Музы Пикассо в жизни и на картинах: найди 10 отличий
115 лет назад открылась первая выставка 19-летнего испанца Пабло Пикассо. Художник, чьи работы похищаются чаще всего, очень любил женщин и пользовался у них большим успехом. Лайф сравнил, насколько сильно отличаются изображения муз Пикассо на портретах художника и в реальности.
Фернанда Оливье — "Женщина с грушами", 1909 год
В 1904 году Пикассо переехал из Барселоны в Париж, где вскоре познакомился со своей первой большой любовью — Фернандой Оливье. Она была выше его на голову и обладала внешностью аристократки. Правда, её работа совсем не соответствовала внешним данным — она была служанкой. Их роман продолжался 9 лет и закончился, потому что Пикассо, как художник, не мог остановиться на одной музе.
Изображал свою возлюбленную Пикассо совсем не изящно. На картине 1909 года Фернанда больше похожа на вырезанное из дерева массивное изваяние, чем на стройную и утончённую женщину.
Марсель Умбер (Ева Гуэль) — "Женщина в сорочке, сидящая в кресле", 1913 год На смену высокой и шумной Фернанде пришла хрупкая и тихая Марсель, которую Пикассо предпочитал называть именем первой женщины на земле — Евой. Чаще всего художник писал возлюбленную в виде музыкальных инструментов — её фигура служила силуэтом для изображения скрипки или гитары.
Ей повезло меньше, чем остальным женщинам: как такового портрета Евы Пикассо не написал. Видимо, её фигура привлекала его больше, чем лицо. На картине "Женщина в сорочке, сидящая в кресле" только угадывается внешность музы: грудь, плоский живот и длинные волосы. Пикассо хотел, чтобы рассматривая его обнаженную любовницу, смотрящий больше фантазировал.
Ольга Хохлова — "Бюст женщины", 1929 год
Русская балерина и светская красавица сразу привлекла внимание художника, когда в 1917 году он впервые увидел её в составе труппы Дягилева. Она стала первой женой Пикассо. Ольга просила мужа изображать себя узнаваемой, и первое время художник подчинялся. Пикассо гордился женой, её манерами и умением держать себя в высшем обществе. Их идиллия продолжалась 15 лет, пока художник не начал тяготиться семейной жизнью. И перед самым расставанием он написал портрет Ольги, где вместо очаровательной улыбки у неё оскал и змеиный язык. Изображая таким образом красавицу, Пикассо хотел показать, что охладел к ней.
Мария Тереза Вальтер — "Лежащая обнаженная", 1932 год
На смену русской жене пришла семнадцатилетняя блондинка. Мария Тереза не была спутницей жизни художника, она стала для него объектом вожделения на некоторое время. Весёлая и активная девушка заставила Пикассо отказаться от ломанных линий и перейти к округлым. Поэтому на многих картинах, Мария Тереза изображена как обладательница пышных форм.
Дора Маар — "Дора Маар с кошкой", 1941 год
Чтобы стать любовницей знаменитого художника, Дора даже подралась с Марией Терезой Вальтер в студии Пикассо. Позже художник признавался, что эта драка стала одним из самых ярких событий его жизни. Вообще Дора была эмоциональной и неуравновешенной женщиной, а Пикассо терпеть не мог истерик, что и стало причиной их разрыва.
Чаще всего художник изображал Дору в виде плачущей женщины, Пикассо говорил, что не мог писать её улыбающейся. На картине "Дора Маар с кошкой" художник не изменяет себе: на полотне мы видим грустную женщину с искажёнными пропорциями. Пикассо пощадил только кошку — с её пропорциями всё в порядке.
Франсуаза Жило — "Женщина-цветок", 1946 год
Во время немецкой оккупации в 1943 году 62-летний Пикассо встретил 21-летнюю Франсуазу. По началу девушка была просто поклонницей и ученицей знаменитого художника, только спустя полгода они стали любовниками. Пикассо много фотографировал возлюбленную, впрочем, картин с ней оставил тоже не мало. Обычно он изображал её с тонкой талией, высокой грудью и пышной копной волос.
В портрете "Женщина-цветок", чтобы передать стройность девушки, художник превратил её тело в стебель, покрытый листьями и плодами.
Жаклин Рок — "Жаклин с цветами", 1954 год
Жаклин стала последней возлюбленной художника. В 1961 году 79-летний Пабло и 34-летняя Жаклин поженились. Из 20 лет прожитых вместе, 17 он рисовал только её. Чаще всего художник изображал жену турчанкой, передавая её покладистый характер: она даже называла его "мой господин". Пикассо всегда подчеркивал миндалевидный разрез её глаз и длинную шею. А на картине "Жаклин с цветами", изобразив женщину с чересчур прямым носом, художник сделал её очень похожей на сфинкса.