Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации

Регион
5 июля 2016, 07:00

Блеск и нищета контейнерного быта

Изрытый центр столицы стал для москвичей одной из главных тем для обсуждения. Критикуют не только сам ремонт дорог и многочисленные стройки, но и сопутствующий антураж: строительные домики для рабочих красоты не добавляют. В Европе эту проблему решили с помощью дизайна. Появятся ли в России стильные вагоны для гастарбайтеров — выяснял Лайф.

Коллаж © L!FE. Фото: © РИА Новости/Виталий Аньков © flickr.com/Tnarik Innael © flickr.com/Ameyo Fang

Коллаж © L!FE. Фото: © РИА Новости/Виталий Аньков © flickr.com/Tnarik Innael © flickr.com/Ameyo Fang

 

— Эти стройки достали уже, ей богу! — в унисон возмущаются две пенсионерки, выходящие из крупного торгового центра на севере Москвы. — Шум, гам постоянный. Всё изрыли, вагоны эти. Как будто не район, а поселение беженцев. У нас под окнами тоже строительство, станцию метро делают.

Из дальнейшего разговора с женщинами становится понятно, что причина их возмущения — масштабное строительство в Тимирязевском районе столицы, где к запуску готовят станцию метро "Окружная".

Территория далека от понятия "облагороженная". Полно специализированной техники, в центре стройки возвышается буровая шахтного ствола. Не хватает лишь рабочих, которые досыпают последние минуты перед подъёмом в своих "апартаментах", расположенных в многоэтажном ЖК из вагонов. 

Как это делают в Европе

В Европе уже давно обратили внимание на то, что красивое можно сделать из некрасивого. Главное в этом деле — грамотный дизайнер. Ведь много материалов для строительства здания из контейнеров не нужно. Один из самых известных примеров — гостевой дом за авторством компании Poteet Architects и архитектора Джима Потита (Jim Poteet). Это чудесное небольшое строение сделано из морского контейнера, которых полно в в портовых доках. Внутри он украшен деревянными панелями, а в стенах прорезаны большие окна и сделаны раздвижные двери. Он прекрасно вписывается в окружающий ландшафт и выглядит очень уютно.

Не менее известным является Caterpillar House (дом-гусеница), сделанный из 12 контейнеров архитектором Себастьяном Ирарразавалом (Sebastián Irarrázaval). Дом строился специально для коллекционера искусств, а теперь вошёл в историю архитектуры. Блоки второго этажа резко выдаются вперёд и выглядят, словно глаза гигантского насекомого.

 

Но из контейнеров делаются и куда более прозаичные постройки. Помимо своей небольшой стоимости, например, морские контейнеры ещё и экологически чистые, а также позволяют производить массу дизайнерских экспериментов. В Европе и Америке контейнерные постройки всё чаще используются под небольшие офисы, кафетерии или магазины.

 

 

Фото: © Designboom

 

Фото: © Inhabitat.com

Как это делают в России

Иногда подобные проекты можно увидеть и в Москве. Так, например, чайная "Пуэропорт", находящаяся в парке Горького, в основе своей имеет морской контейнер.

 

Фирменные магазины велосипедов Electra также зачастую собираются из контейнеров, один из них можно увидеть на площади перед парком "Музеон".

Фото: © Electra Bicycle Company

Фото: © Velomesto

Вдохновившись примерами европейской архитектурной изобретательности, Лайф решил поинтересоваться у директора по маркетингу компании IMAGINE Estate, Ксении Юрьевой, как смотрят на развитие дизайна блок-контейнеров в России.

 

"Тенденция по вторичному использованию сооружений в России уже есть, не зря появляется редевелопмент, когда старым сооружениям даётся совершенно новая концепция. ("Винзавод", дизайн-завод "Флакон" . — прим. Лайфа). Я предполагаю, что в ближайшее время будут создаваться некие новые проекты, которые можно будет вторично использовать в другом назначении. Продуктовые палатки, киоски — этого в Москве сейчас очень не хватает. Есть тенденция к развитию этого направления, увеличению этого сегмента рынка за счёт вливания его в единую стилистику города"

Так почему же бытовки для рабочих по-прежнему имеют такой неприглядный вид? Ведь компания-застройщик могла бы получить двойную выгоду по окончании строительства превращая бытовки в кафетерии и магазины, которых порой так не хватает в новых районах.

Получат ли стильное жилье российские строители? 

Например, российская компания DomBoxx, авторы проекта экологического арт-посёлка в Крыму, предлагают множество уникальных дизайнерских решений сооружений из контейнеров. Но, как мы выяснили, крупные застройщики к ним никогда с подобными заказами не обращались.

Фото: © РИА Новости/Александр Кряжев

— Им нужно быстро и дёшево — вот главный принцип крупных компаний-застройщиков, — комментирует ситуацию представитель компании DomBoxx Сергей.

Безусловно, отчасти дело действительно в том, что минимальная стоимость стандартной бытовки-контейнера составляет порядка 40 тысяч рублей, в то время как цены на дизайнерские контейнеры компании из Крыма начинаются от 400 тысяч рублей.

— Строительные компании, девелоперы завязаны на получении прибыли от тех проектов, которые они реализовывают, — говорит Ксения Юрьева из IMAGINE Estate. — Девелоперы связаны с госзаказом, так что вопрос о вторичном использовании бытовок — это вопрос о госструктур и малого предпринимательства, которое будет заниматься палатками, кафетериями. Эта связь могла бы превратить город в единое концептуальное пространство, но её пока нет. Поэтому вторичное использование бытовок — проект скорее социальный, чем прибыльный.

Плюсов вторичного использования бытовок не видят и в Москомархитектуре.

— Бытовки рабочих — это временные конструкции, они совершенно стандартные везде, так что тут мы сказать ничего не можем. На данный момент задачи повторного использования бытовок в других целях не стоит. Они находятся за заборами и, кроме рабочих, их никто не видит, — ответила Лайфу секретарь главного архитектора Москвы Сергея Кузнецова.

Однако иного мнения придерживаются бизнесмены и маркетологи. В этой ситуации они видят не только возможность украсить город, но и улучшить всю систему бизнеса в стране.

— Рано или поздно поднимется вопрос об архитектурной унификации города, который затронет малое предпринимательство, — говорит Ксения Юрьева. — Сейчас такого развития нет. Однако следующим этапом мы должны прийти именно к этому — восстановить цепочку взаимосвязей между правительством и малым предпринимательством. Но как и когда это будет — сказать невозможно. Хотя такая система была бы выгодна всем: и правительству, и предпринимателям, и горожанам.

Фото: © РИА Новости/Руслан Кривобок

Что думают компании-застройщики?

Директор отдела управления строительством CBRE Михаил Каплун на вопрос, задумываются ли застройщики о преображении и многократном использовании контейнеров, заявил, что большинству застройщиков дизайнерские бытовки не нужны. 

"Что касается тех компаний, с которыми мы сотрудничаем, такой тенденции нет. Сами подумайте, мы отстаём от Европы на 20—40 лет, к тому же, ФЗ-214 (закон об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости. — Прим. Лайфа) до сих пор не действует. Застройщики будут просто смеяться, если им сейчас предложить делать бытовки дизайнерскими. Может быть, конечно, какой-нибудь питерский застройщик и задумается на эту тему, однако сомневаюсь. Города не требуют, а застройщикам это просто не надо, руки ещё не дошли"

А вот генеральный директор "НДВ-Девелопмент" Александр Швайко придерживается той же позиции:

— Бытовки — это временный объект на стройплощадке, который носит исключительно функциональный характер. Вопрос эстетики здесь малоактуален, ведь такие объекты будут просто убраны после окончания строительства. 

Если же речь идёт о строительстве масштабного и значимого проекта, то вместо обычных бытовок размещаются современные строительные городки, состоящие из контейнеров и обеспеченные инфраструктурой, причём блоки могут устанавливаться друг на друга. То есть это многоразовые объекты, которые кочуют с одной стройплощадки на другую, вновь и вновь используются. Вид у них вполне демократичный, но без излишеств: этого достаточно для решения задач строительного характера.

 

Такого мнения, к великому сожалению всех приверженцев городской эстетики, придерживается большинство фирм-застройщиков. 

Первый заместитель председателя правления Международного общественного фонда "Российский фонд мира" Елена Сутормина призывает застройщиков задуматься о внешнем облике городов:

— Очень хорошая инициатива. Но это огромная нагрузка на бизнес. Особенно если их после строительства использовать не по прямому назначению, а для организации в них летних кафе или шоу-румов. Тут главное — избежать монополии. Должен быть городской заказ, чтобы государство вложило средства, обратиться в Департамент ЖКХ, например. Надо провести слушание в ОП, тем более что скоро будут выборы.

А член Общественной палаты РФ, председатель исполнительного комитета Российского союза налогоплательщиков Артём Кирьянов согласен с тем, что облик бытовок должен больше радовать глаз горожан, однако сомневается в том, что народ это адекватно воспримет:

— Хотелось бы согласиться с тем, что красивое лучше, чем некрасивое. Да, эстетика российской стройки слабо соотносится с западной. Но мы должны быть реалистами — это деньги предпринимателя, а на дополнительные траты в нынешних экономических условиях никто не готов. Тем более эти сооружения из блок-контейнеров придётся охранять силами полиции от вандалов. Поэтому давайте двигаться осторожно — хотя бы красить бытовки строителей в светлые тона раз в сезон.

 

В заключение — ещё немного истории

Фото: © Flickr/ARNAUD_Z_VOYAGE

Считается также, что первый дом из морских контейнеров был построен Филипом Кларком, запатентовавшим эту идею в 1987 году. Хотя и до него подобные постройки возникали то тут, то там и даже были запечатлены в фильме 1985 года Space Rage.

Конечно, стоит признать, что постройка Кларка в эстетическом плане оставляла желать лучшего. Её изображение можно найти на оставшейся благодарным потомкам фотографии, на которой она запечатлена в заснеженном лесу.

Фото: © Flickr/Nicolás Boullosa

История морских контейнеров сравнительно недолгая, а первая постройка из нескольких блок-контейнеров была создана и вовсе тридцать лет тому назад. Вряд ли Мак-Лейн, а затем и Кларк думали о том, что их идеи родят новое направление в искусстве.

Так что вполне может быть, что уже лет эдак через десять застройщики откажутся от фразы "Время — деньги" и вместо железных блоков с синими окнами в наших дворах появятся настоящие произведения искусства.

Подписаться на LIFE
  • yanews
  • yadzen
  • Google Новости
  • vk
  • ok
Комментарий
0
avatar

Новости партнеров