Фестиваль в Юрмале – вызов для латвийских русофобов или пропаганда Запада?
Музыкальный продюсер Валерий Белоцерковский и депутат Законодательного собрания Санкт-Петербурга Виталий Милонов в эфире Лайфа поспорили о том, в чьих интересах проводится музыкальный фестиваль в Латвии.
С. КОРОЛЁВ: У микрофона Сергей Королёв, ещё раз всем доброго вечера! "Юрмала раздора" — вот так условно мы назвали сегодня нашу программу. Будем обсуждать фестиваль "Рандеву" Лаймы Вайкуле, он открывается в Юрмале, проходит на этой неделе и, как говорят, станет самым масштабным за последнее время музыкальным событием с участием российских артистов в латвийском городе. Самым масштабным после ухода оттуда в 2014 году конкурса "Новая волна". Ну, смотрите, кто там: Григорий Лепс, Максим Галкин, Елена Ваенга, Кристина Орбакайте, Лолита, Эдита Пьеха, Стас Пьеха, Сосо Павлиашвили, группа "Серебро" и ещё несколько артистов — они все, в принципе, известные. На фоне их поездки туда народный артист Илья Резник выступил сначала с небольшим заявлением, где назвал тех, кто туда едет, предателями, а потом — ещё и с открытым письмом по поводу участия российских музыкантов в фестивале Лаймы Вайкуле. Так что это: культурный обмен, нормальная ситуация или всё-таки здесь есть элементы предательства? Обсудим это вместе с нашими гостями. В московской студии здесь музыкальный продюсер Валерий Белоцерковский. Валерий, здравствуйте!
В. БЕЛОЦЕРКОВСКИЙ: Добрый вечер!
С. К.: И у нас на связи петербургская студия, депутат Законодательного собрания города Виталий Милонов. Виталий Валентинович, приветствую Вас!
В. МИЛОНОВ: Здравствуйте!
С. К.: Виталий Валентинович, у нас по правилам программы сначала каждому из вас по минуте, чтобы сформулировать свою позицию. По алфавитному принципу Валерий, потому что у Вас на "Б" фамилия — Белоцерковский, давайте с вас начнём. Валерий, прошу.
В. Б.:
Увидеть там не только "рвачество", как я услышал позицию Резника, — никакого "рвачества" там нет. Там всё сложнее и интереснее, и гораздо полезнее для всех участников этого процесса.
С. К.: А в чём польза?
В. Б.: Если мы говорим о том, что мы обвиняем, мы, Илья Резник, обвиняет артистов в "рвачестве", то в данной ситуации можно вспомнить, что "поэт в России больше, чем поэт". Тут надо было бы задуматься, если ты уже, так сказать, "замахнулся на большое", не только на своё творчество. А замах тут, по-моему, совершенно неожиданно для меня, для человека, который очень уважает Илью Резника, не в ту сторону. Будем сейчас обсуждать, это за одну минуту не расскажешь.
С. К.: Хорошо. Больше пользы, никакого "рвачества", Резник не прав — если кратко сформулировать?
В. Б.: Резник абсолютно не прав.
С. К.: Принято. Это Валерий Белоцерковский. Виталий Валентинович, вам слово. Виталий Милонов.
В. М.: Моя позиция здесь, наверное, может быть абсолютно другой, поскольку многие из тех фамилий, которые я, к сожалению, сейчас услышал... Я бы не удивился услышать там пару-тройку "нафталинных" героев.
С. К.: Кого это вы имеете в виду?
В. М.: Будем так говорить: людей, которые уже столько раз поменяли свою масть или марку, что им уже без разницы: от меняющихся значков уже дырка большая протёрлась. Мне вот очень интересно, когда эти люди ходят в большие залы, где их награждают большими-большими наградами, званиями, обычно у них у всех одинаковое выражение лица: они вдруг становятся такими серьёзными, грудь колесом, говорят: "Мы за Россию". Когда их приглашают за деньги петь на концерты в День России или другие мероприятия, они кричат: "Россия, Россия". А тут их, понимаете, не просто пригласили петь, а это особое место: Юрмала.
Именно в Юрмалу запретили выезжать тем артистам, которые не только за деньги, а по совести не хотят ехать и услаждать слух бойцов АТО. И вот им там запретили появляться, а этим разрешили. Бабло побеждает зло. Ну, деньжата-то не пахнут, в конце концов. А ведь я думаю, что, кроме того, они реально рассчитывали, что об этом никто не напишет и не узнает. Я считаю, что таким макаром мы можем дойти до того, почему певцы или артисты в Советском Союзе не ездили, предположим, к нацистской Германии, с которой воевали. Деньги же заработать. А вдруг — кого-то сагитировать. Это очень-очень беспринципная позиция, и я считаю, что, к сожалению, эти люди очень любят нас учить морали, они считают, что они небожители, у них гонорары миллионные, поэтому они лучше, чем мы. И вот мы, безгласные потребители их фонограммных услуг, должны утереться и снова радоваться, покупая дорогие билеты на их концерты, чтобы послушать их фонограммку.
С. К.: Виталий Валентинович, позиция понятна, и я вижу по реакции здесь в студии у Валерия Белоцерковского: ему есть что возразить, но прежде я запущу телефонное голосование, мы в конце часа ещё его повторим. Вы услышали кратко позиции наших гостей. Кого вы поддерживаете сейчас? Это я к слушателям обращаюсь. Валерия Белоцерковского: "Резник не прав. Никакого "рвачества" в поступке тех, кто поехал на фестиваль в Юрмалу, нет, больше пользы". Ну и Виталий Милонов, который, как я понимаю, Резника поддерживает: "Юрмала — точка политического шантажа в области культуры. Бабло побеждает зло".
В. Б.: Я сейчас сразу от господина Милонова услышал кучу всего в адрес артистов. Во-первых, откуда знает про бабло, которое побеждает зло, господин Милонов? Это первый вопрос. Второй вопрос: господин Милонов обвинил сейчас артистов в морализаторстве. Я чего-то не помню, чтобы кто-то из них этим занимался, а вот господин Милонов только этим всю жизнь и занимается, во всяком случае, то, что я слышу и вижу. А теперь главное: мы сейчас ратуем за то, что преступное отношение властей Латвии к нашей стране и к нашему народу не подразумевает выступления наших артистов там — чушь полная. Объясню почему. Дело в том, что в Юрмале и в Риге — более половины жителей, местных жителей, к которым местная власть относится ещё хуже, чем к российскому народу.
С. К.: Неграждане, вы имеете в виду?
В. Б.: Неграждане. Да, являются русскоязычными, русскими и так далее. Почему мы должны участвовать в той блокаде и в тех издевательствах, которые происходят по отношению к этим людям, вместе с латвийскими властями?
В чём же здесь проблема?
С. К.: Виталий Валентинович, как вам такой поворот?
В. М.: Красиво. Красивая защита коллег по цеху, поскольку это некая круговая порука, солидарность, потому что вдруг тоже позовут.
В. Б.: Я вам больше скажу, Виталий, меня звали и неоднократно и я туда периодически езжу.
В. М.: Поздравляю. Я знаю, многие русские артисты, в том числе и те, кто не очень часто поёт под фонограмму, ездят, выступают перед нашими соотечественниками, которые в силу разных причин оказались за рубежом, и в этом нет ничего плохого. Юрмала — это особый момент. Юрмала — это то место, где русофобные, антироссийские, ненавидящие нашу страну силы сказали: "Вам тут не бывать". Вы защищаете Юрмалу? Так что же организаторы Юрмалы не выступили тогда с коллективным заявлением и не сказали, что музыка не знает границ? Нет, послушно сказали: "Не ждём мы патриотов российских". И сделали проверочку: а теперь посмотрим, кто из вас настоящий патриот, а кто, так сказать, побежит лизать ботиночек за денежки. Знаете, здесь вопрос очень принципиальный. Юрмала — это официальное мероприятие, главное музыкальное мероприятие в этой стране. Эта страна с пеной у рта, со слюнями, выскакивающими с губ старых, призывает бомбить наших с вами братьев на юго-востоке Украины. Это те люди, которые говорят: "Душите эту Россию". Они сами-то ничему не способны — уже забытые страны с маленькой историей, но именно они громче всего призывают в Евросоюзе бить, убивать, душить, не дать возможности нам подняться. Именно эти страны. Вот я считаю морально недопустимым, этически недопустимым нашим знаменитым, талантливым, очень талантливым людям — кто-то более, кто-то менее, кто-то под фонограммку — ехать в то место, откуда началась тогда, два года назад, такая вероломная агрессия против нашей страны, когда вдруг кто-то стал диктовать, можем мы туда ехать или не можем, когда вдруг границы оказались у музыки и у таланта. А ехать для того, чтобы спеть нашим с вами русскоязычным и латвийским братьям на концерте — просто на концерте, не на официальном мероприятии-шабаше, наверное, надо. Я согласен.
С. К.: Подведу итоги голосования. Пока, Валерий, у Вас 12% аудитории. Большинство, 88%, поддерживает Виталия Милонова, но мы повторим, в конце часа посмотрим, как изменится результат.
В. Б.: Давайте ещё раз определимся: что такое патриотизм? Патриотизм — это созидательное и очень хорошее качество для любого человека. Есть квасной патриотизм — это то, что разрушительно, мракобесие.
С. К.: Простите, а вы не могли бы поподробнее? "Квасной патриотизм" — что вы имеете в виду?
В. Б.:
Это квасной патриотизм. Это когда мы правы, ура, вперёд, без обсуждения, без понимания, что произошло.
С. К.: Извините, просто уточнение, чтобы разобраться в терминологии.
В. Б.: Сейчас объясню.
С. К.: Например, Илью Резника позвали. Или мы не знаем, позвали его или нет, но его пригласили, и он отказался, потому что он не уважает политическое событие Латвии. Это патриотизм?
В. Б.: Давайте определимся, что там происходит. Люди поехали туда не петь для властей Латвии, не петь для латвийских националистов, не петь для тех негодяев, которые не в Юрмале, а в МИД Латвии устроили то, чем кончилась потом "Новая волна". Потом вернёмся отдельно к "Новой волне", но наши артисты поехали туда петь для русских, русскоязычных жителей Латвии. Почему мы должны рвать связи с ними — пункт первый. Пункт второй: какое отношение город Юрмала и именно зал "Дзинтари" имеет к тому, о чём говорил господин Милонов? Не зал "Дзинтари" выгонял Кобзона, которого я не просто уважаю, а боготворю, и других наших артистов, а ещё раз: МИД Латвии. Это две разные инстанции, никакого отношения друг к другу не имеющие — при чём тут Юрмала? Теперь самый главный момент. То, что происходит сейчас, в отличие от "Новой волны", которую мы отменили действительно правильно, в санкционном фактически режиме. Дело в том, что "Новая волна" — это было некое градообразующее предприятие для Юрмалы, потому что Юрмала жила за счёт "Новой волны". В связи с тем что они поступили очень некрасиво по отношению к нашей стране, нашим артистам, нашему народу, были введены некие санкции, то есть "Юрмала. Новая волна" была потеряна для Юрмалы — это были санкции. То, что происходит сейчас, никакого отношения к привозу денег в страну не имеет. Это имеет абсолютно обратную историю. Наши артисты приезжают туда заработать деньги. Деньги, которые раньше привозило огромное количество жителей нашей страны, приезжая туда потусоваться и оставляя там деньги, — вот в чём разница.
С. К.: Говорят, что они бесплатно туда едут.
В. Б.: Кто?
С. К.: Наши артисты.
В. Б.: Я не знаю, я не спрашивал: платно они туда едут — бесплатно, но это совершенно разные форматы отношений артистов с залом, артистов и страны принимающей. Это две большие разницы.
С. К.: Это Вайкуле сказала: "Это мои друзья, чьё творчество я люблю", — по словам Вайкуле, все артисты согласились выступать бесплатно. Но, наверное, билеты платные всё-таки?
В. Б.: Я в это не особо верю.
Потому что надо платить зарплаты своему коллективу, всё равно какие-то гонорары существуют.
С. К.: Три пункта Вы назвали, правильно я сосчитал сейчас?
В. Б.: Я не считал.
С. К.: Вы говорили: первое — поём для людей русскоязычных, а не для политиков; второе — Юрмала, сам зал "Дзинтари" и градообразующее предприятие "Новая волна".
В. Б.: Ещё раз. Когда была "Новая волна", она выступала неким градообразующим предприятием для Юрмалы и кормила всю Ригу. Весь сезон, весь год после этого лета кормила наша тусовка, приезжающая туда на этот фестиваль. Сейчас это закончилось. Это было введено фактически как санкции для них, и санкции, на мой взгляд, абсолютно оправданные, правильные, и здесь разговор мог идти о патриотизме и о недопущении такого отношения.
С. К.: Так мы сейчас не помогаем эти санкции изменить.
В. Б.: Нет. Ещё раз. Предлагаю Вам разобраться. То, что происходит сейчас, — это диаметрально противоположная история: мы сейчас туда не везём деньги, туда не едут наши туристы, там нет нашей тусовки. Это мероприятие идёт для местных жителей русскоязычных.
С. К.: Виталий Валентинович, Вы смеётесь?
В. М.: Я прошу прощения.
С. К.: Пожалуйста, вступайте, спорьте.
В. М.: Я не хочу никого перебивать, но Вы меня действительно насмешили. Я уверен, что всё-таки нормальные люди найдутся, которые выложат в какую-нибудь социальную сеть видео с этой "Новой волны", и действительно мы увидим, что там не только приехали люди заплатить квартплату за свою недвижимость, которая у них там массово скуплена, — я имею в виду артистов и около — вся эта тусовка. Там же половина русских, что Вы говорите? Там половина русских, приехавших туда отдохнуть от этой страны, посмеяться над этой страной. Вы посмотрите, кто там находится. Вы говорите: "Мы прекратили ездить на "Новую волну". Правильно. Поэтому правительство Латвии придумало новую фишку — им же нужно как-то выживать.
Они поэтому придумали новую обложечку и теперь взяли вместо "Новой волны" более близкую для России Лайму Вайкуле и сделали точно такой же фестиваль. Рассказы о том, что "извините, они едут там петь бесплатно", — Вы меня извините, это крокодил в ленинградском, петербуржском зоопарке уже смеётся, глядя на мясо, понимаете.
С. К.: Там есть крокодил?
В. М.: Неважно, но точно смеётся.
В. Б.: Нет. Это единственное, в чём я согласен с господином Милоновым, что вряд ли кто-то туда поехал бесплатно.
В. М.: Я вам честно могу сказать: я тут с ног сбился — мы для онкобольных концерт проводим. Вот как раз западные певцы приехали все петь бесплатно, звёзды. А наши гонорары требуют даже просто за то, чтобы провести этот концерт, — вот это уровень наших артистов. Ну да ладно. Как говорится: их деньги, они всё равно не поймут наших стандартов, нашу боль, нашу жизнь. Они живут в другом мире, они не ходят вместе с вами, они не думают, как вы, у них золотые годы, у них золотая страна, у них абсолютно другой мир, и поэтому, естественно, эти люди, я их понимаю, абсолютно космополитичны, потому что для них нет разницы: здесь жить — не здесь жить. Я не понимаю одного: я вспоминаю наших великих певцов, наших великих деятелей культуры, которым — вы помните, когда были годы противостояния России и Запада, каждого из которых приглашали: давайте, приезжайте к нам лучше, к нам приезжайте — бегите. И не бежали. Держались, отстаивали честь страны. И вот неужели вдруг образовавшаяся любовь к какому-то фестивалю людей так массово всех наших звёзд согнала туда — что же они так слетелись-то?
Вы же знаете, что Латвия, Прибалтика, является основным оператором по распространению антироссийской пропаганды. Именно там проходят съезды так называемой смешной оппозиции. Именно там всё проходит, поэтому они пытаются заработать себе очки, а потом — вы читаете же, наверное, западную прессу, я лично читаю регулярно, — а потом будут фотографии, потом будут статьи, посмотрите: в путинской "рашке" не всё так плохо, народ соскучился по западной цивилизации. Именно для этого делается этот фестиваль. А наши, извините меня, банкиры, наши финансисты всевозможные, любящие либеральные идеи, туда уже поехали. Они поехали своими семьями, живут у себя в домах и ходят, и смеются.
В. Б.: Слушаю и не перестаю удивляться. Как можно всё вот так перекрутить на ровном месте. Да просто люди поехали зарабатывать туда деньги.
В. М.: А у нас есть просто Родина, понимаете?
В. Б.: Крики — это есть квасной патриотизм. Я Вас не перебивал.
В. М.: Вы меня перебивали — ладно, Бог с вами.
В. Б.: Нет. Я Вас не перебивал.
В. М.: Предательство Родины — в какую конфетную обёртку ни оберни — оно всё равно будет предательство, и жить им с этим чувством всю жизнь.
С. К.: Слушатель пишет: "Деньги выделены Правительством Латвии. Вы — сказочник". Это, наверное, Валерий, к Вам, что ли, обращение идёт?
В. Б.: Наверное.
С. К.: Я напоминаю, что туда поехали многие наши артисты: Григорий Лепс, Максим Галкин, Елена Ваенга, Кристина Орбакайте, Лолита, Эдита Пьеха и так далее, Сосо Павлиашвили. Илья Резник назвал этих людей предателями. Так это или нет, мы и обсуждаем вместе с вами. Ваше отношение к этому — у каждого из гостей свои аргументы, но прежде я обещал прочитать несколько сообщений. "Рядовые гитлеровцы тоже были ни при чём: какое они имели отношение к политике? Фашистов деды били тоже из-за квасного патриотизма?" Валерий, очевидно, Вас спрашивают: про квасной патриотизм вот такие сравнения даже приводят наши слушатели.
В. Б.: Никто же не спорит о том, что сейчас у власти в Латвии абсолютно профашистская клика, абсолютно негодяйская, русофобская. Абсолютно понятно, что они даже не ожидали, что будет такая реакция с нашей стороны, когда они начали вытворять то, что они вытворяли по отношению к "Новой волне". И абсолютно чётко просматривается степень того падения у них, которое произошло после того, как "Новая волна" оттуда съехала. Но, ещё раз повторяю, никакого отношения к тому, что было, то, что сейчас делается, не имеет. Наверное, власти Латвии рады сейчас и деньги давать, и платить, лишь бы вернуть то, что было. Но то, что сейчас происходит, — я призываю включить господину Милонову воображение, не дискутировать речёвками и лозунгами, а подумать о том, что на сегодняшний день то, что происходит там, касается только русскоязычных жителей Латвии.
Это большой вызов для всей так называемой латвийской, латышской интеллигенции — как они себя представляют, русофобской, — поэтому то, что сейчас происходит, — это акт продвижения "мягкой силы" со стороны нашей страны в страну, которая нам совершенно на сегодняшний день, к сожалению, враждебна.
С. К.: "Артисты едут не к фашистам, а к своему другу и коллеге — Лайме Вайкуле". Виталий Валентинович, спрашивают, что Вы вкладываете в такое понятие, как патриотизм: "Патриотизм — это кто?"
В. М.: Уважаемые друзья, для меня квасной патриотизм — это когда человек в футболочке за 40 тысяч рублей надевает на свой смартфон чехольчик с изображением российского герба и за 250 тысяч евро закупает шампанское в Монако — вот это называется "квасной патриотизм". Он ничего не стоит. Патриотизм настоящий не требует определения. Патриотизм настоящий — есть абсолютно естественное состояние души любого русского человека. Русского — я имею в виду любого россиянина, который живёт в нашей стране. Это любовь, которая не то что иррациональна, это любовь, которая сравнима с любовью к родителям, к детям. Это любовь, за которую люди отдают жизнь. У меня такая трагическая ситуация была: недавно мы похоронили моего хорошего товарища, он защищал свою родину там, в Донецке. Вот для него это был патриотизм. Он практически никаких денег не получал. Это человек, который просто защищал свою страну. И я не могу понять, я не могу приехать в следующий раз к ребятам туда, в Горловку, и сказать: "Знаете, а вот у нас артисты поехали несмотря на то, что там есть якобы националисты". Это же смешно.
Автор этой идеи — совершенно не Россия, не российский и не русскоговорящий человек.
С. К.: А кто это? Не Лайма Вайкуле?
В. М.: Нет. Там латвийский продюсер есть, который автор этой идеи. В этом фестивале, по задумке, должны вместе плясать гопака русские и украинские артисты. Мне говорят: "Они же рискуют своей жизнью, что нацисты их растерзают", — не очень верится.
В. Б.: Это кто Вам такое говорил?
В. М.: Вы сказали, что Лайма Вайкуле рискует.
В. Б.: Она не своей жизнью рискует.
В. М.: Не рискует, а они рискуют деньгами. Хорошо.
В. Б.: Это гражданский подвиг, на мой взгляд.
В. М.: Гражданский подвиг?
В. Б.: Да.
В. М.: Этот гражданский подвиг почему-то активно, с большим удовольствием, с массовым пиаром демонстрируется на украинском телеканале "Интер". Вопрос: всё-таки для кого этот фестиваль?
Да им не по карману этот билет: посмотрите стоимость этого билета. Русские, русскоговорящие, лишённые гражданства и каких-либо человеческих прав просто не смогут купить, не смогут позволить себе купить билет на это дорогостоящее куршавельное мероприятие с деньгами и полуголыми девицами развлекающими.
С. К.: А сколько стоит билет, Виталий Валентинович?
В. М.: А Вы посмотрите.
В. Б.: Нет, Вы ответьте. Вы сейчас нам рассказываете, Вы сейчас лозунгами, речёвками довели меня до слёз. А теперь мои слёзы осушите, чтобы я ещё проникся ненавистью к этим негодяям-продюсерам, которые сделали такие цены, от которых люди просто должны у детей отнять кусок колбасы. Скажите цифры — Вы очень много говорите голословно. Назовите фамилии тех людей, которые Вам объявляли.
В. М.: Не издевайтесь.
В. Б.: Подождите, минуточку.
В. М.: Не издевайтесь, пожалуйста.
В. Б.: Объявите на всю страну.
В. М.: Не издевайтесь над теми людьми.
В. Б.: Господин Милонов, объявите на всю страну фамилии тех людей, которые объявили Вам цену за участие в концерте для сбора средств для детей, больных раком, объявите, пожалуйста, их фамилии. Вы сделали заявление, что Вам наши артисты объявляли деньги за то, чтобы участвовать в этом святом, на мой взгляд, мероприятии. Я таких артистов не знаю. Если Вы знаете, будьте добры, объявите их фамилии на всю страну. Иначе это бла-бла-бла голословное.
В. М.: Вы защищаете своих коллег, потому что так же, как и они, Вы зависите.
В. Б.: Я никого не защищаю. Если Вы подтвердите, я вместе с Вами подойду и плюну им в лицо.
В. М.: Господи! О чём он говорит?
В. Б.: Скажите их фамилии.
В. М.: Давайте будем последовательны.
В. Б.: Назовите их фамилии.
В. М.: Исходя из презумпции невиновности, я не буду говорить на всю страну. Вам лично я найду возможность сказать.
С. К.: Нет, Вы обязаны. И посмотрим, плюнете Вы им в лицо? Назовите на всю страну.
В. М.: Пожалуйста, я хочу продолжить насчёт стоимости билетов.
В. Б.: Я хочу узнать фамилии этих негодяев. Вся страна вместе со мной хочет узнать.
В. М.: Посмотрите свою записную книжку — там большинство таких фамилий.
В. Б.: Я не знаю.
В. М.: Прошу прощения, о цене на билеты. Я Вам говорю: Вы меня просили Вам сказать цены на билеты. Для каких несчастных людей, у которых не хватает денег действительно на хлеб после оплаты коммунальных услуг, рассчитан этот концерт. Самый дешёвый билет стоит 13 тысяч рублей.
С. К.: 30 евро есть.
В. М.: 13 тысяч рублей.
С. К.: Я сейчас зашёл на сайт: 30 евро.
В. М.: 12 тысяч 705 рублей — официальный сайт, я могу Вам прислать.
С. К.: У меня тут от 30 до 2000 евро.
В. М.: Минимальная стоимость — просто зайти: стоит 5929 рублей.
В. Б.: А, уже 5 тысяч? Ставки опускаются.
В. М.: Это минимальная стоимость, чтобы зайти. Чтобы сесть в партере — это стоит 12 705. Я не говорю уже про цены на столики, где 121 тысяча и 169 тысяч. Если бы была камера, я бы просто показал официальный сайт. Вот он у меня, я покажу вашей редакции.
В. Б.: Скажите, пожалуйста, а в Риге до сих пор ходят рубли российские, да?
В. М.: Я просто говорю о том, что Вы можете спокойно пересчитать по курсу. Если Вы говорите про русскоговорящих людей, которых лишили там права считать себя людьми, поскольку им, как в нацистской Германии, чуть ли не звёзды шьют на одежду, им дают специально другого цвета паспорт.
В. Б.: А мы им ещё должны запретить иметь общение друг с другом?
В. М.: Паспорт дают другого цвета. Так вот, что же вы, такие патриоты, — извините меня, про квасной патриотизм, — и что ж вы, такие патриоты, которые едут на концерт, где только зайти стоит, без сидений, без права сесть, стоит 6 тысяч рублей практически билет. Ну что же вы так любите наших россиян.
В. Б.: В огороде бузина, а в Киеве дядька. Как же Вы умеете!
В. М.: Если Вы любите русских людей, если Вы любите и цените тех несчастных наших соотечественников, которые остались там без паспорта, — извините меня, в роли людей второго сорта, как чернокожие в Америке когда-то давным-давно, — что же Вы не поехали петь для них бесплатно на улице? Я думаю, это можно было бы легко организовать, и мэр Риги Ушаков мог бы взять и дать такую сцену, если бы они приехали петь бесплатно. Вы представляете, что кто-то из этих имён едет петь бесплатно?
В. Б.: Остановите этот поток.
С. К.: Я запускаю телефонное голосование, потому что у нас последняя часть программы. По итогам программы Вы поддерживаете Валерия Белоцерковского или Виталия Милонова?
Валерий, Вы хотели ответить Виталию Валентиновичу.
В. Б.: Я сейчас слушал эту демагогию, основанную на лозунгах и речёвках, и вот о чём подумал: назвать фамилии тех негодяев, если такие действительно реально существуют, господин Милонов не смог, а вот людей, которые всегда очень много делают для детей, для людей бедных, для людей несчастных, для людей, которым в жизни не так повезло, — я знаю огромное количество наших артистов.
С. К.: Вы готовы назвать фамилии?
В. Б.: Сейчас, одну секунду. Я сейчас объясню. Готов. Так вот, в нашем цеху не принято, считается моветоном об этом говорить вслух, пиариться на этом. Это неприлично. В 1990-е это было. Сейчас люди очень много делают и в детских домах, и в приютах, и везде, где только возможно. Не только дают концерты, но и привозят, деньгами помогают в основном, что-то покупают для детей. У нас не принято об этом говорить вслух: это считается очень дурным тоном. Такой человек становится нерукопожатным, кто пиарится на этом, но я имею право назвать тех артистов, с которыми я когда-то работал, работаю или имею какие-то служебные отношения. Я думаю, они меня простят. Так вот, те люди, за которых я лично несу ответственность.
С. К.: Прошу.
В. Б.: Это и Алсу, и Лолита, и Михаил Шуфутинский, и группа "Любовные истории", группа "Инвойс", опять же петербурженка Мария Рубановская. И таких людей очень много. Поверьте, я просто не имею права называть тех людей, которые со мной не имеют отношений рабочих.
С. К.: Виталий Валентинович, я зашёл сейчас на сайт этого фестиваля — тут есть билеты по 30 евро. Самые дешёвые — 30 евро. Они есть, их можно купить. Но есть и за 2 тысячи. 2 тысячи — это стол на 10 персон, то есть на одного получается по 200 евро. То есть разброс от 30 евро до 200 евро, если покупать на латвийском сайте у них, в этой стране.
В. М.: Возможно. Я всего лишь зашёл на отечественные сайты.
С. К.: Может быть, они перепродают?
В. М.: Продают билеты, и я посмотрел цену в рублях для того, чтобы не быть голословным, я прямо у себя в "Фейсбуке" выложил скриншот этой страницы.
С. К.: 30 евро — это всё равно две с небольшим тысячи.
В. М.: Давайте мы не будем: 30 евро… Понимаете, в чём дело: вот мы, когда собирали помощь для детей Донбасса, ездили по нескольким европейским странам, — я могу сказать, что не все, далеко не все наши артисты откликнулись поехать. Поехали люди не очень, может быть, известные, но зато душевные. Поехали бесплатно. Сказали: "Знаете, мы споём бесплатно". И мы ездили по русским общинам и собирали там одежду, какие-то денежки небольшие, но мы говорили: "Чтобы у вас не возникло проблем с полицией, мы вас заверяем и даём отчёт, что эти деньги не пойдут на поддержку ополченцев, а они пойдут на поддержку детей, которые находятся в этой зоне конфликта". Мы сдержали своё слово, поэтому я могу сказать, что мы обращались ко многим людям. И опять же, не буду говорить плохие слова про кого-то, господь им судья, они не обязаны это делать, поэтому я не буду их измазывать сейчас грязью. Они сами себя вымазали. А вот те, кто небогатые и у которых не было даже денег, чтобы купить себе билеты, — просили им хотя бы билет купить в два конца, а они ехали и пели. То, что люди среди наших артистов есть милосердные, жертвователи — никто в этом не сомневается и им громадный поклон за это. Только, понимаете, в чём дело: когда вы говорите о какой-то вещи конкретной, не надо говорить ещё о других вещах.
Но неужели Вы представляете, чтобы там хоть что-то пророссийское могло быть показано по самому-самому жуткому телеканалу "Интер" украинскому, в прямом эфире, к тому же, и с участием украинских поп-звёзд, которые действительно сейчас получают большие гонорары на Украине.
С. К.: А почему Лолита не может выйти с российским флагом, например, на сцену этого фестиваля?
В. Б.: Я вот реально не понимаю, как господин Милонов может нам сейчас доказывать, что то, что как-то препарировал в эфире телеканал "Интер", имеет отношение к реальности, которая происходит сейчас в Юрмале. Я прекрасно знаю украинский язык, я часто смотрю украинские телеканалы, и мы все знаем, как они умеют врать, как они умеют перекручивать не только на 180º, они такое вытворяют!
В. М.: Да не отвлекайтесь Вы на это.
В. Б.: Это Вы нас сейчас отвлекаете тем, что наши артисты виноваты в том, что телеканал "Интер" чего-то там наговорил. Да плевать мы хотели на телеканал "Интер".
В. М.: Нет, секундочку. Вы даже меня не слушали. Извините, что мы, обычные, простые россияне, немножечко посмели покритиковать вас, небожителей. Вас — небожителей, вас — людей с миллиардными доходами.
В. Б.: Вы не ёрничайте, потому что Вы, в отличие от простых россиян, сделали столько зла для России, для её имиджа.
В. М.: И для Ваших клиентов уж тем более сколько я зла сделал.
В. Б.: Для каких моих клиентов, молодой человек? Включите мозги!
В. М.: Какие там включения мозгов? Конечно, как бы комфортно существовать, понимаете?
В. Б.: Как можно разговаривать с этим балаболом?
В. М.: Конечно, как можно разговаривать с этой чернью?
С. К.: Не надо переходить на личности. Господа, давайте всё-таки держать себя в руках.
В. М.: Для любого человека, который живёт в нашей стране, для любого человека, у которого есть хотя бы остатки исторической памяти, совершенно невозможно петь в той стране, где сейчас всерьёз обсуждают предложения некоторых депутатов парламента Латвии вместе с советским памятником установить памятник эсэсовцам как освободителям Латвии.
С. К.: Страна-то в этом не виновата, Виталий Валентинович.
В. М.: Прошу прощения.
В. Б.: Уж точно русские люди там не виноваты.
В. М.: Секунду. А русских людей там и не спрашивают, и русские люди не ходят на дорогие тусовки.
В. Б.: Так давайте им тоже блокаду сделаем?
В. М.: На дорогие тусовки русские люди не ходят.
В. Б.: А кто там пришёл, латыши? Там на русских артистов пришли кто, латыши?
В. М.: Нувориши из России приехали в свои коттеджи.
В. Б.: Какие нувориши? Что Вы рассказываете?
В. М.: Которые там живут и хранят в латвийских деньгах, в латвийских банках свои непонятные деньги. Вот кто туда пришёл.
В. Б.: Господин Милонов, нувориши из Москвы могут заказать себе артистов на яхту, чтобы Вы понимали, а не надо им ехать для этого в Латвию.
В. М.: Вам виднее. Мы не заказываем артистов на яхты, я не обслуживаю интересы бандитов, которые заказывают себе на яхту.
В. Б.: Обслуживаете. Вы обслуживаете интересы русофобов, людей, которые ненавидят нашу страну.
В. М.: Я обслуживаю интересы нашего народа.
В. Б.: Так, как Вы вредите нашему народу, поискать ещё таких надо.
В. М.: У нас, видимо, с Вами разные представления о том, что такое наша страна, и у нас с Вами разные представления, что такое честь и совесть. И я считаю, что русский человек лучше вообще не возьмёт деньги, чем возьмёт деньги от тех, кто ненавидит нашу страну и проклинает её. И никаких дел общих он не будет иметь с этим человеком.
В. Б.: Ну как можно так передёргивать — я не понимаю.
С. К.: А Лайма Вайкуле?
В. М.:
С. К.: Виталий Валентинович, у нас мало времени, а я хочу каждому из Вас дать буквально по сорок секунд. Прошу, Валерий. Валерий Белоцерковский.
В. Б.: Мне сорок секунд не надо. Я понял одно: очень сложно дискутировать с человеком, который несёт ахинею, и тут надо обладать талантом, допустим, Проханова. Я представляю диалог Проханова…
С. К.: Против Милонова?
В. Б.: Против Милонова. Проханов умнейший, грамотнейший человек и действительно патриот нашей страны, но он тоже умеет говорить речёвками и лозунгами. Поэтому разговаривать с Милоновым может только Проханов. Поэтому в следующий раз на разговор с Милоновым пригласите Проханова.
С. К.: А если совпадут позиции? Может же быть такое.
В. Б.: Я не думаю. Дело в том, что Проханов — это грамотный, вдумчивый человек.
В. М.: Хочу попросить прощения, потому что заставил чувствовать себя некомфортно тех людей, которые считают себя вправе определять: имеют они право от нашей страны выступать или не имею. Конечно, когда ты, не дай бог, тронешь кого-то из этих известных и популярных людей — ты сразу рискуешь попасть под какие-то стрелы обвинений: называют тебя идиотом, ахинею несёшь, русофобом, ватником назовут скоро, колорадом и так далее. Я всего лишь говорю об одном: для меня, как для обычного человека из России, неприятно, что те люди, которых мы награждаем почётными званиями, которых мы действительно уважаем, которые действительно талантливы, сейчас допустили такую слабину. Я думаю, что мы простим их, если они скажут: извините, мы были не правы, и просто уедут оттуда.
С. К.: Виталий Валентинович, итоги программы: 19% у Валерия Белоцерковского, 81% наших слушателей проголосовали за позицию Виталия Милонова. В начале часа было по-другому: 12% против 88%. Валерий, вам удалось переубедить часть наших слушателей. Благодарю всех. Спасибо!