Минтранс приступил к спасению "полярной" собственности России от затопления
Продолжающееся таяние арктических льдов таит в себе не только описанные в апокалиптических полуфантастических сценариях опасности. Как уверены в Минтрансе, глобальное потепление может всерьёз угрожать российской транспортной и добывающей инфраструктуре в регионе. О том, как ведомство планирует спасать ситуацию и сколько на это потребуется денег, — в материале Лайфа.
Минтранс приступил к разработке масштабного проекта по спасению инфраструктуры Арктической зоны России. Тающие льды могут затопить дороги, аэропорты, предприятия, инфраструктуру федерального и международного значения. Как стало известно Лайфу, на начальном этапе на научную сторону проекта направят 18 млн рублей. А после утверждения предложений министерством будет найден заказчик, который займётся мерами минимизации последствий неизбежного затопления.
Что может уйти под воду?
Область распространения многолетней (вечной) мерзлоты в России занимает около 11 млн кв. км, что составляет почти 65% территории страны. На этих территориях расположены морские и речные порты, автомобильные и железные дороги, аэропорты, терминалы и т.д. Последствия негативных климатических изменений напрямую могут сказаться на условиях их строительства и эксплуатации. Кроме того, в 2014 году Минобороны сообщало о строительстве в Арктике 13 военных аэродромов.
Прежде всего проект затронет территории Арктической зоны России, морей, расположенных в акватории Северного Ледовитого океана, а также районы вечной мерзлоты. В состав Арктической зоны входят: Мурманская область, Ненецкий автономный округ, Архангельская область, Ямало-Ненецкий автономный округ, Тюменская область, Таймырский (Долгано-Ненецкий) автономный округ, Красноярский край, Чукотский автономный округ, Магаданская область, Республика Саха, а также принадлежащие РФ земли и острова в Северном Ледовитом океане.
— Изменение климата на планете сопровождается повышением температуры, уменьшением площади и толщины полярных льдов, таянием многолетней (вечной) мерзлоты. Арктический регион наиболее чувствителен к глобальному потеплению, поэтому климатические изменения там рассматриваются в качестве индикатора этого процесса, — говорится в задании, размещённом на сайте госзакупок.
По словам источника в Минтрансе, потепление в полярных регионах обусловлено в первую очередь увеличением выбросов парниковых газов. Согласно оценкам исследователей, каждые десять лет Арктика теряет до 13% льдов. В 2014 году их площадь уменьшилась до 5 млн кв. км (на 25% по сравнению с аналогичным показателем конца прошлого века), что является одним из самых низких уровней за всю историю спутниковых наблюдений этого региона. Прогнозируется, что Северный Ледовитый океан полностью освободится ото льда в 2060—2080 гг. В свою очередь, отсутствие "холодного панциря" даст новые возможности для развития судоходства, туризма, нефтегазовой отрасли в Арктике.
Эксперты, опрошенные Лайфом, напомнили, что изучением проблемы таяния льдов занимаются ведущие мировые научные центры. Директор Санкт-Петербургского морского геологоразведочного подразделения (обособленного подразделения АО "Росгео"), профессор Олег Корнеев считает, что таяние ледников нельзя искусственно остановить.
— Потепление климата — вопрос спорный. Есть мнение, что скоро оно закончится и начнётся похолодание. Например, в этом году на востоке Арктики холоднее, чем обычно, и лёд в океане тает медленнее. В любом случае надо быть готовым к "растеплению" вечной мерзлоты — выход искусственной заморозки через скважины под фундаменты особо важных объектов, — говорит Корнеев.
В основном строительство в Арктике растёт за счёт нефте- и газодобывающих компаний, рассказал главный инженер ОАО "Проектно-изыскательский НИИ воздушного транспорта" (строит объекты в Арктике) Владимир Прудников.
— Мы всегда делаем искусственную заморозку через скважины под фундаменты особо важных объектов, когда работаем на Севере. Некоторые пишут, что через год мы все замёрзнем, по всей планете будет -60, — говорит Прудников.
Как будут спасать
Сначала учёные разработают схему районирования Арктической зоны России и территорий распространения вечной мерзлоты, исходя из условий строительства и эксплуатации. После этого приступят к исследованиям текущего состояния природной среды и прогнозов изменения климата. А затем проанализируют эффективность и достаточность технических и инженерных решений, направленных на обеспечение безопасности объектов.
— Будет проведён анализ существующего состояния и прогноз изменения многолетнемёрзлых толщ Арктической зоны и территорий распространения вечной мерзлоты (распространение и сплошность, температуры, льдистость; структурно-геоморфологическая, широтная и секторальная изменчивость, реакция на техногенное вмешательство и т.д.), — говорится в задании. — Также предстоит провести анализ термического состояния и эволюции многолетнемёрзлых грунтов в зонах эксплуатации объектов транспортной инфраструктуры федерального значения, расположенных в Арктической зоне России и на территориях распространения вечной мерзлоты, с привлечением данных климатических моделей, мезомасштабных моделей атмосферного пограничного слоя и моделей теплопередачи в грунтах.
Проект направлен на оптимизацию строительства и эксплуатацию объектов транспортной инфраструктуры в Арктической зоне России, что сможет предотвратить возможные угрозы национальной безопасности страны вследствие полной или частичной утраты функциональности объектов транспорта. Помимо Минтранса разработки могут быть полезны Минприроды, Минобороны, МЧС, подведомственным им федеральным агентствам и службам, учреждениям и предприятиям.
Победителем конкурса, объявленного министерством, стала петербургская компания ООО "Транспортная интеграция". После окончания разработок проект будут рассматривать специалисты министерства, а потом выберут исполнителей для его реализации.
— Наш проект ещё в работе, он не закончен. Суть заключается в разработке методики для минимизации действий природных катаклизмов. Но транспортных объектов много. Это мосты, дороги, предприятия, порты, жилые дома. Реализация проекта по методикам, которые мы рекомендуем, зависит от вида объектов, — рассказали Лайфу в компании.
Суша под воду — подъём мореходства
Успешное выполнение задуманных разработок даст толчок развитию транспортного комплекса России, росту его доли в мировом объёме экспорта и импорта транспортных услуг. В ведомстве отмечают особую важность для транспортной системы страны Северного морского пути и Транссиба. Кроме того, эти направления останутся перспективными и после возможного таяния льдов.
— Особенно актуально сохранение объектов в условиях расширения деятельности по освоению Арктического региона и его ресурсов, а также наращиванию объёмов перевозок транзитных грузов из Азиатско-Тихоокеанского региона в Европу и экспортных российских товаров в страны Азиатско-Тихоокеанского региона, — говорится в задании.
В Минтрансе отметили, что прогнозируемое увеличение объёмов перевозок потребует модернизации и нового строительства объектов транспортной инфраструктуры в Арктике. Кроме того, Минтранс обещает построить эффективную систему контроля изменения параметров объектов транспортной инфраструктуры федерального значения, расположенных в Арктической зоне и на территории распространения вечной мерзлоты.
Это, в свою очередь, приведёт к повышению экономического эффекта от реализации проектов развития транспортной инфраструктуры в Арктической зоне и на территории распространения вечной мерзлоты, повысит эффективность мер по адаптации объектов транспортной инфраструктуры к происходящим и вероятным в перспективе климатическим изменениям.
По данным Росстата, за январь — сентябрь 2016 года перевозки грузов морским транспортом составили 16,1 млн тонн, что выше показателя предыдущего периода на 11,1%, грузооборот за январь — август вырос на 24,2% и составил 29,2 млрд тонно-километров. В то же время перевозка грузов водным транспортом в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности с ограниченными сроками завоза грузов за 2016 год растёт не так существенно. За январь — сентябрь 2016 года было отправлено 19,4 млн тонн грузов, в то же время за весь 2014 год было отправлено 21,4 млн тонн, за 2015 год — 20,4 млн тонн.