Регион

Уведомления отключены

14 июля 2016, 11:45

В XVII веке Рембрандт уже делал селфи с помощью передовых достижений оптики

Фото: © IOP Publishing

Фото: © IOP Publishing

Комбинация зеркал разной формы и, возможно, линз позволяла художнику рисовать непринуждённые автопортреты довольно необычным способом.

Классик фламандской школы живописи Рембрандт для написания своих необычайно реалистичных автопортретов использовал новейшие на тот момент достижения оптики. Среди них, скорее всего, были и такие сложные для того времени инструменты, как частично сферические зеркала. Соответствующая статья опубликована в Journal of Optics.

В истории живописи существует целый ряд нерешённых вопросов относительно серии автопортретов голландского художника Рембрандта. На некоторых из них он весьма реалистично изображён смеющимся или с широко открытыми глазами (что непросто при рисовании). Очевидно, что художник не мог одновременно смеяться и рисовать автопортрет обычными художественными средствами той эпохи. В ряде случаев его глаза на автопортретах скошены вбок, что также непросто объяснить. В более поздних "селфи" голландца пропорции головы почему-то резко отклоняются от реалистичных (которым он следовал всю жизнь) и она выглядит слишком большой. 

Чтобы разрешить все эти вопросы, два исследователя из Великобритании попробовали выяснить, какие оптические средства, доступные в XVII веке, могли привести к появлению у автопортретов Рембрандта таких странных особенностей. Они установили, что пять оптических систем могли дать человеку того времени возможность получить свою проекцию на вынесенную перед ним поверхность (например, холст). Среди них одна, использующая только сферические зеркала, три, включающие сферические и плоские зеркала одновременно, и одна комбинация плоских зеркал и линзы.

Исследователи обращают внимание на тот факт, что ряд гравюр Рембрандта сделан на медной основе. Получить чётко различимую проекцию на медную поверхность было особенно просто в силу отражающей способности хорошо начищенной меди.

Новое объяснение позволяет понять, как голландцу удавались автопортреты, на которых он смеётся с широко открытыми глазами. Дело в том, что обычная техника автопортрета — с помощью стандартного зеркала — почти исключает подобную работу. Изображать эмоции, потом возвращаться к рисованию, а потом вновь изображать эмоции довольно сложно и требует колоссального самоконтроля. Даже небольшие отклонения от исходного выражения лица помешали бы выполнить портрет качественно. Зато если Рембрандт фактически "обрисовывал" собственную проекцию, которая находилась прямо перед ним, ему не нужно было регулярно менять выражение лица, рискуя качеством итоговой картины.

Ранее было известно, что отдалённо сходными, хотя и более простыми приёмами пользовались и другие художники. В частности, до XIX века среди них была широко распространена камера-люцида ("светлая камера"), с помощью призмы позволявшая получать проекцию изображения нужного лица или предмета на бумагу прямо перед художником, которому нужно было лишь зафиксировать контуры и раскрасить полученное изображение. В то же время все описанные схемы, которые, по мнению исследователей, применял Рембрандт, технически сильно сложнее и говорят о хорошем понимании им базовых принципов оптики.

Подписаться на LIFE
  • yanews
  • yadzen
  • Google Новости
  • vk
  • ok
Комментарий
0
avatar

Новости партнеров