Пекин близок к тому, чтобы провалиться под землю
Фото: © Flickr/Steve Bailey
Чрезмерное выкачивание воды из артезианских скважин может стать причиной колоссального ущерба городской инфраструктуре, предупреждают учёные.
Китайские исследователи пришли к выводу, что значительная часть Пекина проседает на 0,11 метра в год. Возможной причиной этого явления они считают чрезмерную эксплуатацию артезианских скважин, обеспечивающих город водой. Соответствующая статья опубликована в научном журнале Remote Sensing.
Учёные сравнили данные спутниковой радарной интерферометрии земной поверхности в районе Пекина за 2003—2011 годы. Спутниковые данные были получены с помощью интерферометрии синтезированной апертуры. Она использует изменения в фазе радиоволн, отражённых от поверхности планеты, чтобы получить точные данные о высоте тех или иных объектов. Сопоставление этих данных за восемь лет, в том числе с разных спутников, показало, что столица Китая медленно "просаживается". Восточная часть Пекина (где находится и его деловой центр) делает это несколько быстрее: её высота в среднем снижается на 0,11 метра в год.
Причиной просадки является выкачивание большого количества воды из артезианских скважин. В условиях Китая вода из этого источника традиционно считается более безопасной, чем из протекающих рядом рек, ресурсы которых к тому же не безграничны. Из-за этого вода для города постоянно выкачивается из расположенных под ним артезианских бассейнов. После выкачивания пористые водоносные породы деформируются под действием тяжести более близких к поверхности слоёв. Это ведёт к проседаниям, серьёзно угрожающим городу с населением более 21 миллиона человек.
В 2010 году власти Пекина приняли решение о массовом строительстве транспортных тоннелей под городом, куда со временем планируется убрать весь углеводородный транспорт, оставив поверхность только для электротранспорта. Как тоннели, так и многочисленные эстакады в огромной степени зависят от стабильности грунта. Проседание крупных масштабов не может происходить одинаково: где-то оно будет сильнее, а где-то слабее. За счёт сдвигов подстилающих слоёв тоннели и эстакады могут получить повреждения или даже сколлапсировать, что опасно не просто материальными потерями, но и человеческими жертвами. Аналогичные угрозы существуют и для путей высокоскоростных поездов, связывающих город с другими районами страны.
Руководство КНР ведёт активную борьбу с чрезмерной эксплуатацией артезианских скважин. В прошлом году они завершили задуманный ещё Мао Цзэдуном мегапроект "Поворот китайских рек", в рамках которого воды притока Янцзы, находящиеся в тысячах километров к югу, были направлены на снабжение города. Однако пока и это не позволяет отказаться от выкачивания воды из-под земли. Потребление воды в столичном городе и окружающей его провинции слишком велико, чтобы его можно было покрыть даже с помощью таких мегапроектов.
Оседание крупных городов происходит в тех районах мира, где высокая плотность населения накладывается на хищническое отношение к водам артезианских бассейнов, выкачиваемым без ограничений. Так, столица Индонезии Джакарта и столица Мексики Мехико проседают примерно на 0,28 метра в год, а таиландский Бангкок — на 0,12 метра.