Александр Васильев — о Ким Кардашьян, Грете Гарбо и Любови Орловой
На улице +30, но Александр Васильев, как и всегда, стильно и солидно одет: чёрная рубашка и сине-белый костюм. Как только он переступает порог павильона на ВДНХ, где открыта его выставка "Кино и мода", ему сразу докладывают об ошибках на экспозиции. Васильев возмущён: "Как поменяли парики? Почему у Лужиной длинные волосы — были короткие! Поменять обратно!" После раздачи указаний он готов к интервью.
— В рамках ММКФ вы презентовали мюзикл "Цирк" (1936). В чёрно-белом кино яркие цвета превращаются в оттенки серого. И в чём заключалась работа костюмера: подобрать хорошо сидящий костюм для артиста или подумать о том, как он будет смотреться на чёрно-белой плёнке?
— Конечно, ориентироваться на плёнку. Костюмер всегда должен был знать, какой оттенок даст цвет в чёрно-белом кино. Особенно сильно это влияло на грим, потому что многие краски грима искажались. Поэтому в 1920-е годы, когда чёрно-белое кино было очень популярно, использовали чёрную помаду, так как у плёнки была низкая светочувствительность и красный цвет был недостаточно ярким. И глаза делали вамп — чёрными, — иначе плёнка просто не брала цвет. Поэтому никогда не снимали голубоглазых. Из-за этого в 1920-е в моде были брюнетки, а в 1930-е годы плёнка стала более чувствительной и в моду вошли блондинки.
— Кстати, о блондинках. Мода от Греты Гарбо — светлые волосы и волнистая причёска. Многие её копировали. Сейчас такого подражания кинозвёздам нет. Как считаете, почему? Не создаются яркие образы?
— Не могу согласиться, потому что иконы стиля существуют. Например, Рената Литвинова. Она носитель ретрообраза. Её причёска волной, может, и не первична, но она всем запомнилась и многие её копируют. А моя коллега Эвелина Хромченко — её блонд повторили все! И очки-"лисички" — все кому не лень выбирают эту форму. Влияние существует, просто кино его утратило, телевидение и клипы его заменили.
Влияние идолов моды продолжается. В 2000-е в моде была гипертрофированная сексуальность: многие надули губы, подкачали грудь и ягодицы. Всё это пришло от Ким Кардашьян. Людей со вкусом в нашей стране очень мало. Чтобы его развить, должно смениться несколько поколений. Стиль нельзя купить в кондитерской.
— Сейчас у многих — если не у всех — актрис есть стилист. А в советское время актрисы сами создавали свой образ или им тоже помогали профессионалы?
— К сожалению, никаких стилистов у наших актрис не было. В эпоху дефицита им приходилось, что называется, выкручиваться. Они перешивали одежду из дореволюционного гардероба. Когда речь шла о каком-то аспекте роскоши, о том, что мы сегодня именуем гламуром, они дополняли платья фрагментами из старинного кружева и тесьмы, сами обшивали их бисером, стеклярусом, пайетками. На гастролях они с трудом, но доставали вещи западного производства: только иногда актрисы могли с большой экономией приобрести себе что-то. На моей выставке "Кино и мода" как раз представлены вещи из гардеробов самых известных актрис советского кино: Любови Орловой, Людмилы Гурченко, Надежды Румянцевой, Клары Лучко и многих других звёзд.
— А почему "к сожалению"? Ведь вам удалось собрать такую большую коллекцию, значит, у наших актрис был вкус.
— Я думаю, они выглядели бы много лучше, если бы ими занимались стилисты. Но в СССР профессии стилиста не существовало!
— А в Голливуде такая профессия была?
— Конечно! У нас стилисты начали появляться в 90-е годы. До этого были костюмеры, художники по костюму и модельеры-конструкторы, но это другое. Того человека, который создаёт образ и готовит звезду к появлению на экране или к фотосессии, не существовало. Никто даже не думал, что женщин надо готовить. Конечно, надо! Мы обязаны готовить див к появлению на публике.
— Всё-таки советские актрисы сами выбирали себе наряды?
— Да, всегда сами. Другой большой проблемой наших звёзд было отсутствие парикмахеров. Я лично общался с актрисами XX века, они все рассказывали, что их часто фотографировали на открытки. Представьте! Вас будут фотографировать на открытку, которую напечатают полумиллионным тиражом, — вас увидят все. И им не предоставлялся парикмахер в день съёмок! Они сами себя гримировали и причёсывали. Ну что они могли начесать? Этим, собственно, и отличается индустрия Голливуда, где за дивами был и есть большой присмотр.
— Кинематограф сильно повлиял на вкус советских женщин: они подражали кинодивам. Насколько удачно им удавалось копировать их образы?
— Об этом можно судить по бытовой фотографии. Она доносит до нас и тонко выщипанные брови, и губы, обведённые "бантиком". Особенно подражали шляпам — их было легче всего копировать.
— Шляпу сделать легче, чем платье?
— Да, из-за маленького объёма работы. В военное и послевоенное время все женщины умели мастерить шляпы, работали с фетром, крутили тюрбаны.
— А, например, образ Гурченко пользовался популярностью?
— У Гурченко была очень тонкая талия, это трудно сымитировать.
— На вашей выставке "Кино и мода" представлены наряды советских кинодив. А платья каких современных актрис вы бы хотели иметь у себя в коллекции?
— Я бы с удовольствием выставил платья Ренаты Литвиновой, она мне их обещала пять штук, но никак не можем договориться о процессе передачи! Современные актрисы неохотно расстаются со своими нарядами, они уверены, что ещё будут их носить.
— А кроме Ренаты Литвиновой?
— Я должен подумать… Светлана Иванова, которая сыграла в фильме "Герой" с Биланом, мне очень нравится. Понимаете, жизнь расставляет всё по местам. В советскую эпоху было много больше актрис, чем у меня здесь представлено. Но многие ушли в тень по разным обстоятельствам: личная жизнь, проблемы со здоровьем, неувязки с режиссёром. Они могли бы блеснуть, но нет. Так и сегодня — мы не можем сказать, кто звезда. Цыплят по осени считают. Мы посчитаем звёзд через 25 лет, когда увидим, кто создал действительно масштабные роли.
— А в ком видите потенциал?
— Этого не скажу!
— Часто замечаете в фильмах несоответствие внешнего вида героев и времени?
— Очень часто, особенно в российских фильмах, и практически никогда не вижу таких несоответствий в английском кино. Хотя моим большим разочарованием стала экранизация Би-би-си "Войны и мира". Их костюмы мне показались такими чудны́ми и странными.
— А что скажете о костюмах в "Войне и мире" Бондарчука?
— Они лучше, но грешат шестидесятничеством. Бабетта (высокая причёска. — Прим. Лайфа) Скобцевой, которая играла Элен Курагину, — это чистая мода 60-х! И это неудачный образ. Если говорить об истории кино, то самые удачные костюмы у Лукино Висконти — у него никогда не было погрешностей. Это великий режиссёр с точки зрения воссоздания исторического костюма. В английских сериалах тоже очень внимательно следят за историей. Голливуд более небрежен. Наше кино небрежно абсолютно. Кстати, я не могу привести в пример ни одного российского или советского фильма, который за костюм получил "Оскар".
— Что стало вашим последним приобретением?
— Три дня назад я пополнил свою коллекцию гардеробом Надежды Румянцевой. Он находился у вдовца актрисы, и долгие годы после её кончины муж Румянцевой не хотел с ним расставаться. Но, увидя эту выставку, он согласился передать его мне со словами: "Это лучшее место для её нарядов".
— Вы написали и издали много книг. Сейчас работаете над чем-то?
— Да, сейчас я пишу свои мемуары. Думаю, что это будет интересно многим, потому что у меня много поклонников.
— Чему будет посвящена ваша следующая выставка?
— Мы готовим экспозицию о моде 1917 года под названием "Революция и мода". Думаю, что будет пользоваться большим успехом.
А когда диктофон был уже выключен и Васильев позировал фотографу среди ценных экспонатов, коллекционер рассказал о желании создать свой музей моды: "Я мечтаю о постоянной экспозиции в Москве. Моя коллекция самая большая в нашей стране. Это же наша история, и она должна быть сохранена для следующего поколения".