Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации

Регион
28 июля 2016, 11:30

Чему российским соискателям стоит поучиться у европейских

HR-специалист с международным опытом Зулия Лоикова рассказала Лайфу о главных ошибках ищущих работу россиян. Что мы делаем не так, и почему с европейскими кандидатами работать зачастую приятнее?

Фото: © Flickr/David Blackwell.

По первому образованию я клинический психолог, но карьеру построила в области HR. Бизнес-образование поехала получать в Великобританию в London Metropolitan University (Master of Arts HR Strategy). И, постажировавшись за границей на Лондонской фондовой бирже, в Королевской клинике, международной PR-компании, крупной юридической фирме, которая занимается спорами звёзд и олигархов, я на себе прочувствовала, что значит деловой этикет, который существует на международном рынке десятки лет и который только начинает формироваться в России. Наши российские эйчары в большинстве своём — выходцы из кадрового делопроизводства, поэтому им ближе работа с документами, чем общение с людьми. Коммуникативные навыки зачастую развиты у них столь же плохо, сколь и у соискателей, с которыми они ежедневно сталкиваются.

На Западе люди ещё в школе овладевают навыками составления резюме и сопроводительных писем, прохождения интервью. Учась в университетах, продолжают их развивать. Любой соискатель может сделать это грамотно, в отличие от его российских коллег. Для нас, эйчаров, работающих в России, получение хорошо составленного резюме с перечислением достижений — до сих пор событие.

Ошибки, которые раздражают

Я работала в крупных компаниях в области финансов, таких как "Альфа-банк", БКС и других. И вот какие специфические ошибки российских кандидатов я хотела бы выделить (прошу вас, не повторяйте их, когда будете искать работу):

— Как часто соискатели не задумываются, какую фотографию приложить к резюме! Люди в купальниках и плавках, с шампурами в руках, выпачканных в шашлычном маринаде, претендуют на серьёзные позиции. 

— Не пишут сопроводительные письма. На сайте hh.ru, к примеру, невозможно откликнуться на вакансию без сопроводительного письма, если этого потребовал работодатель. И что же? Кандидаты часто просто ставят в поле для этого письма единичку или восклицательный знак. А теперь представьте, что к вечеру у работодателя, допустим, 668 откликов. В результате в первую очередь просматриваются те, которые содержат сопроводительные письма, потому что все резюме прочесть физически невозможно, и рекрутер вводит своего рода фильтр для автоматического отсеивания кандидатов. Люди, ищущие работу, вероятно, просто этого ещё не осознали.  

— Орфографические ошибки — это боль. Когда в резюме написано "рукАвАдитель", а человек претендует на вакансию корректора или главного редактора, то это просто за гранью.

— Зарплата. Российские кандидаты очень часто оценивают себя неадекватно и рассчитывают получить зарплату, не соответствующую опыту работы.

— Огромные неструктурированные резюме. Поток сознания без знаков препинания. Однажды мне прислали резюме на 16 страницах, притом что опыт работы соискателя составлял всего два года.

— Куча отвлекающих дополнительных картинок, прикладываемых к резюме. Человек откликается на позицию ресепшиониста, а в портфолио включает, кажется, всё, что смог собрать: фото с корпоратива, фото в свадебном платье и на фоне домашнего ковра (и такое бывает). Мы пытались понять, что такими соискателями движет. На самом деле, ничего, они просто так понимают принцип построения резюме.

— Люди забывают про элементарный этикет. Я всегда активно контактирую с кандидатами в соцсетях. Многие мне пишут в личку, спрашивают про условия вакансии, советуются. Я всегда отвечаю, либо перенаправляю к нужным специалистам. Но как-то мне написал незнакомый человек: "Есть вакансия у тебя, я буду в Москве с такого-то по такое-то число. Приглашай меня. Я — крутой коммерческий директор". Не поздоровался и даже не приложил своего резюме, а его личная страница в Сети представляла собой набор постов о компьютерных играх, отражающих уровни их прохождения.  

— Ещё одна большая ошибка — пассивность. Рынок сейчас таков, что соискателей в разы больше, чем вакансий. За хорошее место надо бороться качественным резюме, умением себя презентовать и устанавливать контакт.

— Неготовность к обратной связи. Я всегда после встреч с кандидатами спрашиваю, какие у них впечатления от встречи и вакансии, и сама даю рекомендации. Но не все готовы их получать. То есть, бывает, я говорю: для данной позиции в данной компании ваши эти и эти компетенции хорошо выражены, вот тут вы волновались и не смогли себя хорошо презентовать, а вот эти и эти пункты я бы рекомендовала убрать из резюме. И мне отвечают: "Слушайте, да ладно вам!". Встают и уходят. Это тоже отражает уровень адекватности.

— Настойчивость — это хорошо. Но иногда мне незнакомые соискатели звонят в три часа ночи, потому что у них возник какой-то вопрос, хотя можно было СМС написать или подождать до утра. 

— Навязчивость. Однажды моя коллега, будучи в метро, заметила, что её преследует человек. В какой-то момент она не выдержала и спросила, что ему нужно от неё. А он ответил: "Ирина, я знаю, что вы ищете человека на вакансию". Затем начал рассказывать, куда хочет устроиться. Она была в шоке от того, что он обратился к ней по имени, выследил её, и вежливо сказала, чтобы он прислал ей своё резюме. Но он ответил: "Нет, вы не думайте, я так просто от вас не отстану". В итоге она как-то смогла от него отделаться, но сами понимаете, как это неприятно.

Подобный случай произошёл и со мной. В выходной день я с мужем и ребёнком пошла за продуктами в крупный сетевой магазин, и из-за полок с крупами вдруг выскочил человек и говорит: "Зуля, ну наконец-то я вас нашёл!". Спрашиваю: "Простите, а мы знакомы?". Он просто и без затей отвечает: "Нет, но сейчас познакомимся. Вот вам моё резюме".

— В России любят "тыкать", часто не здороваются, не представляются, пишут личные сообщения, что называется, без вступления, переходя сразу к делу, типа: "Ну, ты ж эйчар, чё там, есть вакансии какие-то?", "Я переезжаю в Москву, и мне нужна работа, какие есть вакансии?". Я отвечаю, что, мол, на сайте посмотрите. В ответ: "А чё, перечислить нельзя, что ли?". Я при встрече с соискателем всегда сначала спрашиваю, как удобнее общаться — на "ты" или на "вы". Но не всех этот вопрос волнует, как показывает практика.

К чему стоит стремиться

Всё вышеперечисленное несвойственно кандидатам на Западе, как я убедилась на своём опыте. Они никогда не будут беспокоить ночными звонками и личными сообщениями. Для них это моветон и вторжение в личную жизнь. Писать в соцсетях будут, только если ты дашь им на это своё согласие, если была предварительная договорённость об этом во время собеседования.

Они тщательно готовятся к интервью в компании, приходят со списком вопросов (о своей роли, об инструментах работы, коммуникациях внутри команды и т.д.), которые задают эйчару. Среди российских кандидатов это большая редкость. Также они тщательно готовят сопроводительные письма для каждой компании, куда направляют отклик.

К тому же британцы и американцы, с которыми я сталкивалась по работе, всегда знали, куда движутся на своём карьерном пути и на какую зарплату могут рассчитывать. У европейских кандидатов всегда чёткий план на будущее. Они имеют представление о том, сколько будут зарабатывать через год, пять, десять лет. У всех есть понимание: столько-то лет отработал, значит, твоя стоимость на рынке труда такая-то. Кстати, в России ситуация сейчас такова, что здесь быстрее, чем в Европе, можно расти в деньгах и развиваться профессионально. Если работать много и постоянно заниматься самосовершенствованием в своей сфере, становишься лакомым кусочком для многих компаний.

Но, возвращаясь к ошибкам российских кандидатов, будем справедливы: условия труда в Британии соответствуют уровню соискателей. Работает такой принцип: когда мы привлекаем лучших — мы создаём им лучшие условия. Например, в английской Королевской клинике, где я проходила стажировку, детям сотрудников оплачивали образование, для семей врачей рядом с работой были построены дома, чтобы те не тратили времени и денег на дорогу, им предоставлялась 20-процентная скидка во всех сетевых магазинах. А в юридической компании, где я также стажировалась, для сотрудников, которые в большинстве своём старше 45 лет, в офисе была оборудована комната отдыха, в которой были установлены капсулы сна. На три дня в неделю всем сотрудникам с детьми предоставлялась няня (если ребёнок заболел, и за ним некому присмотреть). Все сотрудники ежегодно проходят обязательное полное медицинское обследование бесплатно, а те из них, кто старше 45 лет, — два раза в год.

Подписаться на LIFE
  • yanews
  • yadzen
  • Google Новости
  • vk
  • ok
Комментарий
0
avatar