Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации

Регион
25 июля 2016, 09:07

"Архстояние-2016": 7 млн рублей под землёй и покемоны в "Голове бомжа"

Главной темой 11-го по счёту "Архстояния" стало убежище. Лайф рассказывает, как Никола-Ленивец уже четверть века прячет любителей современного искусства от цивилизации, станет ли фестиваль этого года последним и почему художникам не интересна игра Pokemon Go?

Фото: © Рибсиме Манукян © flickr.com/Clément Chéné

Фото: © Рибсиме Манукян © flickr.com/Clément Chéné

Пятница, дождь, нечто, называющееся дорогой только потому, что там умудряются проезжать автомобили, сотовая связь пропадает, начинается "Архстояние-2016"... 

Убежище от цивилизации

25 лет назад небольшая деревня в Калужской области, где сегодня раскинулся фестивальный парк, была убежищем для художников, открывших её миру. Сегодня здесь есть собственный книжный магазин, Wi-Fi и бургеры. Но ощущение, что находишься вдали от цивилизации, никуда не делось. Дорогу размыло после вчерашнего ливня, дорожки из досок, чтобы ходить по грязи, проложены далеко не везде, а за сотовой связью нужно охотиться по всей территории парка не хуже, чем за покемонами в Москве.

Вполне может статься, что арт-событие этого года будет последним. В 2016-м должна решиться судьба фестивального парка: бывший инвестор парка "Никола-Ленивец" Максим Ноготков, которому принадлежат земельные участки, строения и прочие активы, обанкротился. Так что, вероятно, земля под парком либо отойдёт кредиторам, либо будет пущена на аукционе с молотка. Хотя гости и участники фестиваля уверены — "Архстояние" вечно. 

Перед началом фестиваля в социальных сетях можно было видеть множество объявлений о продаже билетов в "Никола-Ленивец" за пол- и даже четверть цены.

На въезде всем гостям дают карту территории фестиваля с размеченными на ней арт-объектами участников. Новичкам такая карта просто необходима, так как мероприятие проходит на территории ни много ни мало в 600 га. 

Как оказалось, не все готовы укрыться на природе вдали от городов, потратив четыре часа на дорогу в один конец, пережив турбулентность финального этапа пути, и потом два часа ставить палатку в месте, больше напоминающем болото из-за прошеедших накануне ливневых дождей.

Убежище в лесу и под землёй

Всё новые арт-объекты перемешаны с инсталляциями прошлых лет, и, если вы первый раз посетили фестиваль, найти "убежища" вам будет очень непросто. То, чем всегда славилось "Архстояние", — взаимодействие зрителя и арт-объектов. Все арки, ротонды и маяки стоят здесь для того, чтобы их трогать и залезать внутрь.

В этот раз сама тема толкала зрителей проверить каждый из восьми новых объектов на прочность: узнать, что творится в "Голове бомжа", посетить "Личную вселенную", проверить, насколько пригодно для людей "обитаемое вещество" и залезть внутрь полностью закопанного в землю "гелендвагена".

К последнему выстроилась целая мини-очередь: зрители один за другим ныряют в люк, найти который посреди громадных ландшафтных объектов не так-то просто. То ли из любопытства посмотреть, как выглядит под землёй один из самых брутальных внедорожников, то ли из-за недавнего скандала с выпускниками академии ФСБ, устроившими автопробег по Москве на чёрных "гелендвагенах".

По мнению авторов проекта из мастерской Archpoint, "Мерседес G-500" или попросту "Гелик" ассоциируется у зрителей не только со средней стоимостью в 7 миллионов рублей, но и с чувством защищённости, поэтому, если закопать его в землю, получится настоящий бункер. А история с выпускниками Академии ФСБ им, конечно же, известна.

Ещё один объект, связанный с грубой силой и запрятанный в калужских лесах так же надежно, как закопанный по крышу "мерседес", — это "Теневой павильон" художников Ирины Кориной и Ильи Вознесенского. Пятиметровая шишка, сооружённая из ржавых полицейских щитов и прилегающая к ней небольшая беседка должны стать укрытием для посетителей парка.

Примечательно, что визитной карточкой Ирины Кориной (лауреат нескольких престижных художественных премий) стало использование дешёвых, моментально узнаваемых материалов со строительных рынков: отделочных пластиков, клеенок и обоев. Словом, всего того, что ассоциируется с имитацией, фейком. Так что её выбор материала для убежища оставляет вопросы: непонятно, продолжает ли теневой павильон линию имитаций или это нечто принципиально иное, обращённое к другим эмоциям и воспоминаниям.

Сама Ирина на вопросы Лайфа ответить не смогла, так как, по словам организаторов фестиваля, была вынуждена уехать домой в связи с плохим самочувствием её ребёнка.

Убежище от трендов

Художник Дмитрий Каварга стал известен благодаря своим инсталляциям на апокалиптические темы и обитаемым скульптурам для городских бездомных животных, сделанным на стыке арта и современной науки. Однако сам художник своё творчество к сайнс-арт (science art  синтез науки и искусства) не относит и считает, что в России это направление, как и его представители, отсутствует. На "Архстоянии" он представил "Обитаемое вещество", работу выполненную в традиционной для автора стилистике  биоморфизме, обыгрывающим всю ту же тему оторванности от реальности и эскапизма.

На вопрос, могли бы в его биоморфных убежищах прятаться покемоны, на которых сейчас открыта охота по всему миру, Каварга ответил, что "не гонится за трендами, так как это прямой путь сделать искусство массовым, чего бы не хотелось". Напротив, художнику хочется уйти как можно дальше от людей, и средством эскапизма выступает собственное искусство.

Эскапистскую тему продолжает и Павел Суслов с домом "Голова бомжа"  огромной обитаемой скульптурой, сооружённой из холстов для живописи разного размера. Там, к слову, покемонов также не найдено. Холсты художник планирует "использовать по назначению, постепенно разбирая свою резиденцию", где планирует жить до конца лета.

Убежище от суеты

Вечером фестивальный парк Николо-Ленивца преображается: подсвеченные объекты ночью меняют окружающее пространство, теперь оно более всего напоминает убежище, о котором было заявлено в самом начале, место для релакса вдали от суеты. В этот раз в Николо-Ленивце работало несколько сцен, в том числе и в одном из самых знаменитых объектов прошлых лет — деревянном Зиккурате, в ночь с субботы на воскресенье экспериментальная танцевальная музыка собрала там большую часть всех гостей.

архстояние -2016  Фото: © Рибсиме Манукян

Фишкой этого года стала тропа Мёбиуса: несколько пересекающихся тропинок в лесу, где развешаны гамаки и непрерывно звучит музыка из динамиков, спрятанных где-то в листве деревьев.

Если же сравнивать нынешнее "Архстояние" с фестивалями прошедших лет, то оно кажется ещё более временным и зыбким. И дело не столько в традиционной ставке на временные объекты и заявленной теме, сколько в текущем подвешенном состоянии парка (неизвестно, что с ним будет после окончательной процедуры банкротства) и всего того, что создавалось здесь на протяжении 11 лет.

Удастся ли нам посетить "Архстояние" в следующем году или это был последний шанс спрятаться от суеты в убежище за 200 км от Москвы, пока неизвестно. Однако сами участники уверены, что фестиваль вечен, и "Никола-Ленивец" будет только пополняться всё новыми арт-объектами на темы, навеянные не столько политикой или экономикой, сколько "медийной" философией современного общества.

Подписаться на LIFE
  • yanews
  • yadzen
  • Google Новости
  • vk
  • ok
Комментарий
0
avatar