Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации

Регион
11 июля 2016, 05:00

Молчать и платить. Найден новый повод сделать ОСАГО дороже

Муссирование темы автоюристов страховщиками заставило встать на защиту последних Центробанк и Генпрокуратуру.

Фото: © L!FE

Фото: © L!FE

Как установил Лайф, Российский союз автостраховщиков (РСА) подготовил поправки в закон ОСАГО, которые призваны усложнить нынешний порядок получения выплаты по ДТП. Планируется удлинить сроки рассмотрения запросов на компенсацию, снять ограничение на число предоставляемых справок и привязать суммы судебных исков к ущербу, избавившись от больших штрафов и пеней. 

Все грядущие изменения упаковываются в обёртку борьбы с автоюристами, которые, защищая права автомобилистов в судах, по словам страховщиков, причиняют им большие расходы. На защиту последних уже встали Центробанк и Генпрокуратура. Эксперты убеждены, что ОСАГО превратилось в механизм выкручивания рук автомобилистам, ответом может стать ещё больший рост отказа водителей от дорожного полиса.

О том, что автоюристы не дают им жизни, страховщики начали говорить ещё во второй половине 2015 года, после того как завершилась кампания по повышению тарифов ОСАГО. До этого главным лейтмотивом медийной неудовлетворённости от "автогражданки" у страховых компаний была убыточность.

Ужесточение ОСАГО страховщики разбили на два этапа. В середине июня, уходящий состав Госдумы, а следом и Совет Федерации, одобрил первый пакет ужесточений, согласно которому страховые организации вправе отказать в выплате, если автомобилист не привезёт им на осмотр в центр урегулирования убытков (в некоторых регионах они удалены на сотни км) покорёженный автомобиль, даже если речь идёт о его остатках. Причём автомобилист должен это сделать не позднее согласованных со страховщиком сроков, а сторонняя независимая экспертиза не будет засчитана. Срок рассмотрения претензии водителя увеличился вдвое: с пяти до десяти дней.

Страховщики рассчитывают, что очередные поправки к "автогражданке"  рассмотрит новый состав Госдумы. 

Фото: © L!FE / Владимир Суворов

— У нас есть предложения, связаные с изменениями закона (ОСАГО), которые мы подготовили и направили в Госдуму и Минфин. Мы предполагаем изменения сроков подачи документов по почте, изменение формы возмещения (исключение альтернативы компенсации в виде денег, только ремонт на аффилированном сервисе страховщика), —  рассказал Лайфу исполнительный директор РСА Евгений Уфимцев.

Кроме того, по словам Уфимцева, грядущие поправки должны установить соразмерность выплаты реальному ущербу автомобилям через иски в судах, чтобы ограничить расходы страховых на штрафы и пени. Впрочем, как выяснил Лайф, в РСА могут не в полной мере раскрывать суть направляемых предложений в Минфин и Госдуму. Так, ознакомившийся ранее с ними глава организации по защите прав потребителей страховых услуг "Главстрахконтроль" Николай Тюрников перечислил недостающие моменты: 

"Ранее страховщики просили увеличение срока осуществления страховых выплат c 20 до 30—45 дней, возможность затребования неограниченного перечня документов, освобождение от компенсации утраты товарной стоимости автомобиля после ДТП".

По логике РСА, все эти изменения должны решить главную проблему на страховом рынке в 2016 году — юристов, которые, помогают гражданам, несогласным с оценкой суммы возмещения по ОСАГО, добиваться от страховщиков компенсаций, а также штрафов и неустоек. Либо по аналогии с банковскими коллекторами юристы скупают через переуступку права требования долги страховщиков и отсуживают деньги.

— Мы видим, что сейчас в законодательстве есть некоторые вещи, прописанные не полностью и неправильно, этим пользуются отдельные лица (автоюристы), которые занимаются этим для своего обогащения, обманывая страховщиков и страхователей, — объясняет Уфимцев.

В Центробанке Лайфу также выразили свою обеспокоенность сложившейся в судах практикой взыскивание больших сумм со страховщиков. 

— Банк России фиксирует активность автоюристов на рынке ОСАГО, которые действуют в первую очередь в своих интересах, а не в интересах пострадавших в ДТП. Такая активность, в частности, проявляется в значительном количестве исков в суд без (повторной. — Прим. Лайфа) попытки обратиться за возмещением в страховую компанию, в большой стоимости экспертизы, а также расходов на её обеспечение. Эта ситуация характерна для ряда регионов страны (Волгоградская и Ростовская области, Краснодарский край) и является одной из причин низкой доступности полисов ОСАГО в этих регионах, ­— отметили в пресс-службе Центробанка. 

Фото: © L!FE / Владимир Суворов

К Центробанку присоединилась и Генпрокуратура, заявившая в четверг о возбуждении ряда уголовных дел в отношении автоюристов. В РСА заявляют, что в 2015 году страховщики выплатили гражданам 120 млрд рублей, из них порядка 10—15 млрд рублей отнесены на убытки, вызванные оказанием юридической помощи гражданам. При этом в союзе страховщиков не могут пояснить, каким образом судебные издержки страховых компаний, которые в рамках гражданско-правовых споров проиграли дела в судах Российской Федерации, вносятся в статью убытков "автогражданки" по ДТП.

Глава Всероссийского союза страховщиков Игорь Юргенс называет подобную работу юристов "раскачиванием лодки". Но правозащитники сходятся во мнении, что жалобы на юристов во многом передёргивают реальную картину рынка автострахования. А под видом борьбы с мошенничеством проводятся ужесточения, которые ударят по добросовестным гражданам. 

— Достаточно зайти на любой форум автострахования и вы увидите, что граждане единогласно пишут: "Благодаря юристам я получил деньги, а благодаря страховым я был вынужден сам платить: компенсация по ОСАГО не покрывала ремонт". Я не исключаю, что есть небольшое количество юристов, которые могли мошенничать, завышая стоимость своих услуг, но в подавляющим большинстве случаев — это профессиональная юридическая помощь автомобилистам, которые не могут добиться адекватных выплат от страховщиков. Почему страховщики считают, что кругом все виноваты, а они белые и пушистые? — говорит Тюрников из "Главстрахконтроля".

— Страховщики обнаглели окончательно. К сожалению, им в этом потакают госорганы: раз за разом они идут на поводу. Нужно признать, что Центробанк не справляется с обязанностью ограничивать аппетиты страховщиков, соответственно контроль над этим бизнесом надо вернуть в Минфин. Юристы делают нормальную человеческую работу — защищают граждан. Если бы страховщики не нарушали их права, то и проблем в судах у них не было бы. Новые поправки категорически неприемлемы, потому что он развязывают руки компаниям, делая автомобилистов беззащитными. Если эти поправки пройдут, то мы увидим случаи ещё более массового уклонения водителей от ОСАГО, — резюмировал лидер Движения автомобилистов России Виктор Похмелкин.

В 2016 около миллиона водителей России купили фальшивые полисы ОСАГО.

Подписаться на LIFE
  • yanews
  • yadzen
  • Google Новости
  • vk
  • ok
Комментарий
0
avatar