Едем в Крым на автомобиле: как не попасть в ямы и лапы гаишников
О том, как попасть в бывшую всесоюзную здравницу на автомобиле, не превратив при этом долгожданный отдых в воспоминания о зря потраченных деньгах.
Раньше на машине россияне ездили на полуостров через Украину, теперь же дорога идёт через порт Кавказ. Лайф выяснил, насколько изменились удобства автомобильных туристов, отправляющихся в Крым этим летом.
Путешествие на полуостров на машине выглядит экономически более выгодным на фоне цены на авиабилеты, которая сейчас составляет в среднем 20 тысяч рублей (туда и обратно, без пересадок из Москвы) на человека. Можно поехать на поезде, что обойдётся в 5 тысяч рублей (туда и обратно) в самом бюджетном варианте, но после остановки в Анапе предстоят три пересадки (автобус — паром — автобус), которые займут в общей сложности до 10 часов. Такой вариант точно не подойдёт тем, кто отправляется в Крым с большой семьей и большим количеством собственных вещей. Поэтому путешествие на автомобиле выглядит заманчивой альтернативой, но на деле таит определённые нюансы.
Самый быстрый и соответственно популярный путь, по которому можно попасть в Крым, — федеральная трасса М-4 "Дон". Сейчас дорожное покрытие у этой магистрали стало удовлетворительным, заторов практически нет, но есть и проблемные участки. Так, отрезок трассы между населёнными пунктами Павловск и Лосево Воронежской области отличается не только плохим качеством дорожного полотна, но и большим количеством пробок.
— В Лосеве установлен светофор и есть несколько нерегулируемых пешеходных переходов. Как только для автомобилей загорается зелёный, на переходе обязательно появляются пешеходы. Пока они преодолевают его, светофор снова становится красным. И так до бесконечности. На участке перед Лосевом я простоял больше двух часов, — рассказал Лайфу координатор движения "Синие ведёрки" Петр Шкуматов, вернувшийся буквально на днях из Крыма.
Ставшие притчей во языцех ловушки и засады со стороны сотрудников ГИБДД никуда не исчезли, хотя заметно сократились. В Павловске (Воронежская область) служители правопорядка организовали неплохой "бизнес" на автомобилистах. Расположившись на трассе, они массово останавливают тех, кто едет на юг, и проверяют их на предмет наличия неоплаченных штрафов. По словам Шкуматова, если таковые обнаруживаются, то водителю предлагают отправиться в суд. Правозащитник призывает не попадаться на подобные разводки. Работники полиции не имеют права взыскивать уплату штрафов на дороге, и уж тем более суд должен проходить по месту жительства гражданина. Оплаченные квитанции недавних штрафов в бардачке будут хорошим аргументом нахрапистым обладателям полосатых палочек.
Камеры фотофиксации нарушений ПДД на трассе установлены в большом количестве и в первую очередь там, где есть ограничение скорости. Например, на участках с нерегулируемыми пешеходными переходами. Зачастую зебры по необъяснимой логике начерчены в лесу, вдали от населённых пунктов.
Те, кто не сбавляет скорость, потом получат штраф за превышение. Единственный способ избежать письма счастья — внимательно следить за знаками и скоростным режимом.
— Воронежская область — чемпион по количеству камер. Гаишников на воронежском участке М-6 почти нет, всё автоматизировано. Прямо при въезде в область установлен огромный баннер "Добро пожаловать, мы вам очень рады!", а сразу за ним висит камера. Такое вот радушие, — рассказывает Шкуматов.
По всей трассе встречается множество мест с сильными перепадами высоты. Рельеф местности предприимчивые сотрудники ГИБДД используют в своих целях. В низине, как правило, начинается ремонт, точнее его видимость. Устанавливаются знаки с ограничением скорости до 40 км/ч, однако рабочих или техники и в помине нет. Водитель думает, что ремонт либо ещё не стартовал, либо уже закончился, и скорость, как правило, не снижает.
На подъёме его уже ждут товарищи с ручным радаром. При скорости чуть больше 100 км/ч на таком участке водитель попадает под лишение водительского удостоверения (превышение допустимой скорости свыше 60 км/ч). Увы, автомобильным туристам, дабы избежать подобных ситуаций, нужно внимательнее следить за такими ловушками.
В Краснодарском крае другая напасть: знаки с ограничением скорости расставлены абсолютно хаотично и в них нет никакой логики. Вначале водителя обязывают ехать со скоростью не более 60 км/ч, потом максимальная разрешённая скорость падает до 40 км/ч, после чего взлетает до 80 км/ч. Происходить все эти метаморфозы могут на коротком участке дороги протяжённостью в пару километров. Расчёт на то, что у человека, рвущегося к морю, не выдержат нервы и он где-нибудь да ошибётся. Естественно, в зоне действия знаков установлены камеры.
В последние два года придорожная инфраструктура трассы М-4 серьёзно улучшилась, заправок с топливом неизвестного происхождения и дешёвых кафе с едой сомнительного качества почти не осталось. По обе стороны магистрали расположились АЗС известных брендов, на территории которых есть и кафе, и зоны отдыха. Для тех, кто хочет переночевать в дороге, существует множество гостиниц, однако ориентированы они не на туристов, а на дальнобойщиков, поэтому уровень сервиса для притязательного клиента может показаться далёким от идеала.
Проще всего сделать остановку в Воронеже или Ростове-на-Дону. Если не хочется тратиться на гостиницу (2—3 тысячи рублей за номер), то можно снять на ночь квартиру, которая обойдётся примерно в 1—1,5 тысячи рублей в сутки при приемлемом уровне комфорта. Далее дорога М-4 упирается в Краснодар, от которого нужно повернуть на Темрюк, а там до переправы рукой подать.
Переправа порта Кавказ работает стабильно, паромы отправляются каждый час. Автомобилей, особенно грузовых, много, но от былых очередей, в которых люди простаивали сутками, следов не осталось. За один час переправиться на полуостров вполне реально. Тариф на паром за легковой автомобиль составляет 1,7 тысячи рублей. За каждого пассажира, включая водителя, нужно доплатить по 150 рублей. Билеты на паром проще всего забронировать заранее на сайте gosparom.ru.
В Крыму есть проблемы с дорогами. Выражаются они в том, что около 70% процентов покрытия отремонтировано, а вот остальные 30% — то яма, то канава. Однако никакого предупреждения о начале проблемного участка полотна не будет, можно спокойно двигаться по ровной дороге на скорости около 80 км/ч и неожиданно провалиться в возникшую посреди пути выбоину. Поэтому скорость лучше выбирать такую, которая позволит вовремя затормозить.
Таких мест, когда машина неожиданно проваливается в тартарары, немного, но их внезапное появление сильно напрягает. Многие автомобили после таких неожиданных встреч теряли колеса, повреждали подвеску и пробивали картер двигателя. Крымские дороги убаюкивают водителя своим хорошим качеством, однако коварное ощущение обманчиво.
С топливом проблем в Крыму нет. Есть местная сеть АЗС ТЕS, которую положительно характеризуют автомобилисты. Правда, нужно учитывать, что один литр бензина в Крыму обойдётся на 2—3 рубля дороже, чем в средней полосе России. Очередей на заправках нет, как и серьёзных пробок в целом. Заторы в крупных городах во время курортного сезона присутствуют, однако, по сравнению с московскими пробками, крымские с трудом можно считать серьёзными.
Кроме автомобилей с крымскими номерами и россиян из самых разных регионов страны на дорогах очень много машин с украинскими номерными знаками. Украинцы умудряются прорываться в Крым через блокаду или въезжают в Россию через Харьков. У многих в Крыму осталась недвижимость, да и по привычке тянет на полуостров.
Автомобильным туристам лучше заранее озаботиться вопросом получения наличных денег. Многие россияне получают зарплату исключительно на банковскую карту, однако в Крыму отсутствуют офисы и терминалы крупнейших российских банков: Сбербанка, "Альфа-банка" и ВТБ. Не получится даже расплатиться карточкой на АЗС или в магазине. Связано это с санкциями, введёнными после возвращения полуострова в Россию.
Деньги с карточки можно снять с помощью банкоматов менее известных банков, работающих в Крыму. Например, таких как Российский национальный коммерческий банк, у которого сеть из более чем 5 тыс. терминалов по всему Крыму, комиссия за снятие денег не взимается, но может взимать деньги банк, пересылающий их.
Россияне традиционно направляются на курорты Южного берега Крыма (Ялта, Гурзуф, Алушта, Алупка, Симеиз). Южное побережье Крыма, на котором расположены основные курорты, благодаря рельефу местности отделено от основной части полуострова, там царит субтропический климат, и именно этот район ещё со времён СССР считается самым престижным для отдыха. Впрочем, Крым тем и прекрасен, что география курортных местечек у него очень обширная.
— Тем, кто прибыл в Крым на автомобиле с семьёй, я бы посоветовал восточную часть полуострова. Например, район Судака, который расположен достаточно близко к переправе. Там есть уникальные песчаные пляжи с кварцевым песком, которые обеспечивают отличные возможности для отдыха с детьми. Также поблизости расположено множество достопримечательностей и такие красивые места, как Новый Свет, Коктебель, Феодосия. Там есть, что посмотреть. Проживание в восточных районах Крыма стоит дешевле, чем, например, в Ялте, — раскрывает секреты президент Ассоциации туроператоров Крыма и Севастополя Борис Зелинский.
Зелинский также отметил, что существовавшая несколько лет назад разница в ценах между Крымом и курортами Краснодарского края в настоящий момент нивелирована. Раньше в Крыме было дешевле отдыхать, теперь стоимость аренды жилья и средний чек в кафе и ресторанах сравнялись с российскими реалиями. К примеру, Алушта по уровню цен сопоставима с российским Геленджиком.
— Если человек хочет сэкономить, то ему стоит обратить внимание на Феодосийский район, а также Евпаторию и западную часть полуострова. Там есть множество небольших посёлков, жители которых готовы сдавать туристам жильё за достаточно скромные суммы, — объясняет представитель туроператоров Крыма.
По состоянию на июнь 2016 года суточная стоимость проживания одного человека на южном побережье Крыма, например, в Ялте стартует с отметки в 3,4 тысячи рублей за комнату в гостевом доме и 4,8 тысячи рублей за номер в гостинице. В Евпатории цены намного ниже: за 1,2 тысячи рублей можно снять комнату в гостевом доме на ночь, номер в гостинице же обойдётся в 2,2 тысячи рублей.
От Москвы до Ялты свыше 1,8 тысячи километров. Если не останавливаться на ночлег (передвигаясь в два водителя), то это расстояние можно преодолеть за 28 часов. Но наиболее комфортный вариант — два дня с промежуточной ночёвкой. В среднем на бензин или дизель в одну сторону придётся потратить от 4 до 7,5 тысячи рублей в зависимости от расхода автомобиля.