Директор "Мультимедиа арт музея": Фотографы живут дольше — снимайте чаще
В День фотографа Ольга Свиблова в эфире Лайфа рассказала, на что снимает сама и почему дорогая техника — не самое главное.
М. ШАХНАЗАРОВ: Сегодня у нас в студии человек из мира искусства.
М. АНДРЕЕВА: У нас в гостях Ольга Свиблова — режиссёр-документалист, директор "Мультимедиа арт музея". Ольга Львовна, здравствуйте.
О. СВИБЛОВА: Здравствуйте! Напомню, что это ещё и "Дом фотографии" на Остоженке. Конечно, хочется начать с того, чтобы поздравить всех с праздником, который относится, по-моему, к подавляющему большинству населения страны, потому что фотографируют все — от детей до людей очень преклонного возраста. И это прекрасно!
Средняя продолжительность жизни известных фотографов, если брать статистику, на 15 лет больше, чем продолжительность жизни других людей.
М. А.: Мы вас тоже поздравляем!
М. Ш.: Но у нас же сейчас так: купил телефон — уже фотограф.
О. С.: Я не вижу в этом никакой проблемы, потому что фотография всегда развивалась, следуя за развитием технологий. Когда-то нужно было носить огромные камеры, покрывать стеклянные пластинки раствором коллодия и так далее, всё это было сложно. И когда появилась камера Kodak, которой могли пользоваться все, страсть фотографий охватила всех. Мы знаем, что в конце XIX — начале XX века фотографировали все — от крестьян до царской семьи. Я не говорю про семью Льва Николаевича Толстого — фотографировали все.
С помощью фотографии, например, на мобильный телефон мы получаем возможность интимных фотографий, интимной дистанции, которую не даёт нам огромная профессиональная камера с большими объективами. Зато она отлично служит папарацци или спортивному фотокорреспонденту.
М. Ш.: Какая насыщенная жизнь у фотографов. Я смотрю вашу страничку в сети Facebook — различные выставки.
О. С.: Конечно же, я не могу не пригласить в день фотографа всех, кто нас слышит, в "Дом фотографии". Мы всегда радуем наших гостей отличными выставками. И как раз ко дню фотографа, 15 числа, я зову всех радиослушателей на вернисаж в 17:00, так что ещё будет время разъехаться по дачам, вспомнить об огороде, где тоже интересно фотографировать. Но мы зовём вас на замечательную выставку Вениамина Голубицкого, который, кстати, прекрасный поэт. Часто литераторы-фотографы превращают свою жизнь в захватывающее каждого из нас путешествие, где запечатлённые моменты являются ещё и нашей историей.
М. Ш.: Я согласен, хорошо, когда люди фотографируют, но появление редактора Photoshop не нивелировало фотографию?
О. С.: Конечно, нет.
М. Ш.: Почему?
О. С.: Потому что с момента возникновения фотографии уже появляются фотоколлажи, и это, между прочим, середина XIX века. Я напомню, что фотография, которую мы сегодня чествуем в день фотографа, появилась в 1839 году.
У фотографии есть только одна особенность, если мы её сравниваем с другими Музами, потому что сегодня фотография на Олимпе искусства не просто устроилась — она всех отодвинула и стала в центр. Фотография — ещё и документ, и это безумно интересно.
Поэтому чем больше мы фотографируем, тем лучше. Но фотографии важно сохранять, а для этого их надо печатать. Не бойтесь печатать их на домашних, профессиональных принтерах — сегодня все эти технологии печати доступны. Всё, что сохраняется у вас в памяти телефона, исчезает в тот момент, когда исчез ваш телефон. Всё, что вы сохраняете на флешках, со временем может быть потеряно.
И, кроме того, надо понимать: когда вы отбираете то, что вы будете печатать, вы не просто сами возвращаетесь в моменты, которые вы пережили, сохраняете эти эмоции — вы делаете сознательный выбор, и это чрезвычайно важно.
Пользуясь случаем, напомню, что 12 июня в День России был открыт уникальный портал — "История России в фотографиях", russianphoto.ru, на котором уже сейчас около 100 тысяч фотографий, связанных с историей России в фотографии с середины XIX века до 2000-х годов, собственно, до начала нашей новейшей истории. И там можно найти всё: как выглядела ваша улица; если вы вводите туда слово "стул", вы видите, как менялись стулья на протяжении времени; далее детская мода, или что было с футболом. Вы можете найти любое историческое лицо, любого персонажа. И, конечно, этот портал интересен тем, что каждый может: а) добавить свои семейные фотографии; б) стать куратором — может делать свои фотовыставки из этого архива, писать комментарии и выставлять их на этом портале, они каждый день появляются в режиме реального времени.
И если мы не знаем нашей истории, нам трудно жить сегодня и мы точно не можем строить серьёзные планы на будущее.
М. А.: А на что вы снимаете?
О. С.: Я снимаю на мобильный телефон. С того момента, как появились нормальные камеры на телефоне, я даже ушла от маленьких камер, которыми всегда пользовалась.
М. Ш.: Помните как у Жбанкова, Довлатова — он пользовался "Сменой", которую скреплял скрепкой и выдавал фотографии, которыми восхищались многие профессиональные фотографы.
О. С.: Я вам могу сказать, что камеру можно сделать из всего. Великий фотограф Тихий делал камеру из любого подручного материала, и до сих пор мы можем пользоваться любыми подсобными материалами, чтобы создать камеру. Более того, она даёт нам специальные художественные эффекты. Фотография — это документ, но это документ, который всегда проходит через глаз человека, а глаз — это вынутый вовне мозг и наши эмоции.
М. Ш.: В чём магия чёрно-белой фотографии?
М. А.: Да, многие любят только ч/б.
О. С.: Я часто отвечаю на этот вопрос. Я тоже люблю чёрно-белую фотографию, как и все, но я люблю не всю чёрно-белую фотографию. Особенно мы любим ранний цвет, потому что нам вообще свойственна ностальгия.
Сегодня чёрно-белая фотография, как редкие животные, конечно, уходит на наших глазах. И ещё вдобавок ч/б фотография снимается на плёнку, где действительно проступает серебро, и где хорошие отпечатки, наполненные серебром, потому что сегодня бумага, наполненная серебром, исчезает — уходит в лакшери сегмент, её просто трудно достать и купить.
Я люблю смотреть фотографию не на экране, хотя всех призываю зайти на сайт russianphoto.ru. Я люблю фотографию, когда она передо мной в отпечатке, потому что до сих пор я уверена, что минимум 50% чуда фотографии — это то, как она отпечатана.
Это таинство комнаты с красным фонарём, которую ещё помнит наше поколение: все наши родители колдовали в ванне, и ребёнок заходил в этот заколдованный мир.
М. Ш.: Помню эти времена: закрепитель, проявитель, все эти ванночки.
О. С.: Надо понимать, что если мир и технологии движутся, это не значит, что сегодня нельзя осуществить прекрасную цифровую печать. Сегодня важно уметь обращаться с цветом и делать цветокоррекцию, потому что человек, который сегодня делает цветокоррекцию на своём компьютере, тратит не меньше творческих усилий, чем человек, который колдовал в этой тёмной комнате, потому что хорошие фотографии печатали сами. И неслучайно винтажный отпечаток, то есть отпечаток, сделанный самим автором, имеет совершенно другую цену, чем всё, что мы потом повторяем по негативам и сканам.
М. А.: Вы же знаете, это давний спор — Canon или Nikon, это же два непримиримых сообщества. Вот сейчас наш фотограф снимает на Nikon. Что вы обычно говорите?
О. С.:
Мне важно, получаю ли я с ней контакт и до какой степени я могу вести с ней диалог, потому что фотография — это то, что мы можем считать, и то, что нам хочется считать, когда мы глядим на фотоизображение.
М. А.: Спасибо вам большое. Сегодня у нас в гостях была Ольга Свиблова, директор "Мультимедиа арт музея", режиссёр-документалист.