Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации

Регион
31 июля 2016, 06:00

Волшебные трубочки, или Зачем глава МВД просит отменить анализы на алкоголь

Главу правительства Дмитрия Медведева просят пересмотреть процедуру освидетельствования автомобилистов на опьянение.

Коллаж © L!FE. Фото: © РИА Новости/Игорь Зарембо © flickr.com/Acid Pix

Коллаж © L!FE. Фото: © РИА Новости/Игорь Зарембо © flickr.com/Acid Pix

В ночь на 12 марта москвич Павел Ковалев возвращался по МКАД за рулём своей машины домой. Примерно в 5 часов утра на 69-м километре его нагнал патруль ДПС. Гаишники продули водителя алкотестером, который показал превышение — 0,588 мг/л. Павел был удивлён таким цифрам: он-то точно знал, что сел за руль трезвым.

Спор с гаишниками ни к чему хорошему не привёл. Инспекторы завели на него дело по статье 12.26 КоАП. В суде они утверждали, что водитель отказался ехать на медосвидетельствование в больницу. Павел это слышал впервые. Тушинский райсуд поверил гаишникам, признал его виновным, оштрафовал и на полтора года оставил без прав. Парень оказался с характером и пошёл по инстанциям. В итоге жалоба дошла до Верховного суда. Недавно суд отменил "приговор" Ковалеву, признав, что одних только показаний гаишников недостаточно для признания автомобилиста виновным. 

В 2015 году за пьянство за рулём в России возбудили 341,7 тыс. дел. Вот только сколько из них действительно находились за рулём под градусом, сказать сложно. Среди водителей уже давно ходит молва о "заряженных" алкотестерах гаишников, но мало кто из попавших в такие ситуации людей решается повторить путь Ковалева. 

Водителей отдали медикам

В конце июня глава МВД Владимир Колокольцев направил премьер-министру Дмитрию Медведеву письмо, в котором жаловался на новую систему проверок пьяных водителей и хулиганов, работающую с весны этого года.

В нём говорится, что с 26 марта в России действует новый порядок освидетельствования водителей на алкогольное и наркотическое опьянение, который был принят с подачи Минздрава. МВД напоминает, что когда это всё было проектом, замечания и предложения полицейских не были учтены. Теперь, мол, их худшие опасения оправдались и бороться с пьяницами за рулём стало затруднительно. 

Новый порядок Минздрава чётко прописывал критерии, когда водителя или уличного хулигана нужно отправлять на освидетельствование. Их четыре: это запах алкоголя изо рта, нарушение речи, неустойчивость позы и шаткость походки, резкое изменение окраса кожных покровов лица.

Для гаишника на дороге достаточно хотя бы одного из этих признаков, чтобы отправить водителя на проверку. В любом случае для начала его продуют. Алкотестер должен иметь функцию распечатки и быть внесённым в реестр Федерального информационного фонда по обеспечению единства измерений. В случае положительного результата через 20 минут делается контрольный замер — водителя продуют повторно. Погрешность между исследованиями не должна превышать 0,16 мг на литр выдыхаемого воздуха.

Для водителей помимо продувки и осмотра у нарколога в обязательном порядке проводится и забор биологических анализов — мочи или крови.

Делу время

Глава МВД в письме премьеру отмечает, что именно в дополнительном обследовании водителей на алкоголь и скрывается дьявол. Теперь, если водителя продули и алкотестер показал опьянение, гаишники не могут сразу же привлекать его к ответственности. Им нужно ждать, когда он сдаст все анализы в больнице и будет готов результат исследования его биологических материалов. 

— Если раньше акт медицинского освидетельствования на состояние опьянения выдавался сразу после исследования выдыхаемого воздуха, то теперь только после полноценного химико-токсилогического исследования, — рассказал Лайфу источник в МВД. — Сотрудники получают от нарколога только предварительную справку о том, что по результатам освидетельствования водителя обнаружены клинические признаки опьянения. С такой справкой в суде поднимут только на смех, поэтому ни о каком административном деле и наказании речи быть не может.

В зависимости от нагрузки лаборатории и занятости врачей на проведение экспертизы и составление акта может уйти несколько дней. Между тем у профильных статей Административного кодекса — 12.8 и 12.26 — также есть процессуальные сроки, когда можно привлечь к ответственности водителя.

Кроме того, даже если гаишники получили справку о том, что водитель был пьян, они вынуждены его отпускать восвояси. На практике всё заканчивается тем, что пойманные, например, в Москве иногородние водители возвращаются в свои регионы, а столичные гаишники не могут их достать. По закону присутствие нарушителя по "пьяным" статьям КоАП является обязательным.

— По закону дело об административном аресте может рассматриваться в день получения судом протокола и всех необходимых документов, а если человек задержан, не позднее 48 часов после его задержания, — пояснил Лайфу источник в МВД.

"В случае получения акта с заключением об установлении состояния опьянения лица только после химико-токсикологического исследования сотрудники полиции вынуждены принимать меры по его розыску... При этом в случае совершения правонарушения лицом, проживающим в другом субъекте Федерации, розыск данного лица и его доставление в суд по месту совершения преступления становится практически неисполнимым", — говорится в письме главы МВД в правительство.

Колокольцев также пишет премьеру о том, что аналогичные проблемы возникли и с привлечением к ответственности хулиганов и дебоширов. Для них действуют иные требования: у человека должно быть не менее трёх признаков опьянения, чтобы его отправили на освидетельствование. Однако проводить исследование анализов и ждать результаты нужно и по ним.

Глава МВД просит премьера подумать о корректировке положений о медосвидетельствовании граждан.

Защитный рефлекс

Правозащитники говорят, что ничего в законах менять не нужно.

— Новый порядок идеальный, правильный и хороший. Он защищает законопослушных водителей от произвола и вымогательства со стороны гаишников и зачищает дороги от людей, которые садятся пьяными за руль, — рассказал Лайфу глава общественного движения "Синие ведёрки" Пётр Шкуматов. — Просто новая система ликвидировала огромный пласт коррупции в ГИБДД.

По его словам, некоторые гаишники до сих пор практикуют весьма прибыльный бизнес. Они покупают личный алкотестер и проводят его доработку. Это прибор такого же цвета и модели, как и служебный, а после прошивки электронных мозгов имеет нужную погрешность. Такой алкотестер печатает квитанции с серийным номером служебного.

— Опытный гаишник после выходных дней и праздников останавливает водителей, без труда находит среди них потенциальных жертв и начинает их разводить, — пояснил Шкуматов. — Водитель обычно говорит, что выпил вчера только бутылку пива, но пьяным за руль не садился. Гаишник его продувает своим прибором и всегда получает нужный ему результат. В итоге водителя разводят на взятку. Если водитель принципиальный, то его отправляют в суд.

Это прибыльный бизнес. Решение вопроса на месте в Москве для водителя отечественной машины или бюджетной иномарки оценивается в 15–30 тыс. рублей, а для владельца дорогой иномарки — от 100 тыс. рублей и выше. Цена меняется, если у водителя нет при себе денег и нужно за ними ехать к банкомату или знакомым. 

По словам правозащитника, подобные практики теперь прекратились, потому что экспертиза проходит в медицинских учреждениях и договориться с врачами гаишнику стало сложно. В больнице и выясняется, что водитель трезв и никаких претензий быть к нему не может.

— Мне кажется, что при любом варианте всё будет зависеть от врача. Один сделает заключение быстро, другой — медленно, — рассказал Лайфу официальный представитель Всероссийского общества автомобилистов Георгий Красавцев. — Может быть, нужно рассмотреть вопрос о привлечении к этой сфере сертифицированных медицинских центров, которые могли бы делать экспресс-анализы.

По данным ГИБДД России, в 2015 году было возбуждено 341,7 тыс. дел за управление машиной в состоянии опьянения. Это на 5,1% меньше аналогичного периода 2014 года.

Только за январь 2016 года в Москве гаишники задержали почти 900 водителей, которые сели за руль пьяными. Ещё 1,4 тыс. водителей за тот же период отказались от прохождения медицинского освидетельствования. 

В период с января по июнь 2016 года в России зарегистрировано свыше 5,4 тыс. ДТП, случившихся по вине пьяных водителей. Это на 26,5% меньше, чем за аналогичный период прошлого года. По данным ГИБДД, в пьяных авариях за полгода в общей сложности погибло 1,2 тыс. человек, пострадало более 7,6 тыс. По сравнению с тем же периодом 2015 года снижение составило 31% и 26% соответственно. Также 1,7 тыс. ДТП произошли по вине водителей, отказавшихся от прохождения медицинского освидетельствования на алкоголь. По их вине погибло 68 человек, 2,5 тыс. получило ранения.

В Уголовном кодексе России с 1 июля 2015 года есть статья, которая предусматривает до двух лет лишения свободы и до трёх лет лишения водительских прав тем, кто был повторно в течение года задержан в состоянии опьянения за рулём или отказался от медосвидетельствования.

Подписаться на LIFE
  • yanews
  • yadzen
  • Google Новости
  • vk
  • ok
Комментарий
0
avatar

Новости партнеров