Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации

Регион
28 июня 2016, 11:00

Другая "Жизель": бешеная балерина и танцы в психушке

28 июня исполняется 175 лет со дня премьеры балета "Жизель" Адольфа Адана. Фантастический сюжет о встрече графа с духом своей погибшей возлюбленной на кладбище вдохновлял не только хореографов. Лайф подобрал самые необычные произведения искусства, связанные с образом Жизели.

Фото: © РИА Новости/Александр Макаров © кадр видео youtube.com/Бешеная балерина - Михаил Ефремов/Скриншот © L!FE

Фото: © РИА Новости/Александр Макаров © кадр видео youtube.com/Бешеная балерина - Михаил Ефремов/Скриншот © L!FE

Бешеная балерина

Вокруг балета "Жизель" закручен сюжет новеллы "Бешеная балерина" психоделической комедии "Кошечка" Григория Константинопольского. Это монолог престарелой и выжившей из ума балерины, в роли которой выступает Михаил Ефремов. На нём — белая пачка и головной убор из перьев. Балерина изливает зрителям душу, рассказывая, как она шла на любые жертвы ради своей мечты исполнить партию Жизели.

Вся эта увлекательная история сопровождается музыкой из балета, а действие начинается под звуки вариации Жизели из второго акта.

"Талант ничего не решает. Жертвы, упрямство, фанатизм и труд каторжника", — неустанно твердит артистка. В один прекрасный момент фортуна ей улыбается: она закручивает роман с криминальным авторитетом, который ради неё выделяет театру огромные деньги на постановку балета. Это, естественно, гарантирует его возлюбленной главную роль.

Но вскоре криминального авторитета убивают в Таиланде, а через месяц балерину лишают роли Жизели, утверждая её заклятую подругу. Это стало последней каплей, и расстроенная героиня решает "сжечь театр на х**", чтобы сгорели все декорации и костюмы, созданные на деньги спонсора.

Психбольница вместо кладбища

Шведский хореограф Матс Эк известен своими оригинальными прочтениями классики. В "Лебедином озере" у него вразвалочку ходят лысые лебеди, а Аврора в "Спящей красавице" засыпает из-за передоза. Не прошёл Эк и мимо "Жизели". В его версии первый акт близок по содержанию к классической версии: Жизель любит Альберта, не догадываясь, что он граф, к тому же ещё и помолвленный со знатной невестой. Узнав об измене возлюбленного, она сходит с ума. Правда, у Эка Жизель не умирает, как того требует классика, а начинает буянить. Односельчане быстро успокаивают её, прижав к земле вилами.

Второе действие происходит в психбольнице, куда главную героиню помещают после проявления агрессии. Так что у Эка Жизель спасает своего возлюбленного не от разъярённых вилис (погибших до свадьбы невест) на кладбище, а от толпы буйных душевнобольных.

Вместо предводительницы вилис Мирты — строгая сестра милосердия в сером одеянии. Сама Жизель, как и другие пациенты, одета в больничную рубаху, но голова забинтована у неё одной.

"Красная Жизель"

Так называется балет Бориса Эйфмана. В нём нет таинственных графов и безжалостных вилис, а главная героиня — не наивная влюблённая девушка, а балерина. Её прообразом стала Ольга Спесивцева — знаменитая танцовщица XX века, создавшая один из самых ярких в истории балета образов Жизели.

У балерины была сложная судьба, в которой немаловажную роль сыграли и революционные события. Сам Борис Эйфман считает, что они — красный знак, как знаки судьбы, которые преследовали и мучили её. Отсюда и название "Красная Жизель". Эмиграция также не принесла Спесивцевой счастья, и в итоге последние 20 лет жизни она провела в одиночестве в клинике для душевнобольных под Нью-Йорком.

Подобно ей в балете танцовщица проживает полную драматических событий жизнь и завершает свои дни в заграничной психбольнице. Музыка Адана в постановке не используется. Там звучат произведения Чайковского, Шнитке и Бизе. Но зато есть цитаты из первого акта классической постановки "Жизели".

"Мания Жизели"

История жизни Ольги Спесивцевой привлекла и режиссёра Алексея Учителя. Он вместе с Авдотьей Смирновой написал сценарий, при создании которого, кстати, использовались материалы либретто к балету "Красная Жизель" Эйфмана. Роль Спесивцевой в фильме исполнила Галина Тюнина, а молодой Иван Охлобыстин сыграл танцовщика Сержа Лифаря, её партнёра по "Жизели".

Композитором картины стал Леонид Десятников, а вот музыки из балета Адана в фильме практически нет. Зато есть короткий эпизод съёмки на камеру сцены сумасшествия Жизели из первого акта балета. А ещё в начале фильма можно увидеть хроникальные кадры из "Жизели" 1932 года, где главные партии исполнили Ольга Спесивцева и Антон Долин.

P. S. Ну а тем, кто верен классике, предлагаем в день юбилея посмотреть "Жизель" в редакции Юрия Григоровича в исполнении труппы балета Большого театра, со Светланой Захаровой и Сергеем Полуниным в главных ролях.

Подписаться на LIFE
  • yanews
  • yadzen
  • Google Новости
  • vk
  • ok
Комментарий
0
avatar

Новости партнеров