Прекрасное далеко не будь ко мне жестоко: Как культура в Сколково меняет будущее
Директор культурных программ Сколково Елена Пантелеева рассказала Лайф о положительном влиянии современного искусства на лучшие умы России.
Елена, как вы в Сколково оказались?
— Два года назад раздался звонок из Сколково, пригласили отвечать за культуру в новом городе. Я сразу согласилась. Мне всегда нравилось состояние, когда ты строишь что-то с нуля. Для меня статус “стартап” – вполне комфортная и интересная ситуация. А в Сколково стартап возведен в статус абсолюта, здесь город строится с нуля.
На тот момент культурная деятельность в Сколково вообще не развивалась?
– Велась предварительная работа, формировалась структура, но культурная деятельности как таковой не было. Да и обитателей Сколково тогда особо не было. Но как только начали работать и учиться, мы взялись за дело.
Какая у вас задача?
– Создание культурно-досуговой и социальной среды для тех, кто живет и работает в самом передовом городе страны. Знаете, есть такая детская песня “прекрасное далеко не будь ко мне жестоко”, вот мне кажется, что мы здесь в Сколково пытаемся сделать так, чтобы то «прекрасное далеко», которое здесь рождается, было еще и комфортным, креативным и, что немаловажно полезным для тех, кто живет и работает в иннограде. Культурный центр Сколково – это не отдельно взятое здание, а программа различных инициатив.
Исходя из чего эту программу разрабатывали?
– Конечно, из самой сути инновационной среды. Инновации это не просто что-то новое, это, прежде всего, открытость новому, способность смотреть на мир под разным углом зрения, отсутствие воинствующего дилетантизма. Поэтому сразу стало понятно, что в иннограде будет уместно современное искусство. Современное искусство я бы назвала такой концептуальной рамкой деятельности инноваторов: врожденное отсутствие боязни будущего у художников очень заразительно и хорошо передается через художественную коммуникацию. Культурная среда должна быть не как что-то специальное раз в году в выходном костюме, а как ежедневная норма жизни. Ведь это прекрасно, если ты знаешь, что после работы можно пойти послушать выступление на тему science art (направления, на стыке искусстве и науки. – Прим. Лайф) медиа поэзии, урбанистики, архитектуры, заняться иностранными языками или научиться танцевать. При этом из окна твоего офиса или дома виден не пустой газон, а арт-объекы. И все это в пределах шаговой доступности, а не на расстоянии невыносимых пробок в центре. Проект "Вело-наука" Дмитрия Запылихина
Я нигде столько паблик-арта, как в Сколково, не видела…
– Как только я сюда первый раз приехала, сразу поняла, что само место требует паблик-арта – парк, просторы. Мне очень нравятся слова директора центра медиа-технологий в Карлсруэ Петера Вайбеля: "При помощи паблик-арта мы вряд ли сможем сделать людей умнее, но можем сделать умнее окружающую их среду". При помощи работ современных художников, созданных специально для Сколково, хотелось подчеркнуть, что человек находится в пространстве уникальных и прогрессивных смыслов. Так у нас есть арт-лавочки Марины Звягинцевой в форме квадратного корня, cтруктуры ковалентной связи и знака бесконечности. А проект “Вело-наука” Дмитрия Запылихина рассказывает о том, чем в Сколково люди занимаются: это такие железные велосипеды, дизайн которых символизирует направление развития кластеров – Космос, Ядертех, Энерготех, Биомед, ИТ.
арт-лавочка Марины Звягинцевой
И как обитатели Сколково на паблик-арт реагируют?
– Как и во всем мире, по-разному. Человеческая психология такова, что мы боимся всего нового, даже если это новое несет нам что-то хорошее. Вот выставлялся у нас как-то проект “Рожи ветров” дуэта МишМаш. Это натянутое в аллее парка между деревьев белое полотно – «лицо», которое «оживает» от порыва ветра и «умирает» в штиль. Так вот однажды пришло письмо от одного из сотрудников фонда: «Эти рожи меня пугают, по вечерам особенно. Снимите из, пожалуйста». Через некоторое время арт-проект завершился, художники увезли работы, «рожи» сняли. Тот же самый адресат присылает письмо-удивление: «Почему убрали рожи, мы к ним привыкли, с ними интереснее. Верните, пожалуйста». Паблик-арт стал настоящей городской достопримечательностью. Примерно месяц назад мы представили потрясающую работу,расписали здание на основе эскиза известного дизайнера Игоря Гуровича в плакатном стиле с цитатами великих новаторов – Малевича, Маяковского и Энштейна. «Будущее не придет само, если не примем мер», – главное послание этого паблик-арт проекта. Недавно на обеде один из ученых-преподавателей Сколтеха поделился со мной впечатленияии: "Вот так работаешь, работаешь, а потом натыкаешься на это высказывание и понимаешь, а ведь действительно, мы же будущее здесь приближаем".
Сейчас для нас сам инноград – огромная выставочная площадка: это и парк, и офисные центры и квартала Менделеева, где находится временное здание Сколтеха, Гиперкуб и Матрекс, а также Большой Технопарк. Например, в Гиперкубе в прошлом году в рамках Московской биеннале мы открыли отличную выставку современных художников «Озарение» куратора Георгий Острецов. У нас работает танцевальный клуб "ПроектПроект танца77", которым руководит чемпионка мира по фламенко Ольга Бардышева на занятиях всегда ажиотаж, не меньшей популярностью пользуются и клуб английского языка "Живой английский".
А кто ваша аудитория, на кого работаете?
Свою аудиторию я знаю в лицо: студенты из Университета Сколково, наши, надеюсь, будущие Нобелевские лауреаты, она часто на лекции ходят, активно вникают в процесс, участвуют в дискуссия. Потом стартапы – те, ради кого, собственно, и придумали Сколково, – лучшие технологические умы России. И, конечно наша аудитория – сотрудники фонда Сколкова, те кто «строить и жить помогает». К тому же, мы ведь не закрытый город, например, на "Дни промышленного дизайна" в Сколково могут приехать все желающие.
Про промышленный дизайн, конечно, не помешало бы массовой аудитории побольше узнать, так как у многих эта фраза ассоциируется с дизайном мебели…
– Да, многие понимают это так. А мы берем шире, наш проект прежде всего ориентирован на направления деятельности Сколково: IT, Биомед, Энерготех, Ядертех, Космос. Промышленный дизайн – это не просто «сделать красиво». Это и про эргономику, про новые материалы, про дизайн-исследования. Одна из задач – добиться того, чтобы команда стартапа уже на начальном этапе приглашала к сотрудничеству промышленных дизайнеров. Западная практика, в частности, европейская предполагает, что инженер и дизайнер вместе воплощают идею, заложенную в продукте или сервисе.
А как вы придумали этот проект?
– Началось все в прошлом году с роботехнического центра, они жаловались, что начинка у них на уровне, а вот сами роботы не очень симпатичные. И мы вместе придумали дизайн-хакатон: лучшие студенты Британки, Вышки Строганjвки апгрейдили внешний вид роботов. Все остались очень довольны, и заказчики, и дизайнеры. В этом году решили делать большой проект с мастер-классами, лекциями, итальянский культурный центр помог нам привезти первый раз в Россию титана промдизайна великого Марио Беллини; будет и Стивен Маттин, разрабатывающий концепты Mercedes-Benz, Volvo и АвтоВАЗ. Нам важно, чтобы от проекта была и практическая польза, за это отвечает “Школа клиента”: стартаперам объяснят, как правильно делать ТЗ, как общаться сопровождать проект от идеи до старта продаж.
В программе Дней промышленного дизайна заявлен match-making, это что такое?
Это короткие, но результативные встречи: дизайнер и стартапер десять минут общаются друг с другом, знакомятся и могут договориться о сотрудничестве. Программа максимум этого мини совещания – потенциальный контракт.
Что еще интересного в Сколково будет?
– В конце августа у нас пройдет первый джазовый фестиваль. А ближе к октябрю, надеюсь, реализуется моя давнишняя мечта – МалевичФест, фестиваль новой культуры и технологий. Малевич – это точка отсчета современной истории искусства. У Культурного центра Сколково есть все шансы превратить эту точку в восклицательный знак!