Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации

Регион
18 июля 2016, 16:16

Кто здесь папочка? Как США и СССР спорили, кто в кого в космосе входить будет

Журналист Михаил Котов — о том, как США отказались быть "пассивами" в космосе, а русские их спасли, предложив стать андрогинами.

Фото: © Flickr/NASA Kennedy

Фото: © Flickr/NASA Kennedy

18 июля 2016 года на МКС стартовал космический грузовик, на борту которого новый, разработанный по международным стандартам стыковочный узел IDA-2. Предполагается, что он впоследствии заменит нынешнюю российскую систему стыковки ССВП "Штырь-конус". В связи с этим хочется вспомнить давнишнюю городскую легенду о том, почему вообще была придумана подобная система.

http://spacebitches.tumblr.com/post/18600920494

Всё началось в 1975 году, когда слияние в едином порыве советских и американских космических программ достигло максимума. В июле должен был состояться первый экспериментальный полет "Союз-Аполлон". Противоречия начались уже с названия, американцы назвали эту программу Apollo-Soyuz Test Project, поставив первым свой корабль, в СССР же именовали ровно наоборот. Даже сигареты выпустили, чтобы лучше запомнить.

Когда возник вопрос соответствия стыковочных узлов, наши специалисты предложили уже отработанную систему ССВП, она же "Штырь-конус", или "Папа-мама", — согласно наличию твёрдых выступающих деталей или соответствующих отверстий. В общем, всё как в жизни у настоящих мамы и папы. Однако американцы заупрямились и никак не захотели становиться космической "мамой". Мол, "не для того мы свой Аполлон строили", чтобы в него всякие "Союзы" входили. 

Напрасно советские конструкторы уверяли, что быть "мамой" безопаснее, так как именно эта часть руководила расстыковкой. Американцы не соглашались, у русских тоже нашлась собственная гордость. Пришедшее сверху решение переименовать системы в "Актив-пассив" ожидаемо не добавило хорошего настроения обеим сторонам. Американцы отказались быть пассивом, встали в позу, и в воздухе запахло скандалом.

Решение предложил Владимир Сыромятников из КБ "Энергия". Стыковочная система АПАС (Андрогинно-периферийный агрегат стыковки) — у неё оба ответных узла обладали и "штырями" и "конусами" одновременно. В результате именно АПАС-75 ко всеобщему удовольствию был использован при стыковке "Союза" и "Аполлона". Впоследствии системы АПАС использовались как на космической станции "Мир", так и на МКС, для стыковки челноков Shuttle.

Фото: © Flickr/NASA Kennedy

Эту легенду впервые рассказал бывший сотрудник Особого отдела при Центре подготовки космонавтов, а в дальнейшем мэр Звёздного городка Николай Рыбкин в своей книге "Записки космического контрразведчика". На самом деле АПАС был выбран из соображений безопасности, чтобы в случае нештатной ситуации любой из космических кораблей мог самостоятельно отстыковаться. Кроме того, обратная сторона каждого из кораблей несла запасную стыковочную систему ССВП "Штырь-конус", и, естественно, ни у кого не возникло споров, кому какой стороной быть.

Современный стыковочный узел IDA-2 создан на основе советской разработки АПАС, обе части равнозначны и могут выполнять активную или пассивную роль в зависимости от ситуации. Стыковка в космосе — это то, что мы умеем, и умеем неплохо.

Подписаться на LIFE
  • yanews
  • yadzen
  • Google Новости
  • vk
  • ok
Комментарий
0
avatar

Новости партнеров