В России разработан картофельный кисель
Кубанские ученые уверены, что напиток может помочь российским профессиональным спортсменам
Ученые из Кубанского государственного технологического университета (КубГТУ) разработали кисель из картофеля. Безалкогольный напиток создается на основе картофельного концентрата.
За основу кубанцы взяли разработки белорусских коллег из РУП "Научно-практического центра Национальной академии наук Беларуси по продовольствию", пионеров в области новых "картофельных" технологий. Так, в Беларуси уже разработан картофельный лимонад "Мiкола". Российские ученые расчитывают улучшить технологию производства картофельного концентрата, получив широкий ассортимент напитков на его основе.
В качестве дополнительного сырья может быть использован широкий круг продуктов: свекла, капуста, морковь, кабачок, клубни топинамбура, яблоки, груши, вишню, черешня, черная и красная смородина, слива, алыча, барбарис, черника, малина, ежевика, клюква, брусника, морошка, земляника, голубика, апельсин, лимон, мандарин, абрикос, персик, айва, кизил, хурма, виноград, дыня, арбуз.
- Вкус похож с одной стороны на хлебный квас, а с другой на кисель, запах похож на запах хлебной корки, - говорит один из разработчиков киселя, профессор кафедры технологии зерновых, хлебных, пищевкусовых и субтропических продуктов КубГТУ Юрий Росляков.
Росляков сообщил, что стоимость киселя будет в среднем в два раза выше зерновых (хлебных) квасов. Себестоимость напитка в два раза выше хлебных квасов, т.к. крахмалистость зерновых в два раза выше, чем крахмалистость картофеля. Поэтому сейчас кубанцы ищут пути удешевления продукции. Во-первых, они собираются использовать при производстве высококрахмалистое картофельное сырье, а во-вторых, смешивать основной компонент напитка - картофельный концентрат с более дешевым концентратом квасного сусла.
Помимо киселя, специалисты КубГТУ разработали и картофельный лимонад. В состав напитка входит сахар, лимонная кислота, картофельный концентрат, экстракт пряно-ароматического сырья и вода. Любопытно, что разработки напитков велась главным образом в Краснодаре, но участие в создании принимали и белорусские коллеги. Одним из разработчиков экологического киселя и лимонада стал главный научный сотрудник отдела технологий продукции из корнеклубнеплодов РУП "Научно-практического центра Национальной академии наук Беларуси по продовольствию" Владимир Литвяк.
Ученые прорабатывают возможности по выводу напитков на рынок. Уверенности кубанцам придает то, что существующий на мировом рынке ассортимент безалкогольных напитков на основе картофельного концентрата весьма невелик. Они настроены занять данную нишу. Например, лимонад и кисель рекомендованы как эксклюзивные экологические напитки (фирменное блюдо) для ресторанов, столовых, кафе и т.п.
Росляков надеется, что картофельный лимонад сможет потеснить иностранные газированные напитки.
- Наш напиток содержит только натуральные ингредиенты. У него особый витаминный состав, сходный с картофелем. Кроме того, особенности технологии напитка обеспечивают образование в нем веществ, обладающих большим количеством двойных химических связей. Меланоидины (образуются при взаимодействии молочного сахара и белков при высокой температуре, придают продукту приятный коричневый цвет) обеспечивают напитку радиопротекторное действие (антирадиационное), т.е. способность его связывать радионуклеиды и соли тяжелых металлов. - говорит Росляков.
Росляков отметил, что картофельный лимонад и кисель могут быть полезны и рекомендованы российским спортсменам, детям и широкому кругу потребителей.
- Отличия состава и действие напитка зависят от различных применяемых натуральных плодово-ягодных добавок. К тому же необходимо напомнить, что кисель является исконно русским продуктом, привычным и любимым россиянам, - говорит Росляков.
Эксперты пока не берутся оценивать перспективы картофельных напитков из Кубани.
Представитель компании GfK Наталья Игнатьева сообщила Лайфу, что для выхода напитка на рынок нужно делать исследование потребителей, нравится ли им вкус, по какой цене они готовы его купить, как часто, в каких ситуациях могут потреблять. Она также отметила, что успех продукта зависит от дистрибуции, от того, какой будет маркетинг-микс, какую коммуникативную стратегию выберут.