Никита Михалков защитит "Бесогон"
Эксперты сомневаются в том, что кинорежиссёр регистрирует одноимённый товарный знак для целей монетизации.
Фото: © L!FE/Эмин Калантаров
Компания "Тёмино-Нижнее" ещё 15 июня подала в Роспатент заявку на регистрацию товарного знака "Бесогон" и его "латинского" тёзки BESOGON. Оба названия уже прочно ассоциируются с именем знаменитого отечественного кинорежиссёра Никиты Михалкова, который ведёт одноимённую авторскую передачу на телевидении. К слову, народному артисту РСФСР принадлежит 51% акций "Тёмино-Нижнее".
Михалков намерен защитить свои права на бренд по пяти категориям. В том числе: магнитные носители информации, альманахи, афиши, плакаты, реклама, менеджмент в сфере бизнеса, телекоммуникации и воспитание.
В пресс-службе Никиты Сергеевича не смогли предоставить комментарий к моменту выхода статьи. Представитель фирмы "Тёмино-Нижнее" Денис Баглай не ответил на запрос Лайфа.
Опрошенные нами эксперты полагают, что режиссёр регистрирует товарный знак "Бесогон", чтобы избежать недобросовестной конкуренции. Директор медийного агентства AMG, член совета Гильдии маркетологов Сергей Балакирев уверен, в данном случае это является нормой поведения на медиарынке.
— У Михалкова есть интеллектуальный продукт, который выходит на достаточно популярном канале "Россия 24", — говорит эксперт. — Конечно, это не ТНТ с Сomedy Сlub и не Андрей Малахов на Первом. Но тем не менее количество телезрителей у программы велико. Никита Сергеевич не хочет в определённый момент оказаться в ситуации, когда какой-то предприимчивый бизнесмен возьмёт и зарегистрирует название "Бесогон" раньше, чем он. А потом придёт к нему и скажет: знаете, Никита Сергеевич, теперь это название мне по закону принадлежит, если вы хотите, чтобы ваша программа и дальше выходила под брендом, который вы раскручивали с помощью личных усилий в течение какого-то времени, то платите мне энную сумму ежемесячно, друг мой.
С ним соглашается Денис Никитас, генеральный директор аналитического агентства "Сегмент" и член совета Гильдии маркетологов:
— Михалков хочет зарегистрировать товарный знак на медийный продукт, над которым работает, чтобы избежать альтернативных запусков одноимённой программы от кого бы то ни было, условно, от неких недругов или конкурентов, — говорит маркетолог. — Учитывая, что у него их может быть много, они могли бы создавать медийные продукты. Например, сайты с таким названием или какие-то другие продукты с похожим именем. Так что лучше его зарегистрировать.
Что касается монетизации товарного знака "Бесогон", например, выпуска маек и сувениров с такой надписью, то это вопрос спорный, считают маркетологи.
— Не уверен, что Михалкову это будет надо. Хотя для определённых нишевых целевых аудиторий, например, в среде интеллектуалов, разделяющих взгляды автора, может быть, такая сувенирная продукция и пользовалась бы спросом, — сказал Сергей Балакирев.
— Вряд ли он собирается монетизировать товарный знак "Бесогон", — добавил Денис Никитас.
В марте 2011 года Никита Михалков зарегистрировал аккаунт в "Живом журнале". Одновременно на YouTube был запущен канал Besogon TV. В видеосюжетах, которые там размещаются, Михалков отвечает на вопросы пользователей и опровергает различную, по его мнению, неправдивую информацию в Интернете. В дальнейшем из этого выросла программа "Бесогон ТВ". Режиссёр анализирует события, происходящие в мире и, в частности, на Украине, обсуждает манипуляции с общественным сознанием. Запрещённый к показу на "России 24" в декабре 2015 года выпуск передачи "Бесогон" посмотрело на YouTube более двух миллионов человек, "это в разы больше, чем было бы просмотров в случае, если бы передачу не запретили", говорил режиссёр.
Канал запустил повтор лучших выпусков программ, при этом в эфир выходят и новые сюжеты Михалкова. Недавно вышедшие передачи, которые размещены в видеоблоге, имеют более 124 тыс. просмотров. А всего на канал подписана почти 61 тыс. человек, которые согласно статистике, обеспечили блогу 8 млн просмотров.
ООО "Тёмино-Нижнее" зарегистрировано в 2009 году. Основным видом деятельности компании является производство пищевых продуктов. Уставный капитал фирмы составляет 10 тыс. руб, 49% компании принадлежит компаньону Михалкова — Артёму Ивашкину.