Регион

Уведомления отключены

1 августа 2016, 07:00

Музей для жреца с коловратом: как язычники подмяли под себя Волоколамский кремль

Фото: © Wikipedia.org

Фото: © Wikipedia.org

На территории музейно-выставочного комплекса "Волоколамский кремль" демонтированы (как утверждается в местных СМИ, по распоряжению главы района Евгения Гаврилова) деревянные изваяния, которые православная общественность сочла языческими идолами. Были они таковыми или нет — вопрос сложный (но, судя по отзывам в Интернете, многие посетители кремля действительно оценивали их как языческие), тем не менее факт остаётся фактом — музей давно стал площадкой для массовых языческих мероприятий и пропаганды соответствующих взглядов.

Демонтажу изваяний (которые быстро были вновь установлены в городском парке Волоколамска) предшествовало заявление в адрес Гаврилова со стороны главного редактора радио "Наше Подмосковье" Дмитрия Широкова, на правах ведущего передачи "Православие. Личные встречи" выступающего одним из публичных фронтменов православных активистов региона, ставшее благодаря местным СМИ достоянием широкой общественности.

— Евгений Васильевич! — обратился Широков к главе Волоколамского района. — Смущает пропаганда неоязычества, ведущаяся в районе, в том числе и за государственные деньги.

Причём в качестве повода к таким обвинениям фигурируют не только пресловутые деревянные изваяния, но и турнир по смешанным единоборствам памяти языческого князя Олега Вещего, проведённый 28 мая этого года в Волоколамском кремле Славянской общиной (другой вариант, принятый для обозначения формата деятельности в этой организации, — культурно-просветительский центр (КПЦ) славянского язычества) "Ярга" совместно с брендом одежды славянского стиля "Белояр" и клубом смешанных единоборств "Р.О.Д.Ъ".

 

Ярга — одно из названий свастики в русском языке. Неудивительно, что похожий символ, который популярен у родноверов (неоязычников), красуется и на эмблеме объединения. "Ярга" уже много лет известна проведением массовых языческих обрядов в Московской и Калужской областях.

 

— В лето 2008-го в канун празднования Купалы — Святодня исконной славянской традиции (природный праздник, приуроченный к летнему Солнцевороту) активная группа из КПЦ "Ярга", а также радари Славянского братства воздвигли на "Красном лугу" капище (реконструкция рукотворного храма Исконной Традиции), — приводил в 2014 году сайт украинского филиала "Ярги" заявление главного жреца этого объединения Боруты (Родобора). — Немалую роль в обустройстве и поддержке проведения мероприятий принимает Волоколамский историко-археологический музей в лице директора Ивченкова Виктора Леонидовича.

Интересно, что в 2014 году обряд на Красном лугу проводил жрец Весень (Любомир), до языческого имянаречения известный как Юрий Карлаш, активист скинхед-движения из Подольска, отсидевший в нулевые срок за убийство. Перебравшись в 2014 году в украинский Николаев, Любомир возглавил там языческую общину "Белый хорт" и в настоящее время духовно окормляет бойцов полка Нацгвардии "Азов".

Подобная помощь продолжается и по сей день, причём это особенно и не скрывается.

В свою очередь, анонс обряда на языческом капище (с соответствующей фотографией воздевших перед идолами руки родноверов) и контактными данными организаторов был размещен на сайте музея.

Такого рода обряды активно посещают (соответствующие фотографии можно найти прямо на сайте клуба) и борцы "Р.О.Д.Ъ", прямо в фирменных футболках оного. Само название апеллирует к имени верховного языческого бога славян Рода, а официальная группа клуба в соцсетях названа "Во славу Рода!" (как принято обращаться к своим богам у родноверов).

— Одежда получила имя в честь легендарного князя древней Русколани — Буса из рода Белояра! — сообщается на сайте бренда одежды "Белояр". — Буc Белояр — великий князь Руси ведической (то есть языческой. — Прим. Лайфа), легендарный правитель Русколани-Антии в IV веке н.э. (и государство, и сам князь никогда не существовали и придуманы в 1990-е годы писателем-неоязычником Александром Асовым. — Прим. Лайфа). Центральным элементом нашего логотипа является солярный (солнечный) символ — "Сварожич", который олицетворяет власть бога небесного огня — Сварога. 

Многие изделия "Белояра" названы в честь богов дохристианской Руси (и не только Руси, но и Скандинавии) — "Знак Велеса", Перун, Тор и т. д. Есть и брендовые футболки "Ярги", выпущенные совместно с этим языческим объединением, есть мужские футболки с изображением идолов и надписью "Слава богам родным", есть одежда с англоязычным принтом Beloyar Pagan Company, то есть "Белояр — языческая компания". На сайте бренда размещены фото идолов и проходящих рядом с ними языческих обрядов.

Модели-мужчины, представляющие на сайте "Белояра" изделия бренда, демонстрируют наголо обритые головы, набитые на мускулистые руки свастические символы и паутины на локтях, принятые в ультраправой среде. Одной из таких моделей (в частности, рекламирующей футболку "Слава богам родным") выступил Юрий "Сейф", в прошлом видный активист Национал-социалистического движения "Славянский союз"* Дмитрия Демушкина, недавно вышедший из колонии, куда в 2014 году попал за нанесение телесных увечий. На сайте "Белояра" есть подборка фотографий ультраправых в изделиях бренда, например, экс-участника культовой неонацистской музыкальной группы Screwdriver (Британия) Стиггера.

Соревнования в честь языческого князя Олега Вещего также не обошлись без демонстрации огромных баннеров со свастическими символами (у родноверов их принято именовать коловратами и считать неким символом своего религиозного движения в целом), размещёнными прямо перед старинными православными храмами Волоколамского кремля. 

Опять-таки представители "Ярги" сочли нужным подчеркнуть активную роль в проведении этого мероприятии директора музея Ивченкова, запечатлённого с одним из неоязыческих активистов на фоне тех самых деревянных изваяний, установленных на территории музейного комплекса.

 

Уточняется, что Ивченков побывал на турнире и даже напутствовал его участников, а победителям вручали его книги с автографами.

Площадка музея используется язычниками и для других целей. 1 марта этого года жрец Борута (Родобор) выступал на конференции "Берегиня", прошедшей в выставочном зале Волоколамского кремля, правда, на этот раз не в обрядовом жреческом одеянии, а в пиджачном костюме и фигурировал в официальном отчёте на сайте музея (где его фото было вынесено в качестве заглавного) под своими паспортными данными — Геннадий Мищенко.

 

Среди обсуждавшихся на конференции (названной, кстати, опять в честь древних славянских божеств, изображениями которых украшена и афиша мероприятия) актуальных тем — например, "яргический (то есть свастический, что видно и по фотографиям. — Прим. Лайфа) узор" на предметах культурного наследия. Раньше подобными изысканиями занимались только маргинальные деятели, теперь же для этого нашлась солидная площадка государственного музея.

Сотрудничество директора музея с харизматичным жрецом этим не ограничивается.

— 5 октября 2015 года в прямом эфире программы "Прогулки по Подмосковью" директор музейно-выставочного комплекса "Волоколамский кремль" Виктор Ивченков и директор культурно-просветительского центра "Ярга" Геннадий Мищенко, — сообщалось 5 октября 2015 года на сайте радио "Наше Подмосковье". — Тема программы: планы, перспективы работы музея.

Аналогичные совместные выступления Ивченкова и Мищенко в той же радиопередаче были 20 мая и 21 октября 2015 года, 1 мая этого года и т. д. Какое отношение к планам развития и перспективам работы государственного музея имеет жрец языческой общины? Однако, судя по его постоянному присутствию рядом с директором Волоколамского кремля, какое-то имеет — хотя вряд ли санкционированное создавшими и финансирующими музей официальными структурами.

Видимо, речь о неких личных симпатиях самого Ивченкова.

— Людям не хватает идеологии, и они тянутся к корням, — заявил в 2014 году тверской газете "Караван+Я" директор Волоколамского кремля. — Язычество — сильная культура и до сих пор живая. Вспомните сказки великого языческого поэта Александра Сергеевича Пушкина.

Эта "сильная культура" в весьма своеобразной (вроде опусов про Пушкина-язычника) параисторической интерпретации активно пропагандируется прямо на главной странице официального сайта музея "Волоколамский кремль".

— Интересно то, что стоящий в центре городища Воскресенский собор несёт на себе языческую сакральную символику. Архитектурный декор его стен являет нам Громовник — знак Перуна и Крины — символ плодородия, — утверждается на интернет-представительстве этого вроде бы солидного государственного учреждения. — Несмотря на желание княжеской власти внедрить православие русский народ упорно придерживался своей веры и в первой половине ХVI века слушал славянских волхвов, каковым на этот период был упоминаемый в "Посланиях" Иосифа Волоцкого Митя Белкин, наиболее уважаемый и авторитетный деятель Волоколамской земли.

— При мне Виктор Леонидович говорил о языческих мотивах в белокаменной резьбе, — писал в 2014 году один из комментаторов на популярном волоколамском сайте. А уж кто рассказал Ивченкову об этом, нетрудно догадаться.

Источник этих удивительных откровений — сайт "Ярги", где текст дан более развёрнуто (на стенах собора "в верхней части круг Перуна — Громовник, ниже — крины (лилии), имевшие у славян в язычестве мистическое значение"). А на сайте музея лилии почему-то пишутся с заглавной буквы, как языческие божества, а множественная форма принята за единственную (что говорит о явной вторичности текста).

Ещё один выразительный пример — как сообщается в группе "Ярги" в соцсетях, в своей недавно вышедшей книге "Воспитание в Древней Руси" Ивленков использовал в качестве иллюстраций фотографии с проводимых этим языческим объединением обрядов...

Столь тесное и плодотворное сотрудничество директора Волоколамского кремля и язычников началось, судя по всему, практически сразу же после того, как Ивченков, по его же словам, в 2008 году возглавил музей (судя по выписке из ЕГРЮЛ, смена руководства произошла 2 октября 2008 года). А уже в октябре 2009 года журналист московского "Городского портала" описал свою поездку в Волоколамский район, где на его глазах "на курганах современные язычники правили тризну по пращурам — далёким предкам: разожгли священный костер — краду, поднесли в дар монеты, пшеничные зёрна и мёд с орехами". И привёл комментарии, очевидно, взятые на месте событий — у жреца Родобора и директора музея Ивченкова.

Однако, в последний год это сотрудничество резко активизировалось, что начало вызывать вопросы у православной общественности. Тем более, что директор музея откровенно выступает против возвращения кремлевских храмов Церкви, заявив несколько лет назад, что "если (Никольский. — Прим. Лайфасобор действительно передадут РПЦ, музей утратит свою привлекательность для многих посетителей".

Притом что сами туристы пребывание культовых зданий вне их прямого использования оценивали довольно неоднозначно.

— Наблюдать в стенах и под куполом грандиозного собора музей истории Волоколамска как-то неприятно (неужели больше не нашлось помещения), — писал в 2011 году один из посетителей Волоколамского кремля.

Зато, в музее пару лет назад была проведена выставка "Русь изначальная", где демонстрировались картины художника Александра Угланова из серии "Хоромы славянских богов", где, как говорится на сайте Волоколамского кремля, тот "воспевает созданные им образы, отсылающие нас к языческому прошлому".

Одно из лучших полотен художника называется "Веда", здесь представлена целая философия матриархального культа дохристианской эпохи,  сообщается читателю на сайте государственного учреждения. Из ствола Мирового древа выступает Великая матерь, олицетворяющая женские божества и жриц-берегинь, хранительниц арийской традиции. Богиню окружают священные животные Гипербореи: медведь, олень и лебедь. В центре начертаны символы Триглава и руна одал.

Примечательно, что именно эта картина, посвященная образам языческих божеств и "хранительниц арийской традиции", была выбрана музеем в качестве символа международной научно-исследовательской конференции "Берегиня" в марте этого года (не знаю, правда, рассказывали ли об этом всем ее участникам).

В рамках той же выставки "Русь изначальная" Ивченков представил и картины художника Всеволода Иванова, живописущие мир выдуманной северной страны Гипербореи, где славяне тысячи лет назад ездили на мамонтах и строили деревянные небоскребы. Таково "возвращение к традициям" в отдельном взятом музее России.

* Признано экстремистским и запрещено в России Верховным судом.

Подписаться на LIFE
  • yanews
  • yadzen
  • Google Новости
  • vk
  • ok
Комментарий
0
avatar

Новости партнеров