У тебя есть борода? Деньги скажут тебе "да"!
Как сотрудники барбершопов зарабатывают по 200 тыс. рублей в месяц, почему российские бородачи рады укреплению отношений с Турцией и какое влияние самая брутальная часть мужского образа оказала на моду.
Из барбершопа на Земляном валу выходит солидный мужчина 35 лет, довольно почёсывая бороду. Брадобрей кладёт в карман 2 тыс. чаевых. Притом, что по прейскуранту сама стрижка и коррекция бороды обошлась клиенту в 2100 рублей. Но работников барбершопа большими чаевыми уже не удивишь. Постоянные клиенты своих мастеров ценят. Особенно здесь, в старейшем барбершопе сети. Он открылся почти два года назад, но ежедневно здесь стригутся по 30-35 человек. Средний чек — 1,5 тыс. Зарплаты у мастеров тоже немаленькие.
Брадобрей — это престижно
Барбершопы были на пике популярности в конце XIX — начале XX века. Но в 1904 году в продажу поступила безопасная бритва Gillette, которая оставила без работы немалое количество заведений. Люди просто начали бриться дома, и спрос на услуги брадобреев упал. В течение ХХ века мода на бороды то появлялась, то исчезала, но вторая волна популярности барбершопов началась только на рубеже тысячелетий. В Россию "поклонение" бородам пришло всего несколько лет назад.
— Сейчас в России около 300 барбершопов, — говорит финансовый аналитик группы компаний "Финам" Тимур Нигматуллин. — Объём этого рынка — порядка 4 млрд рублей. 40—45% салонов приходится на Москву и Петербург. Среди самых популярных сетей — Chop-Chop, "Усачи" и Boy Cut.
При этом барбершопы — лакомый объект для покупателей франшизы. Так, сейчас в TopGun рассматривают несколько десятков запросов на покупку франшизы. Первый барбершоп сети открылся два года назад в Туле, а сейчас работает уже 30 салонов по всей стране. Только за последний месяц открыли пять новых барбершопов. В том числе и в столичном ТРЦ "АФИМОЛЛ Сити". Салон в торговом центре оказался вообще самым большим барбершопом в России. Его площадь — более 100 квадратных метров, а в огромном зале 12 кресел. Для сравнения — средний салон рассчитан на 4 кресла.
— Барбершопы начали один за другим открываться в конце прошлого и начале этого года, — делится наблюдениями Спивак. — Это связано не только с модой на бороды, но и с тем, что мужчины стали больше внимания уделять своей внешности.
Не остаётся в стороне и экономический вопрос — вложения в барбершоп довольно быстро окупаются. Так, по словам Спивака, рентабельность их салонов составляет в среднем 30-40%. При этом на самоокупаемость салон выходит уже на 2-3 месяц.
Масло для бороды
Дополнительный бизнес барбершопов — продажа косметики. Например, в TopGun в прошлом году запустили свою линейку по производству масла для моделирования бороды. Только внутри сети сейчас продаётся более 1 тыс. флаконов в месяц, каждый из которых стоит 1 тыс. рублей. То есть совокупная выручка составляет более 1 млн рублей. "Сейчас в тестовом режиме выпустили ещё глину, бриолин и воск", — добавляет Спивак. Правда, аналитики считают, что на ниве барбершопов не всё так гладко.
— В целом по стране пик популярности таких заведений был в прошлом году, — поясняет Нигматуллин. — В регионах салоны открывались опережающими темпами. Сейчас ситуация меняется. В Москве рынок немного, но растёт, в Петербурге стагнирует, а вот в регионах — сокращается. Но закрытие там ряда салонов во многом и связано с тем, что открывались они опережающими темпами. Не все выдержали конкуренцию.
По словам Нигматуллина, ближайшие несколько лет станут определяющими для развития рынка. Если мода на бороды не пройдёт, то будут открываться новые барбершопы, а спрос на их услуги будет расти.
Именно поэтому российские производители пока не спешат выпускать косметику для бороды. У нас в стране нет даже официальной статистики по обороту и потреблению этой продукции.
— Рынок серый, — констатирует Нигматуллин. — Большинство средств по уходу за бородой приходит из-за границы, часто покупается через Интернет. Так что объёмы рынка можно оценить только приблизительно — от 100 до 300 млн рублей. Рынок этой косметики ещё очень молодой, поэтому производители ждут, закончится ли мода на бороду. Если не закончится, то будет стабильный спрос, и начнётся производство.
Клинический случай
В прошлом году в компанию Medigo пришёл первый русский клиент, решивший сделать пересадку бороды. Своя собственная росла у него плохо и отличалась большими залысинами. Специалисты компании находят пациентам подходящие клиники по всему миру. Заказчику предложили несколько вариантов, в том числе и страны Евросоюза, но в результате он отправился на пересадку бороды в Турцию. В то время дипломатические отношения между нашими странами испортиться ещё не успели.
Если ситуация нормализуется, то в турецкие клиники могут поехать и другие бородатые россияне. Как-никак страна считается одним из центров операций по пересадке бороды.
— Процедура по пересадке бороды очень популярна у жителей стран Персидского залива и Великобритании, — рассказывает директор по развитию бизнеса в России и странах СНГ онлайн-платформы Medigo Дмитрий Ладыженский. — И направляются на пересадку бороды они чаще всего именно в Турцию, там оптимальное соотношение "цена — качество".
К тому же процедура популярна и внутри страны, поэтому у местных клиник накоплен достаточный опыт.
— По словам пластических хирургов из Турции, многие их пациенты — это люди из бизнес-среды, которым наличие бороды необходимо для создания более серьёзного впечатления на переговорах, например, — отмечает Ладыженский.
Кстати, за последние десять лет число операций по трансплантации волос на бороду во всём мире выросло на 600%. Таковы результаты недавнего исследования Medigo. Как оказалось, 53% мужчин чувствуют себя с бородой более привлекательными. При этом 45% жалуются на залысины в ней. Поэтому, если мода на бороду не пройдёт, то опыт в пересадке успеют наработать и российские специалисты. Хотя процедура эта недешёвая. Если создавать образ почти с нуля, то придётся заплатить порядка 400-500 тыс. рублей. Если же у клиента своя борода всё-таки растёт, но он хочет просто ликвидировать залысины и сделать её погуще, то достаточно будет 120-200 тыс. Конечная цена будет зависеть от количества пересаженных волос.
Добро должно быть с кулаками и... бородами
Зарабатывать на стрижке и уходе за главной частью мужественного экстерьера сильной половины человечества — самый популярный вектор "бородатого" бизнеса. О барбершопах и клиниках по пересадке волос на подбородок мы рассказали выше. Теперь пришло время поговорить о возвышенном — о моде.
Да, борода способна стать трендом в мире красивой одежды. Законодателем, простите за тавтологию, мод в этом сегменте отечественного бизнеса стал Адам Яндиев. Он начинал свою карьеру как спортсмен. Добившись мирового признания в дзюдо, россиянин перешёл в набиравшие популярность смешанные единоборства. Там Яндиеву и пришла мысль совместить выступления в клетке с работой модельера и бизнесмена.
— Как я придумал свой бренд одежды? Сначала было прозвище, никнейм, с которым я выходил на бои, — сказал Яндиев Лайфу. — Потом мне захотелось выделиться и одеждой, в которой я появлялся на арене. Начал сам придумывать дизайн, стал делать для себя футболки и шорты с принтами BORODA. Производство пошло. После боёв ко мне начали подходить люди и спрашивать, где можно купить такую же одежду. Тогда я и задумался о бизнесе.
Изначально основной клиентурой бренда BORODA были фанаты спортсмена. Их достаточно много, так как Яндиев вместе со своим старшим братом Абукаром являются одними из самых популярных в России бойцов ММА. По словам Адама, с ростом его популярности как спортсмена аудитория молодой марки увеличилась.
— Потом пошли те люди, которые носят бороды, — продолжил Яндиев. — Это ведь самый настоящий тренд сейчас.
Начав со спортивной одежды, которую команда спортсмена и, по совместительству, успешного бизнесмена распространяла через "Инстаграм", появилась идея расширить ассортимент марки. Яндиев готовит к выпуску линейку классической одежды, а также аксессуаров для iPhone.
— У меня полностью всё поменялось, — говорит боец-бизнесмен. — Сейчас запускаю классическую коллекцию. Строгие костюмы, но со вставками из крокодиловой кожи. Её нам поставляют с фермы в США, в Алабаме. Оттуда же идут и другие материалы для будущей коллекции — кожи ската, игуаны, питона. Ткани — это всё Италия.
Как обещает Яндиев, несмотря на "люксовость" материалов, одежда будет стоить в пределах разумного. Название бренда — BORODA — он также менять не собирается: "Зачем же рубить сук, на котором сидишь?"