"8 подружек Оушен": как феминистки переснимают культовое кино
Сегодня в прокат выходят "Охотники за привидениями", а впереди нас ждёт как минимум ещё несколько "женских перезапусков" — "8 подружек Оушен" и "Неудержимые красавицы". Лайф попытался разобраться в этом явлении.
Тяжела женская доля в популярном кино. Женщин похищают, держат в заложниках, а их самое большое счастье на экране — встретить главного героя и уехать с ним в закат под титры. Кинематограф десятилетиями транслировал простейшие гендерные стереотипы, но теперь женщины взяли реванш. На первый план выходят женщины-супергерои ("Пипец", "Чудо-женщина") и женщины-спецагенты ("Солт", "Коломбиана", "Ханна. Совершенное оружие").
Безликие и сексуальные
Из верных подруг женщины превратились в боевых товарищей. Сравните "Человека-паука" Сэма Рэйми и "Нового Человека-паука" Марка Уэбба. У этих двух фильмов разница в десять лет, но до чего же различаются в них подруги Питера Паркера. Мэри Джейн Уотсон из ленты 2000 года — классическая "дама в беде" и объект фантазий главного героя. В свою очередь Гвен Стейси становится уже полноценной соратницей Паркера. В отличие от актрисы-неудачницы Мэри Джейн она работает ассистентом учёного в гигантской корпорации "Оскорп". В финале "Нового Человека-паука" борется со злом наравне с супергероем.
Приход таких героинь, как Гвен, в такой консервативный жанр, как комикс-муви, — знаковое явление. До этого пал ещё один оплот стереотипов — серия о Джеймсе Бонде. Что мы знаем о девушках шпиона? Они сногсшибательно выглядят, соблазняются Бондом, а в конце, как правило, оказываются предательницами. Над ними посмеиваются даже сами создатели серии, давая им имена вроде Пусси Галор (от англ. pussy — "киска, кошечка". — Прим. Лайфа) и Мэри Гуднайт (от англ. good night — "спокойной ночи". — Прим. Лайфа). В 2006 году с выходом "Казино "Рояль" всё резко изменилось. Веспер Линд в исполнении Евы Грин вышла за пределы привычного шаблона, став настоящей любовью Бонда. В "Кванте милосердия" появилась Камилла (Ольга Куриленко) — девушка, которую шпиону-мачо не удалось затащить в постель. Однотипные "бонд-гёрлы" без характера ушли в прошлое.
Гнев феминисток
Так на костях прежних стереотипов возник новый — "сильный женский персонаж". Бой-бабы с пистолетом появлялись в кино и раньше (вспомните хотя бы "Лару Крофт"), однако за прошедшие десять лет они стали непременным атрибутом мейнстрима. На телевидении в этом плане больше всех отличился Джосс Уидон — едва ли не в каждом его сериале, будь то "Баффи" или "Светлячок", присутствовала одна, а то и несколько "сильных женщин".
Однако даже ему в своё время досталось от радикальных феминисток. Его фильм "Мстители: Эра Альтрона" осудили за мизогинию (ненависть к женщинам. — Прим. Лайфа) и сексизм. В одной из сцен Чёрная Вдова, героиня Скарлетт Йохансон, со слезами говорила о том, что не может иметь детей. Эпизод осуждался в многочисленных постах, а "твиттер" Уидона просто задохнулся от волны негатива со стороны феминисток. Масла в огонь подлила Disney, которая не включила Вдову в мерчендайз по мотивам фильма. Спойлер: в битве с феминистками Голливуд проиграл.
Но это никак не сказалось на экономике фабрики грёз. Кинематографисты ублажают радикальных феминисток, однако платить актрисам столько же, сколько актёрам, пока не собираются. На эту проблему пролила свет Дженнифер Лоуренс, исполнительница ролей таких сильных женщин, как Китнисс Эвердин (серия "Голодные игры") и Мистик ("Люди Икс: Первый класс"). В своём эссе для еженедельника Lenny она рассказала, что её гонорар за фильм "Афера по-американски" оказался значительно меньше, чем у Кристиана Бэйла и Брэдли Купера. Кроме того, она отметила, что мужчины в Голливуде гораздо свободнее в своих заявлениях, нежели женщины. Сильное заявление — особенно для женщины. Тем не менее всё это не помешало Лоуренс занять первое место в рейтинге самых высокооплачиваемых актрис по версии Forbes.
Подружки Оушена и охотницы за привидениями
В последнее время тренд на "женское кино" мутировал в какую-то совсем безумную форму. Стали появляться ленты, которые иначе как "феминистскими пародиями" и не назовёшь. Первым из них стал "Охотники за привидениями" — перезапуск культовой серии, где все персонажи поменяли свой пол на противоположный. Вместо четырёх мужчин с футуристическими пылесосами с фантомами стали бороться женщины. И всё бы ничего, но фильм откровенно издевается над прежними гендерными установками. На место секретарши Жанин создатели определили секретаря по имени Кевин — невообразимо тупого качка, которого играет голливудский секс-символ Крис Хемсворт. Можно, конечно, назвать это стёбом, но на деле это выглядит как месть радикальных феминисток.
Среди других женских перезапусков "Восемь подруг Оушен" и "Неудержимые красавицы". Фильм о команде аферисток будет снимать Гэри Росс ("Голодные игры") под продюсерским контролем Стивена Содерберга, режиссёра оригинальной трилогии, и Джорджа Клуни. Главную аферистку сыграет Сандра Буллок ("Копы в юбках", "Гравитация"). Ей досталась роль сестры Дэнни Оушена, которая тоже промышляет крупными ограблениями. По слухам, в её фем-банду войдут Кейт Бланшетт ("Скандальный дневник"), Элизабет Бэнкс ("Зак и Мири снимают порно"), Минди Кейлинг ("Больше чем секс") и Хелена Бонэм Картер ("Крупная рыба"). Если верить режиссёру, концептуальных перемен "смена пола" не повлечёт — это просто продолжение истории с другими персонажами.
Другое дело "Неудержимые красавицы" — женская версия "Неудержимых", собравшего в одном фильме всех звёзд боевиков эпохи VHS. Проблема в том, что речь идёт о чисто "мужском" жанре, который прочно ассоциируется с накачанными солдафонами с большими пушками. Кроме того, в 2014 году уже вышел провальный фильм "Наёмницы", где засветились Синтия Ротрок ("Удивительные странствия Геракла"), Бриджет Нильсен ("Рыжая Соня") и Кристанна Локен ("Кольцо Нибелунгов"). Создатели фильма поставили не на ту карту. Все представленные в ленте звёзды известны не столько ролями в боевиках, сколько участием во всевозможном фэнтези, где они изображали лихих дев-воительниц. Дать им в руки автоматы было явно не лучшим решением.
Короче говоря, феминистки празднуют победу, хотя на самом деле им бы стоило облачиться в траур. Вместо фильмов, где история идёт от характеров персонажей, а не от их пола, Голливуд начал штамповать конъюнктурную чепуху, которая обслуживает интересы довольно узкой прослойки зрителей. Так что победителей в этой истории нет, проиграли в общем-то все.
"Охотники за привидениями" в российском прокате с 28 июля.