Авторизуйтесь с помощью одного из аккаунтов
Авторизуясь, вы соглашаетесь с правилами пользования сайтом и даете согласие на обработку персональных данных.
Посмотреть видео можно на основной версии сайта

Сплетни в коллективе могут быть полезны для руководителя

Кадр из сериала "Сплетница"/ © Кинопоиск

Post cover

Обсуждение коллег у них за спиной, вопреки стереотипу, может оказать положительное влияние на коллектив: это активизирует сотрудничество и снижает уровень эгоистичного поведения, утверждают зарубежные учёные. В работе российских компаний сплетни действительно иногда играют положительную роль — и есть тому примеры. Не верите?

Говорить о начальнике или коллегах у них за спиной кажется отвратительным. Но исследование, проведённое учёными-психологами из Уэльсианского и Амстердамского университетов, свидетельствует об обратном — сплетни могут оказывать положительное влияние на групповое поведение и сотрудничество. Выяснилось, что люди, понимающие, что их репутация "на грани", становятся более коммуникабельными и стремятся к более тесному контакту с коллегами. 

Исследователи изучили эффект сплетен и порицания в групповом поведении с помощью эксперимента. Позволив его участникам сплетничать и наказывать друг друга в групповом задании, они выявили "систему косвенной взаимности", в которой хорошая репутация среди коллег даёт больше шансов на получение выгоды в будущем.

В эксперименте приняли участие 265 человек. Им были даны задания, за выполнение которых они могли награждать друг друга баллами. В конце каждого раунда игры людям в нескольких группах разрешили обсуждать друг друга, а в некоторых даже — отбирать очки в качестве символического наказания.

Психологи заметили, что участники, которые имели возможность посплетничать вволю, с каждым раундом получали всё больше баллов от коллег, в отличие от состоявших в группе, которая не сплетничала. Но у тех, кто имел возможность и сплетничать, и наказывать, количество баллов не изменялось. Также участники группы, которые могли только сплетничать (без "наказания"), в дальнейшем больше доверяли своим партнёрам.

В итоге исследователи сделали вывод, что сплетни активизируют сотрудничество, сдерживают эгоистичное поведение и могут стать мощным инструментом укрепления доверия.

Кому выгодно сплетничать?

Наталья Сторожева, генеральный директор центра развития бизнеса и карьеры "Перспектива", преподаватель Русской школы управления, с сожалением признаёт, что сплетни — это неотъемлемая часть жизни общества и офисной жизни в том числе. Хотим мы этого или нет, сплетни существуют, каков бы ни был коллектив — даже если он состоит из трёх человек.

— Есть коллективы, больше подверженные сплетничеству, где-то такое поведение даже поощряется — например, если руководитель среднего уровня сам не прочь обсудить своего коллегу. Чаще руководители-мужчины негативно относятся к сплетням и стараются их пресекать. Но в этом случае подобные разговоры уходят в неконтролируемую "серую" зону, а люди продолжают сплетничать — в курилках, комнатах отдыха, во время обеда или командировок начальника и т.д., — говорит эксперт.

Сами сотрудники (в зависимости от полученного образования и культурного уровня) решают, насколько для них это важно и насколько уместно в этом участвовать. Умный человек может сплетни нейтрализовать, если они ему невыгодны, а может использовать в решении своих задач. Ведь борьба в офисах идёт за влияние, деньги, популярность и т. п. Но кто-то использует этот инструмент прагматично и хитро, а кто-то сплетничает неосознанно и доверчиво. Последние чаще оказываются жертвами сплетен. Поэтому нельзя недооценивать влияние сплетен на карьеру — они способны её разрушить.

— В прошлом году, когда по России покатилась волна сокращений, в одной из компаний прошёл слух, что работы лишатся 15—20% сотрудников. Поэтому в отделе логистики, где было 7 человек, каждый решил обезопасить себя доступными способами. Так, одна из сотрудниц через неделю принесла справку о беременности. А остальные шесть сотрудниц начали писать друг на друга докладные записки начальнику. Про опоздания коллег, про то, что кто-то отлучался из офиса в рабочее время (не по собеседованиям ли она ходит?) и т. д. Руководитель такой "преданности" компании не оценил, наоборот, был шокирован сложившимися в коллективе отношениями. И в итоге тех, кто больше всех ябедничал, уволили.

Кто выиграл в этой ситуации? Можно сказать, что руководитель, — он выявил самых ненадёжных в компании людей, но пошло ли это на пользу бизнесу — неизвестно.

— С точки зрения сотрудника — возможно, для себя удастся сплетнями добиться желаемого. С точки зрения руководителя — безусловно, с помощью сплетен можно подвести человека под увольнение. С точки зрения бизнеса — я не могу сказать, что чем сплетен больше, тем лучше для дела, — подвела итог Сторожева.

Схожего мнения придерживается директор по продажам рекрутинговой компании "Бигл" Константин Бряузов. Поощряя сплетни среди сотрудников, руководитель возможно и сможет добиться определённой тактической цели, но в глобальном смысле это деструктивный формат взаимодействия в коллективе. К тому же крайне мало людей способны быть эффективными работниками в состоянии постоянного стресса.

— В данном случае ориентиром сотрудника становится не собственная уверенность в своих силах, которая позволяет достигать результатов, а мнения и критика коллег. Это непосредственным образом влияет на эффективность и самой компании: теряется общая цель и фокус на победе, поскольку каждый отдельно взятый игрок нацелен не на выполнение лучшим образом своих непосредственных задач, а на то, чтобы максимально сохранить свою репутацию и поддерживать её в глазах коллег. Помимо этого, стоит отметить, что в коллективе фактически создаётся агрессивная среда, которая волей-неволей проецируется и на клиента, поскольку практически невозможно отделить внешнее от внутреннего.

А может, и правда полезны?

Свою историю о том, как сплетни принесли пользу бизнесу, нам рассказала Мария Гросс, управляющий партнер ГК "Юриспруденция финансы кадры":

— В коллективе прошёл слух о сокращениях, но я не стала его опровергать, а решила посмотреть, к чему же это приведёт. Стоит сказать, что никого сокращать мы и не собирались. Вообще в таких ситуациях сотрудники часто начинают друг друга подсиживать и параллельно искать себе другую работу, чтобы себя обезопасить. Но весь наш коллектив в борьбе за свои места стал работать в два раза эффективнее, а у некоторых сотрудников открылись таланты, которые раньше оставались незамеченными. В итоге я, конечно, не стала говорить, что слух о сокращениях был лишь слухом, но объявила, что никого увольнять не станут, а сокращать расходы будут по иным статьям. Кто пустил тот слух — до сих пор не ясно, но можно сказать, что сплетни принесли большую пользу нашему бизнесу, дав сотрудникам в полной мере "раскрыться", и эффективность работы была значительно увеличена.

 

 

Выбор редакции

Loading...