Писателю Михаилу Веллеру вручили премию "Петрополь" за оригинальность и иронию
В этом году номинантами стали также Светлана Сурганова, Юрий Бутусов, Татьяна Москвина и другие деятели культуры.
Фото: © L!FE
В Петербурге накануне, 28 июля состоялась ежегодная церемония вручения художественной премии "Петрополь". В номинации "За оригинальность и мудрую иронию в книгах разных лет" награду получил известный писатель Михаил Веллер.
Премией "Петрополь" отмечают видных деятелей культуры за достижения в области искусства и литературы, оригинальные проекты и меценатство. Основана она была в 1999 году Всероссийским музеем А.С. Пушкина и редколлегией одноименного альманаха. Символ премии, вручаемый вместе с дипломом, — бронзовая статуэтка Ксении Блаженной работы Сергея Алипова.
Сам Михаил Веллер отнёсся к получению премии с той самой иронией.
— В общем-то, никакая премия ничего не значит, — прокомментировал событие для Лайфа писатель. — Как говорил гениальный Артур Шопенгауэр, "трагикомедия нашего положения заключается в том, мы добиваемся признания в глазах тех, чьи умственные способности презираем".
Писатель уверен, что не стоит всерьёз воспринимать какие бы то ни было знаки отличия — от премий до орденов.
— Относиться серьёзно можно только к мыслям и чувствам людей, которые стоят за этими наградами, — считает Михаил Веллер. — Как говорят, не дорог подарок, а дорого внимание. Премия, по-моему, означает: "ты знаешь, мужик, мы к тебе неплохо относимся, и нам, в общем, даже нравится кое-что из того, что ты сделал. В общем-то, отчасти даже приветствуем". Но сказать так — значит, употребить недостаточно высокий штиль. Поэтому делают какую-то статуэтку, пишут какую-то грамоту и так далее.
Реальная работа гораздо важнее каких-либо премий — такова позиция писателя.
— Лучше всего получил шведскую премию Рентген за открытие своих рентгеновских лучей. Он на приглашение шведского короля велел секретарю ответить, что занят серьёзными вещами, и ему недосуг шляться неизвестно куда неизвестно зачем, — рассказал Лайфу лауреат художественной премии.
Тем не менее, несмотря на скептическое отношение к премиям и наградам в принципе, писатель признался, что получить "Петрополь" ему было всё-таки приятно.
— Это скромное отличие, мелкое, клубное торжество. Но всё равно большое спасибо!
Ирония, за которую во многом и присудили Михаилу Веллеру премию, по мнению самого писателя, оружие очень слабое. Тем не менее, академическая литература без какой-либо из форм юмора невозможно скучна, уверен писатель.
— Вообще, природа иронического и смешного — это отдельный разговор, серьёзный, долгий и глубокий. У меня есть большая статья по юмору, которая вошла в книгу "Эстетика энергоэволюционизма". Ирония — это когда мы поворачиваем предмет обратной стороной. Это когда мы заходим и смотрим на задние кулисы, которые изображают, допустим, прекрасную колонну дорического ордера, а сзади — какая-то прессованная фигня на самом деле. Вот ирония — она сродни этому всему.
Человек с чувством юмора, по мнению Михаила Веллера, как правило, неглуп.
— Потому что юмор — это сложно, — пояснил писатель. — Тут нужно простроить ситуацию на двух уровнях — лицевом и неожиданном, и увидеть её с обратной стороны. И, тем не менее, книги серьёзные иронии, как правило, лишены. Аристотель замечательно высказался: "Мысль, высказанная с блеском, теряет половину своей глубины".
Именно поэтому писатель, по его собственному признанию, свою главную книгу — "Всё о жизни" — писал с юмором и простым языком.
— Я ненавижу академический стиль, и книгу "О жизни" писал таким языком, каким люди разговаривают между собой — в коридоре, в курилке, на кухне. Иногда "впиливал" простые слова и даже незатейливые шутки. Потому что без иронии жить абсолютно невозможно.
В разные годы лауреатами премии "Петрополь" были Сергей Юрский, Олег Басилашвили, Алиса Фрейндлих, Юрий Шевчук, Вениамин Смехов, Даниил Гранин, Александр Дольский, Олег Митяев.
Кроме Михаила Веллера, в 2016 году на премию были номинированы Светлана Сурганова (за тонкую интерпретацию мировой поэзии в музыкальных альбомах разных лет), Юрий Бутусов (за яркий режиссёрский почерк и актуальность в спектакле "Кабаре Брехт"), Максим Резник (за созидательную поддержку петербургской культуры), Татьяна Москвина (за книгу "Жизнь советской девушки"), Ольга Арцимович (Окуджава) (за создание Музея Булата Окуджавы в Переделкино), а также Андрей Липатов, Сергей Цыпляев и Диана Виньковецкая.