Функционирует при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям

Уведомления отключены

Захватчиков самолётов смогут уничтожать боевые роботы

МЧС предлагает устанавливать в салонах самолётов систему видеокамер и оружие, которые могут управляться дистанционно с земли или из кабины пилотов.

6 июля 2016, 10:23
<p>Кадр из фильма &ldquo;Самолет президента&rdquo;/kinopoisk.ru</p>

Кадр из фильма “Самолет президента”/kinopoisk.ru

После прокатившихся по всему миру террористических атак силовики и гражданские ведомства ищут способы борьбы с террористами. Одну из таких разработок запатентовали учёные Всероссийского НИИ по проблемам гражданской обороны (подведомственная структура МЧС). Они предлагают прятать в салоне пассажирских самолётов, которые могут захватить террористы, боевых роботов. Это системы из видеокамер и оружия, которыми можно управлять дистанционно. В случае захвата самолёта оператор с земли наведёт оружие на террориста и обезвредит его боевым, газовым или травматическим зарядом. Боевых роботов можно использовать и в зданиях. Эксперты считают такую систему перспективной, но эффективной она станет, только если у роботов будет высокая точность стрельбы по целям.

Главная проблема борьбы с террористами, которые захватывают самолёты с пассажирами или здания, связана с тем, что они прячутся внутри. Тем более если самолет находится в полёте. В некоторых странах на рейсах под видом пассажиров летают вооружённые воздушные маршалы, но и они не всегда могут противостоять террористам.  

Учёные МЧС считают, что успешно атаковать террористов можно и внутри самолёта или здания. Всероссийский НИИ по проблемам гражданской обороны запатентовал "Систему предотвращения ЧС на летательных аппаратах". Её разработчиком стал Олег Кочетов.

Он предлагает разбить перегородками салон самолёта на отсеки. В каждом таком отсеке — в стены, потолок или перегородки — спрячут камеры и оружие. Например, карабины калибра 23 мм либо пистолеты калибра 9 мм, которые смогут вращаться в разных плоскостях. Ещё как минимум одно орудие будет установлено в багажном отсеке — чтобы достать террористов и там. В час Х стволы будут выдвигаться из укрытий. Каждое оружие оснастят лазерным целеуказателем и камерой высокого разрешения, которые позволят точно наводиться на цель.  

— Оружие располагается таким образом, чтобы углы обстрела пересекались и террористам было некуда укрыться, — рассказал Лайфу источник в МЧС.

Предполагается, что крупнокалиберные карабины будут использоваться для нелетального воздействия — то есть их можно заряжать газом или свето-шумовыми зарядами.  

— В качестве специального антитеррористического средства, обеспечивающего нелетальный исход, может быть использован карабин КС-23, — добавил источник.  

Этот карабин — проверенное оружие, которое состоит на вооружении в СССР и России с 1970-х годов. Сейчас эти карабины, заряженные резиновыми пулями или перцовым газом, использует полиция для разгона беспорядков. Для использования в самолётах его модифицируют.

Следить за ситуацией в салоне через камеры и управлять оружием будет оператор-диспетчер. Пульт управления может находиться как на земле, так и в кабине пилотов. Это обычный ноутбук, подключённый к камерам и манипуляторам оружия. С камер в том числе будет подаваться и звук.  

В случае захвата самолёта оператор "достанет" оружие, пультом-манипулятором наведёт лазерный прицел на злоумышленников и выстрелит в них. Он же может выбрать заряд — боевой, с парализующим газом или резиновые пули. Оперативно сменить тип боеприпаса позволят специальные надкалиберные накладки — ещё одно ноу-хау МЧС. Огонь может вестись изо всех орудий одновременно.

Аналогичная система может применяться в зданиях, помещениях и общественных местах. Например, в театрах.

Похожая система была показана в голливудском боевике "Шакал" в 1997 году, в котором главную роль играл Брюс Уиллис. 

В НИИ по проблемам гражданской обороны МЧС Лайфу не стали комментировать регистрацию патента и обстоятельства его разработки.

Экспертам нравится эта система, но они говорят, что нужно ещё раз сто всё продумать. В первую очередь речь идёт о точности стрельбы и квалификации оператора.

— Одно дело стрелять на компьютере джойстиком и другое — в людей, которые, к тому же, могут постоянно перемещаться. Ведь на линии огня может оказаться и пассажир. Да, есть датчики, которые автоматически повышают точность до максимальных значений, но, если огнём из этих встроенных орудий управляет неквалифицированный специалист, ошибка может быть фатальной, — считает президент Международной антитеррористической ассоциации Иосиф Линдер. — Кроме того, оружие надо обслуживать, протирать, ухаживать за ним. Всё это приведёт к удорожанию перелётов.

Это признают и разработчики проекта. "К недостаткам <...> технического решения следует отнести повышенный риск утраты здоровья пассажиров и сопровождающих лиц", — говорится в пояснении к патенту.

К трагедии может привести и ошибка или отказ техники. Например, в секретном отряде штатных киллеров печально известной ореховско-медведковской группировки был инженер с золотыми руками и светлой головой — бывший эксперт ГРУ Минобороны Александр Погорелов. Для убийства президента холдинга "Русское золото" Александра Таранцева он сам разработал и собрал боевой робот на базе автомата Калашникова, который был оснащён видеокамерой и управлялся дистанционно по радиосигналу. Робот установили в салоне старенькой "Лады" напротив офиса "Русского золота", а сами киллеры укрылись в припаркованной неподалёку иномарке. Предполагалось, что, когда бизнесмен будет подниматься по лестнице, его голова на третьей ступеньке окажется чуть выше телохранителей. Но в нужный момент робот не сработал. Когда Таранцев уже скрылся с охраной за дверями офиса, воздушная волна от тяжёлого грузовика качнула робот и он расстрелял весь рожок в водителя и пассажира проезжавшей мимо "Волги".

Линдер также напоминает, что встаёт вопрос не только безопасности граждан, но и безопасности самого самолёта. Если использовать боевой заряд, то он может пробить обшивку. Одно дело, когда борт стоит на земле, и другое — находится в полёте. Повреждение обшивки самолёта боевым патроном на соответствующей высоте может привести к разрушению фюзеляжа и падению самолёта.

По его словам, если зарядить "ствол" нелетальными патронами, то нет гарантии, что террорист, когда придёт в себя после попадания резиновой пули, не начнёт в приступе ярости поливать свинцом пассажиров. Даже если главарь не давал ему такого указания. Также нет гарантий, что пуля с газом-ирритантом не воздействует на рядом сидящих пассажиров.

— Нельзя сказать, что это неправильно, — это просто сегодняшний этап развития мысли в этой области. Тут есть вопросы, которые требуют детальной технической проработки и обсуждения, — резюмирует Линдер.

Гражданский пилот, командир аэробуса 320 Андрей Литвинов считает, что сама идея робота устарела.  

— Сейчас террористические организации не захватывают самолёты, а стараются их взорвать. Это раньше было актуально, когда в аэропортах не было такой серьёзной системы досмотра и можно было относительно легко пронести с собой оружие, — считает Литвинов.

Председатель Экспертного союза при МЧС в области защиты от чрезвычайных ситуаций, академик и консультант Ростехнадзора Николай Махутов рассказал Лайфу, что в России и ранее уже были попытки защитить людей от террористов с помощью боевых роботов.

— Мы ещё в 1995—1997 годах разрабатывали такого маленького робота в виде чемоданчика, который должен был бы решать ту же самую задачу — бороться с террористами. Он бы незаметно подъезжал к злоумышленнику и стрелял в него. Робот должен был определить по состоянию человека, по эмоциям, какие у него помыслы, и в случае тревоги подать сигнал оператору. И тот бы уже окончательно принял решение об атаке, — рассказал Махутов. — Мы на выставках различных его представляли, но дальше он не пошёл: тогда трудно было найти комплектующие и финансовую поддержку.

Разработку МЧС он называет новым шагом в развитии этой же идеи. 

Впервые идея удалённой атаки захватчиков самолёта появилась у инженера немецкого авиационного завода "Мессершмитт" Сафы Кирма (Safa Kirma) в 1987 году, ближе к концу холодной войны. В патент изобретение Кирмы оформилось в 1989 году. Он придумал нелетальную систему атаки. В кресла пассажиров либо в стены салона по его проекту монтировались полуавтоматические электрошокеры. Пассажиры, видя, что самолёт захватывают, могли достать шокеры и попытаться отбиться ими. При этом ток в шокеры подавал оператор, который также наблюдал за происходящим через камеру.

Возможно, инженера подтолкнул к изобретению захват самолёта компании Air France в 1976-м. Французский самолёт захватили бойцы немецкой террористической группировки RAF (Фракция Красной армии) и Народного фронта освобождения Палестины. Тогда лайнер с 58 заложниками угнали в Уганду, а группа израильских коммандос их освободила. В той спецоперации погибли три заложника и один коммандос — родной брат премьер-министра Израиля Беньямина Нетаньяху. Изобретение Кирмы предполагало, что жертвы в похожих случаях удастся минимизировать, однако в производство оно так и не пошло. Задумку немецкого инженера переняли и усовершенствовали в середине нулевых годов учёные из Самары. Вместо электрошокеров они предложили встраивать в стены салона боевое оружие и использовать для оценки обстановки не одну камеру, а несколько. Диспетчер точно так же наблюдал за салоном удалённо.

17 февраля 2014 года на борту самолёта авиакомпании Ethiopian Airlines, летевшего из Аддис-Абебы (Эфиопия) в Рим (Италия), произошла попытка захвата заложников. Лайнер вынудили сесть в Женеве (Швейцария). Все пассажиры самолёта покинули борт, пострадавших среди них нет. По данным СМИ, предполагаемый "воздушный пират" был задержан и попросил у властей Швейцарии политическое убежище.

А 7 февраля того же года пассажир самолёта Харьков — Стамбул авиакомпании Pegasus Airlines пытался заставить экипаж направить самолёт в Сочи. Мужчина во время полёта попытался ворваться в кабину пилотов, потребовал развернуть самолёт в Сочи, освободить задержанных участников столкновений на улице Грушевского в Киеве и угрожал взорвать самолёт.

Подпишитесь на LIFE

  • Google Новости

Комментариев: 1

avatar
Для комментирования авторизуйтесь!
avatar
34ALLEXXX .6 июля 2016, 12:13

вот хакеры то повеселятся

Layer 1