Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации

Регион
21 июля 2016, 12:30

Продай себя подороже: как "Красотка" повлияла на российских женщин

Феминистка и секс-блогер Татьяна Никонова — о том, как главная романтическая комедия пагубно влияет на мировоззрение россиянок.

Кадр из фильма "Красотка"/ Скриншот © L!FE

Кадр из фильма "Красотка"/ Скриншот © L!FE

Вчера умер режиссёр Гэри Маршалл, создатель знаменитого фильма "Красотка" о скучном миллионере, влюбившемся в уличную проститутку с золотым сердцем, который в России видел каждый. Многие уверены, что это гимн романтической любви и одновременно всепобеждающей женской силе — силе красоты и уверенности в себе. Иногда её прямо называют историей Золушки — трудолюбивой девушки, заслуживающей и дождавшейся самого лучшего. Но на самом деле "Красотка" транслирует совершенно иные ценности. 

Специально для Лайфа феминистка и автор секс-блога Sam Jones`s Diary Татьяна Никонова объясняет, какие мнимые ценности пропагандирует народная комедия.

"Молодость и красота — ценный товар"

Мы-то знаем, что Вивьен добрая, эксцентричная и способная воспринимать высокую культуру, несмотря на полное отсутствие образования, но 3000 долларов за неделю ей Эдвард предложил не за это. Утром деньги, вечером стулья — Вивьен соглашается на неделю жизни с незнакомым мужчиной и только после оплаченного секса на его условиях и недолгих разговоров открывает в себе какие-то чувства. Эдвард тоже проявляет чувства только после начала договорных отношений. Он пользуется оплаченным женским телом, а затем задумывается, что хорошо бы заполучить его в постоянное пользование, раз появилась искренняя симпатия, — то есть прикупить абонемент. Рассчитывать на отношения подтекст фильма предлагает только после того, как обменяешь свою привлекательность на материальное вознаграждение — да и то без каких-либо гарантий. 

"Проституция — тоже работа" 

Молодая Вивьен Уорд вышла работать на улицу по собственной воле, её сутенёр — подруга, с которой Вивьен живёт в одной квартире. Героиня Джулии Робертс активная, хваткая (берёт деньги даже за то, чтобы показать дорогу заблудившемуся автомобилисту), обладает отличными профессиональными навыками (судя по тому, что Эдвард предложил ей неделю работы за серьёзные деньги), отказывается от роли содержанки в пользу независимости, сама решает, как ей дальше жить, и с лёгкостью бросает проституцию, когда появляется шанс выбраться. В жизни так, конечно, случается редко — проститутка гораздо чаще выгодный товар в цепких чужих руках, чем самостоятельный человек, да и в роскошные гостиничные номера на секс без избиений и с шампанским приглашают нечасто. 

"Проституция — работа, но для плохих девочек"

Эдвард ведёт себя грубо, когда подозревает, что Вивьен употребляет наркотики, — потому что ничего необычного в такой ситуации нет, в начале фильма даже упоминается убитая проститутка-наркоманка. Когда Барри, друг и коллега Эдварда, пристаёт к Вивьен, мол, та "просто шлюха", звучит это обидно, и Барри получает по шее от Эдварда. Но Эдвард сам сначала обращался с Вивьен как с "просто шлюхой", употребляющей наркотики, так что разницы между этими двумя мужчинами нет. Разве что Эдвард уже разглядел в Вивьен замечательную женщину, которую ему в проститутки записывать не хочется: ведь с прекрасной женщиной нельзя обращаться так, как с проституткой. Зрители тоже радуются, когда Вивьен завязывает с проституцией, и выглядит это так, будто Вивьен выбралась, потому что она удивительный человек и заслуживает лучшей доли. Получается, что проститутки — это женщины, недостаточно хорошие, чтобы жить как-то иначе, а значит и недостойные уважения и человеческого отношения. Хорошим-то мы желаем поскорее покинуть бизнес.

"Давайте купим любовь"

Знаменитая сцена в магазине под песню Роя Орбисона — результат того, что Эдвард пришёл с Вивьен, продемонстрировал свой статус, вручил свою кредитку и дал карт-бланш на расходы. Покупательница себя чувствует отлично, поскольку оплачивает формат внимательного обслуживания. Затем Вивьен идёт демонстрировать свой новый облик не принявшим её девушкам из другого магазина, но те бы её тоже облизывали с ног до головы, приди Вивьен с соответствующим спутником и предъяви кредитку. Продавщицы были бы точно так же милы с Вивьен, как она сама мила с Эдвардом за предложенный гонорар. Помогающий Вивьен сотрудник отеля так старается, потому что она подружка важного клиента, снимающего пентхаус. Сама Вивьен с удовольствием напоминает Эдварду, что обнимает его самыми длинными ногами за гонорар, оба они смеются. В фильме, в общем, неоднократно демонстрируется, что деньги затыкают рты недовольным и гарантируют если не любовь, то приязнь окружающих наверняка. Но иногда всё-таки и любовь — Вивьен в итоге влюбляется в миллионера Эдварда, а не посыльного из той же гостиницы.  

"Женщина должна заботиться о мужчине любой ценой"

Эдвард ведёт Вивьен на "Травиату" — по сюжету оперы героиня жертвует собой ради любимого. Вивьен жертвовать не планирует, но помогает Эдварду другим образом, подталкивая его к серьёзным внутренним изменениям. В результате Эдвард перестаёт совершать неприглядные поступки (развал купленных компаний) и побеждает собственный страх высоты. То есть итогом фильма, где активно действует в основном женский персонаж, становятся кардинальные изменения в её избраннике. Женщина выступает как средство для мужчины, желающего личностного роста, и меняет не столько свою жизнь, как его. Это распространённый сюжет, даже "Пятьдесят оттенков серого" выстроен по той же схеме — миллионер с расстройством психики встречает прекрасную бедную и юную женщину, которая проходит через ряд унижений и помогает ему стать человеком. Ведические курсы, расплодившиеся в России, с этой концепцией полностью согласны: некоторые из них прямо называют женщину батарейкой для мужчины. О потребностях самой женщины и её желаниях расти и меняться в этой конструкции нет ничего.

Фильм "Красотка" милый, это правда. Это сказка, начавшаяся на Голливудском бульваре, где богач встречает ноги от ушей и прекрасную улыбку и все счастливы. Но он также иллюстрирует текущее российское представление об отношениях: женщина — товар, продаться лучше раз и надолго, продажа секс-услуг поощряется, но с обслугой можно обращаться как вздумается, а деньги облагораживают любую приключившуюся дрянь. Не "Красотка" сделала людей такими, но её показывают по федеральным каналам каждое 8 марта и иногда 14 февраля. Так вышло, что женщины и мужчины у нас считают романтическими историями браки, больше смахивающие на куплю-продажу. В России выросло целое поколение, которому не предлагали чего-то другого.

Подписаться на LIFE
  • yanews
  • yadzen
  • Google Новости
  • vk
  • ok
Комментарий
0
avatar