В гибели Качиньского виноват экипаж
МАК полностью реконструировал и повторил последний полет Ту-154, на котором летел президент Польши, и переговоры пилотов с землей.
МАК закончил расследование причин авиакатастрофы Ту-154, в котором 10 апреля 2010 года разбился президент Польши Лех Качиньский.
В распоряжении Life News оказалось полное видео реконструкции полета президентского борта в тот роковой день - минуты, которые изменили все. Смоделированный полет сопровождается переговорами в кабине лайнера.
80 километров до аэродрома Смоленск-Северный, высота около 3800 метров.
- Moscow-Control, good morning! Снижайтесь до 3600 метров, а затем свяжитесь с группой управления полетами…
В кабине посторонние - переговоры прерывает обрывок разговора:
- Господин капитан. У меня такой вопрос, когда вы уже приземлитесь? Не будете ли так любезны... просить разрешения... могу ли я спросить?
Переговоры продолжаются:
- А запасной аэродром у вас какой?
- Витебск, Минск.
- На Корсаже туман, видимость - 400 метров.
- Мы приветствуем тебя сердечно. Ты знаешь, в общих чертах здесь полный каюк. Видно метров 400 приблизительно и по нашему курсу нижний край облаков меньше 50 метров значительно.
- А вы произвели посадку уже?
- Ну, нам повезло в последний момент сесть.
- Но честно скажу, что можете попробовать, конечно, 2 АПМ-ма есть, сделали ворота. Так что можете попробовать, но... если у вас не получится во второй раз, предлагаю вам лететь, например, в Москву или куда-нибудь...
Это стало переломным моментом - с этого мгновения все пошло не так.
Руководитель полета аэропорта Северный предупредил экипаж о наличии на аэродроме тумана, видимости 400 метров и отсутствии условий для выполнения посадки. Экипаж подтвердил, что понял принятую информацию. Такую же информацию в более эмоциональных выражениях передал и экипаж польского Як-40, который произвел посадку на аэродроме Смоленск-Северный раньше. Связь экипажа Як-40 с экипажем самолета Ту-154 осуществлялась на другой радиостанции и другой частоте, т. е. группа управления полетами аэродрома не слышала этих переговоров.
Несмотря на предупреждения российских диспетчеров, польский экипаж Як-40 предлагает своим коллегам из Ту-154 попробовать произвести посадку.
Судя по расшифровкам, наличие в кабине большого количества VIP-пассажиров оказало влияние на принятие экипажем решения о выполнении пробного захода.
- Топлива нам надолго не хватит, чтобы ждать до бесконечности.
- Значит, у нас проблема?
- Можем полчаса повисеть и улететь на запасной.
- Какой запасной?
- Минск или Витебск.
Психологическое напряжение нарастает.
- Спроси у Артка, прилетели ли уже русские?
- А русские уже прилетели?
- Ил два раза уходил и, кажется, куда-то улетел.
Российский самолет Ил-86 ушел на запасной аэродром. Надо отметить, что командир Ил-86 ранее служил в Смоленске и хорошо знал аэродром, тем не менее при плохих метеоусловиях принял единственное грамотное решение об уходе на запасной аэродром.
Глава протокола президента Польши говорит, что Лех Качиньский еще не решил, что делать дальше.
- Самое плохое там, что есть дыра, там тучи и появился туман.
Экипаж принимает решение о заходе на посадку и уходе на второй круг в автоматическом режиме. Действительно, на Ту-154М предусмотрен режим автоматического ухода на второй круг, но при посадке на аэродроме Смоленск-Северный данный режим использовать было невозможно из-за отсутствия необходимых наземных средств захода на посадку - системы АЛС.
Самолет подходит к третьему развороту на высоте круга в 500 метров. Экипаж Як-40 вышел на связь и проинформировал Ту-154, что, по его оценкам, текущая видимость составляет 200 метров. Несмотря на очередное предупреждение экипажа Як-40, экипаж Ту-154 продолжает заход.
- Он взбесится. Одна миля от полосы.
- Дааааа.
- Шасси, закрылки выпущены, польский 101...
- Полоса свободна.
- Посадка дополнительно 120 - 3 метра, - говорит российский диспетчер.
Эта фраза означает одно - посадка не разрешена.
В этом случае, если экипаж до пролета высоты примет и сообщит о принятии решения о посадке под свою ответственность, диспетчер может разрешить посадку. Но разрешение будет означать только то, что воздушное пространство впереди и воздушная полоса свободны.
Воет сирена. Этот вой - вой сигнализации приближения земли, предупреждающей о скором столкновении. На крик второго пилота «Уходим» командир также не среагировал.
- Уходим!
- Горизонт 101!
- Контроль высоты, горизонт!
- Уход на второй круг! - пытается помочь диспетчер.
Крик.
Финальная точка полета борта 101. Президент Польши Лех Качиньский, его супруга Мария и еще 94 человека из состава польской делегации, вылетевшей из Варшавы в Смоленск, чтобы посетить мемориал в Катыни, погибли.