"Стартрек: Бесконечность": вежливые люди в космосе
21 июля в российский прокат выходит "Стартрек: Бесконечность" — третья часть новой трилогии о корабле "Энтерпрайз" и его бравой команде. За кучей шуток и взрывов Лайф усмотрел в фильме извинение за колониальное прошлое Европы и Америки.
Фото: © Централ Партнершип
"Звёздный путь" превратил научную фантастику в массовое явление, став едва ли не главным популяризатором жанра космооперы. Его влияние на культуру сложно переоценить. Однако современный зритель знает об этой вселенной скорее по мемам и новым фильмам Джей Джей Абрамса, чем по классическим сериалам.
Отсняв две серии, Абрамс переместился в продюсерское кресло и отдал третью часть на откуп Джастину Лину — автору четырёх "Форсажей". Пока он разгонял экшен-мотор и подвозил на площадку тонны пиротехники, Саймон Пегг начинял сценарий шутками. В конце концов "Звёздный путь" растерял весь пафос и риторику о покорении космоса. Всё вернулось на круги своя — "Стартрек: Бесконечность" снова деградировал до ситкома про инопланетян.
И всё же "деградировал" — не самое правильное слово. "Стартрек" Лина гораздо легче предыдущих фильмов, вплоть до полной невесомости — в такой атмосфере даже самые тяжёлые подтексты взмывают в воздух. Телевизионный "Звёздный путь" всегда был гимном мультикультурализма — на капитанском мостике могла оказаться женщина или даже афроамериканец. И это не говоря о команде, где русский, американец и японец (как в старом анекдоте) спокойно сидели за одним столом. С голубых экранов команда "Энтерпрайза" передавала из будущего привет всем зрителям — какими бы ни были ваш пол, цвет кожи или национальность, в космосе всем найдётся место.
"Бесконечность" невзначай обращает внимание на ориентацию пилота Хикару Сулу — на космической станции он встречает своего мужа и ребёнка. Мелкий штрих, случайно угодивший в объектив камеры, — впоследствии гомосексуальность Сулу не всплывёт ни разу. И это самый что ни на есть правильный подход — в будущем, где всё стало нормой, на такие мелочи никто не обращает внимания.
В будущем, где расизм и ксенофобия стали уделом злодеев, даже колонисты стали вежливы и приятны. С кем бы экипаж "Энтерпрайза" ни сталкивался (даже с племенем вспыльчивых мартышек), он всегда корректен — уважает даже самые нелепые традиции и старается не уничтожить хрупкую экосистему аборигенов. Современный "Звёздный путь" — это своего рода фильм-извинение. Вместо воинственных конкистадоров здесь остроумные пилигримы, которые даже бластер лишний раз не достанут, чтобы случайно не породить у туземцев миф о "пиу-пиу-палке". Явись они на Пандору, "Аватар" стал бы не боевиком, а инопланетной версией "В мире животных".
Даже злодей Кролл, который выглядит как настоящее чудовище и вещает на тарабарском наречии, для них прежде всего человек, а не варвар. Прелесть "Стартрека" в новом для кинематографа типаже — в нём на каждого "благородного дикаря" есть свой "благородный колонист". Этот во всех отношениях славный парень не спаивает туземцев огненной водой, а мирно и ненавязчиво несёт ценности Федерации по всей Вселенной. Настоящий "вежливый человек".
Так что если вы устали от семейных дрязг "Звёздных войн", самое время сесть на "Энтерпрайз" и отправиться вместе с его экипажем на покорение новых систем. Именно такая космоопера нам и нужна, и хочется верить, что с приходом Джастина Лина она (как и "Форсаж") будет длиться вечно. Как и всякий уважающий себя сериал.