член Гильдии маркетологов Николас Коро. — На самом деле Китай — основной поставщик сувенирной продукции стран Европы и Азии. Китайские более 90% магнитов, которые вы привозите из отпуска. Или, например, кломпы — голландские национальные деревянные башмаки, которые продают туристам. Сувениры уже второй десяток лет одно из наиболее ёмких для китайского среднего бизнеса производств.

Для информации, существует два вида балалаек: академические и традиционные. У них разное назначение и разная музыка.

Академическая балалайка — инструмент для профессиональных музыкантов, его используют в оркестрах, музыкальных школах, консерваториях. Это балалайка особой конструкции с нейлоновыми струнами. Для этого инструмента существует фиксированная настройка. Для обучения нужен нотный самоучитель или музыкальная школа.

Традиционная балалайка — инструмент, на котором играют в народной, главным образом, крестьянской среде. Эта балалайка для самостоятельного любительского музицирования. На такой балалайке устанавливаются металлические струны. У неё множество разнообразных типов настройки. Обучиться простейшей игре на такой балалайке можно за 10—15 минут. Музыкального образования не требуется. 

Подписаться на LIFE
  • yanews
  • yadzen
  • Google Новости
  • vk
  • ok
Комментарий
0
avatar