Эдгард Запашный: У нас праздник — глава Росгосцирка подал в отставку
Дрессировщик заметил, что покинувший должность Вадим Гаглоев противостоял артистической среде.
М. АНДРЕЕВА: Говорят, это чёрный август.
Э. ЗАПАШНЫЙ: Первый раз слышу.
М. ШАХНАЗАРОВ: Я тоже, если честно.
М. А.: Серьёзно? Это просто очень распространено.
М. Ш.: Я вот слышал, что женился в мае — маяться будешь. Про август я вообще не слышал.
М. А.: Все кризисы у нас на август приходились, дефолт.
Э. З.: Не знаю. У нас сегодня первый день, когда генеральный директор Росгосцирка не работает, подав заявление. Праздник в цирке.
Полную версию программы "Вперёд" с Эдгардом Запашным читайте ниже и слушайте в аудиозаписи.
М. ШАХНАЗАРОВ: У микрофона Мария Андреева.
М. АНДРЕЕВА: И Михаил Шахназаров. Доброе утро.
М. Ш.: У нас ещё один гость. Вот, не поверите, у нас три часа эфира, полтора часа у нас в эфире гости. Какие интересные гости у нас в эфире! У нас представитель всемирно известной цирковой династии Запашных заслуженный народный артист России, генеральный директор Большого Московского госцирка, Эдгард Запашный. Доброе утро!
Э. ЗАПАШНЫЙ: Здравствуйте! Доброе утро!
М. А.: Мы сегодня говорили, 1 августа же. Вы верите в эту мистическую силу августа? Для вас август — хороший месяц?
Э. З.: А какая у него?
М. А.: Говорят, это чёрный август.
Э. З.: Первый раз слышу.
М. Ш.: Я тоже, если честно.
М. А.: Серьёзно? Это просто очень распространено.
М. Ш.: Я вот слышал, что женился в мае — маяться будешь. Про август я вообще не слышал.
М. А.: Все кризисы у нас на август приходились, дефолт.
Э. З.: Не знаю.
М. Ш.: Да ладно? А что так?
Э. З.: Серьёзно, да, подал заявление об отставке. Ну, сам себя довёл. Неправильное руководство. Два года. И последний год активного противостояния артистической среды.
М. Ш.: А он цирковой сам?
Э. З.: Нет, он не цирковой, он бывший ресторатор, человек с практикой на руководящих должностях, и Минкультуры в том числе. Поставили. Начал за здравие — закончил за упокой. Вот Вадим Круглов сегодня уже не работает.
М. А.: Для вас праздник, да?
Э. З.: Не то чтобы праздник. Я не люблю скакать на чужих могилах. Я имею в виду, сегодня цирковые выдохнули, потому что последнее письмо, которое подписали против него, это больше 20 человек народных и заслуженных артистов, то группа элитарная, — ну, это уже говорит о некоем кризисе руководства, раз такое большое количество великих артистов подписало.
М. А.: А сколько, получается, лет он был?
Э. З.: Два года.
М. Ш.: Ну, за два года можно натворить, дай боже.
Э. З.: За два года можно было сделать что-то хорошее, чтобы такие письма на тебя не поступали.
М. Ш.: Ну, кризис у него был, в его действиях, в его руководстве. А как вообще цирк? Какие времена переживает сейчас?
Э. З.: Ну, цирк зависит напрямую от ситуации в стране, то есть хлеба и зрелищ народа.
Поэтому каждый раз, когда у нас рубль или нефть куда-то там не туда падают, то, естественно, у людей нету денег, особенно в регионах, ходить веселиться. В прошлый год мы констатировали некий упадок по посещаемости, наверное, всех цирков, может быть, за исключением одного-двух, в каких-то регионах сильных. Во всём остальном небольшой упадок был. В этом году, я могу сейчас точно по работе Большого Московского цирка говорить, что ситуация восстановилась. Мы даже нарастим нашу финансовую прибыль. А в целом как индустрия цирк нестабильно себя ведёт. Единственное, что можно сказать, что интерес к цирку как таковому, конечно, возобновляется, по сравнению с 90-ми годами, когда никто не знал, что происходит, и артисты бежали из страны.
М. Ш.: Ярмарки были.
Э. З.: Да, и продавались шубы в цирках. Сейчас всё-таки и средства массовой информации стали по-другому относиться к цирку, и звёзды в цирке появились, в том числе и мы с братом, и о Куклачёве много говорят, и Никулина вспоминают часто, и Олег Попов вернулся в страну. То есть много всего вокруг цирка происходит. И это движение положительно сказывается в общем на тенденции.
М. Ш.: А Олег Попов сейчас в России?
Э. З.: Нет, Олег Попов уехал обратно в Германию. Приехал, несколько месяцев отработал в Санкт-Петербурге, был в Сочи, получил международную премию. Ну человек больше 15 лет не был в стране. Большая, серьёзная цифра. Но вот, вернулся, нашёл в себе силы, желание и возможности появились. Конечно, ажиотаж в связи с этим вокруг цирка в прошлом году был очень большой.
М. А.: У нас многие стали на "Цирк дю Солей" ходить.
М. Ш.: Ну да. Но у них сколько трупп там, 400?
Э. З.: На "Цирк дю Солей", наоборот, сейчас всё меньше и меньше стал народ ходить. У них-то как раз некий кризис налицо. Посмотрите, как они редко стали в Москву заезжать.
М. А.: Да вот недавно были, мне кажется.
Э. З.: Нет. Вот вам кажется. Народ стал хуже ходить, и продажи у них упали, и места пустые в залах стали появляться, и количество шоу общее у них сократилось. Кризис есть. И надо что-то с этим делать, потому что одноплановость существует, стилистика уже понятна.
М. Ш.: Народ хочет чего-то нового.
Э. З.: Ну потому что, наверное, всё-таки режиссёрская проблема есть. Я сходил на семь шоу "Цирка дю Солей". Не знаю, что рассказать. Вот прихожу домой, и меня спрашивают, чем то шоу отличается от этого. Одни и те же акробаты, одни и те же гимнасты, одни и те же клоуны.
М. А.: Подождите, а декорации, а то, что они любой номер сопровождают пением, и вживую это всё?
Э. З.: Вот вы подтверждаете мои слова: любой номер сопровождают пением. И так семь шоу подряд. В каждом шоу должна быть мысль, в каждом шоу должно тебя что-то тронуть.
М. Ш.: Драматургия какая-нибудь.
Э. З.: Драматургия. А там либо мальчик, либо девочка попадают в неизведанный мир — всё, история закончилась.
М. Ш.: Ну понятно. В принципе, как и везде.
Э. З.: Я при всём при этом критикую "Цирк дю Солей" из уважения к нему. То есть я понимаю, что это мощная индустрия, я понимаю, что это индустрия, которая сегодня является неким стимулом для других цирковых компаний как бизнес-модель, как модель, которая работает в плане целого мира, захватила целый мир под себя. Это здорово. Но есть вещи, которые мне, например, непонятны.
М. А.: Вот смотрите, они будут и в апреле в Москве, в Санкт-Петербурге — тоже в апреле.
Э. З.: Ну сходите.
М. А.: Нет, ну я к тому, что они нормально, выступают.
Э. З.: Нет, вы возьмите пятилетнюю активность и сегодняшнюю активность. Она падает. Я не говорю, что они перестали ездить.
М. Ш.: А вот как-то с детства приходилось слышать, ходил в цирк, естественно, говорят, что хлеб действительно нелёгкий цирковой, и жизнь такая, и заработки в цирке не очень. А сейчас как-то изменилась ситуация?
Э. З.: Вот они в апреле будут. Апрель у нас через сколько?
М. Ш.: Через год.
М. А.: Ну они же приезжают сюда.
Э. З.: Через сколько, через год?
М. А.: Нет. В этом году.
Э. З.: Апрель?
М. А.: Вот в этом году они были уже.
Э. З.: А, были. Я вопрос ваш упустил.
М. А.: Вы говорите, давно, ну это не так уж и давно.
М. Ш.: Ну, хлеб у цирковых действительно тяжёлый, с детства приходилось слышать, что хлеб тяжёлый, а заработки не очень. Сейчас как-то изменилось в лучшую сторону? Взять тот же "дю Солей", там они, говорят, на кабальных каких-то условиях.
Э. З.: Нет, наоборот, в "Цирк дю Солей" стремятся, и артисты знают, что там условия очень хорошие, и зарплата хорошая, и работа стабильная. В этом их упрекать нельзя. Здесь редко кто не изъявляет желания работать там, хотя и это, к счастью стало. К счастью, я имею в виду, для нас, для русских, потому что мы в основном являемся поставщиками кадров для "Цирка дю Солей".
М. Ш.: А наши как цирковые получают, вот которые работают в России?
Э. З.: Ну, они хорошо получают. Я ещё раз повторю, там всё хорошо. Что касается России, то всё зависит, конечно, от мастерства. На собственном примере могу сказать, что мы, наверное, с братом единственные, кто в "Форбс" входили в российский. Я имею в виду, что всё равно это некий прецедент. Всегда считалось, что цирк — это второсортное искусство. И тут вдруг братья Запашные стрельнули. Это говорит о том, что всё-таки совокупность популярности и качества, она позволяет сегодня и зарабатывать, и шоу делать дорогие, и конкурировать с теми же ведущими мировыми брендами. Поэтому сегодня хороший артист хорошо зарабатывает. То есть Большой Московский цирк, опять же на личном примере, предоставляет достаточно выгодные контракты для того, чтобы артисты работали с ними.
М. Ш.: Охотно идут ребята в эстрадно-цирковое училище, и девчонки?
Э. З.: У них конкурс, я недавно был на выпускном, три человека на место.
М. Ш.: Ну не мало.
Э. З.: Это нормально, да. Но были времена, когда у них недоборы были, были времена, когда 10 человек на место. Но в данный момент — три человека на место.
М. Ш.: А сколько всего учится там?
Э. З.: Здесь я вам не готов сказать. Ну, я думаю, одновременно там около 1000 ребят учится.
М. Ш.: Это серьёзно.
Э. З.: Ну, это большая работа. Это среднее специальное образование, поэтому туда люди идут, конечно.
М. А.: Вот если кто-то захочет по вашим стопам пойти, сколько человеку нужно тренироваться?
Э. З.: По моим стопам невозможно пойти — надо родиться в цирке.
М. А.: То есть у человека уже нет шансов?
Э. З.: Почему? Нет. Шанс есть. Я имею в виду, по моим стопам, тут только родиться надо, я династийный, мне повезло. Что касается, я, наверное, попытаюсь угадать ваш вопрос, как стать дрессировщиком?
М. А.: Ну конечно. Да. Но не просто дрессировщиком, а именно известным. Может, тоже кто-то в список "Форбс" захочет попасть.
Э. З.: В вашем случае нужно выйти за меня замуж. Это первое. Это самый быстрый способ стать дрессировщицей. А второй момент, это всё-таки надо быть человеком, который действительно рвётся к этому. Это человек, который сможет доказать, что "я хочу". Вот сейчас в моём коллективе у меня есть парень, бывший спортсмен, его зовут Дима.
М. Ш.: Какой вид спорта?
Э. З.: Он мастер спорта по акробатике. Закончил карьеру, пришёл. И, как ни странно, устроился рабочим по уходу за животными. Вот любит животных, стал ухаживать. Я вот вижу, как и тигры к нему хорошо относятся, и он это искренне делает. И вот мы его с братом уже ввели в клетку с животными. И он каждый день вместе с нами, сейчас к молодняку, заходит, помогает, где-то убирает, где-то уже подсказывает, поддаёт, следит за безопасностью. И, наверное, в ближайшие пару месяцев мы его уже переведём на должность дрессировщика, потому что парень заходит в клетку. И, если его карьера будет в этом плане дальше расти и я буду видеть его желание, может быть, в один день он ко мне подойдёт и скажет: "Эдгард Вальтерович, я хочу стать полноценным артистом, помогите".
М. Ш.: Финишная прямая нашего эфира с Машей Андреевой. Эдгард, вот эта история с козлом Тимуром и тигром Амуром. Каково ваше отношение к ней? Они не задолбали, так вот честно?
Э. З.: Ну, это аномальная вещь. Я про это говорил с первого раза. То есть это никогда не станет примером для подражания, потому что все остальные примеры будут неудачные. И я говорил также, да и Николай Николаевич Дроздов подтверждал эти слова, что вечно так продолжаться не будет. И при первой же атаке козла надо вытаскивать оттуда. Потому что вся вот эта иллюзия, что, как ты хорошо к животному ни относись, оно тебе всё равно ответит взаимностью, нет. Это всё люди от собственного незнания фантазируют. Животные очень циничны в своих чувствах. И для него козёл — это просто сегодня инструмент веселья. И, пока ему весело, хорошее настроение — он ему позволял жить. Как только козёл ему поднадоел или у него появился другой интерес, там, самку ему привезли — ну, с козлом он решил расправиться, напал, и Тимур очень сильно пострадал, лечился в московской клинике. Их сейчас уже отделили друг от друга. Но, конечно, промежуток времени, который провели они вместе, повторю, всё-таки это аномально, уже история двух видов. Потому что, когда такое повторится, неизвестно. Были какие-то такие же случаи: у нас там лев пожалел петуха, и петух семь лет ещё прожил с ним вместе.
М. Ш.: В клетке?
Э. З.: Не в клетке, а вот около вольеров, и он его тысячу раз ещё мог порвать, и доставал лапы, но почему-то не рвал. Именно его, хотя каждый день убивал других кур. А вот конкретно вот этого Петьку не рвал. Вот бывает такое. Но опять же, повторюсь, других убивал — этого нет.
М. Ш.: А вот отношение кошки дикой большой к вам, к дрессировщику, — это чувство страха?
Э. З.: Здесь совокупность. Во-первых, здесь идёт процесс воспитания. Если сегодня привести мне дикого животного с природы, я имею в виду, уже взрослого, да даже не из природы, а из зоопарка, конечно, с ним такие отношения мне не выстроить. Они растут вместе со мной. Мы воспитываем, они меня видят с детства, они воспринимают меня как своего друга, хозяина, партнёра — всё это параллельно. И для людей, которые видят во мне враньё, говорят: "А, врёт Запашный! Их там всё равно бьют". Ну вот если вы возьмёте себе на воспитание двухлетнего ребёнка из детского дома или 16-летнего — где у вас будет результат?
М. Ш.: Нет, ну это понятно.
Э. З.: Ну вот, всё то же самое.
М. Ш.: А я вот в генетике ещё знаю случай. Вот двухлетних брали.
Э. З.: Нет, ну понятно. Люди своих рожают, а потом убивают всю семью. И уродов полно. А может быть, где-то были и ошибки в воспитании. Вот и всё. Поэтому здесь, я ещё раз повторю, это совокупность. Совокупность дружбы, подчинения, любви. Мы своих родителей с вами тоже боимся. Во мне 96 килограмм, я могу вмазать любому, а на меня мама цыкнет — мне плохо становится. Это из-за чего? Из-за того, что она меня била? Нет. Из-за того, что я её люблю и уважаю. Параллель.
М. А.: Ну вот животные, насколько сильно они привязываются? Есть же такие истории, когда и разлучали хозяев и их животных. И через много лет там, лев увидел и побежал. Ну, знаете этот известный ролик.
Э. З.: Я видел, да, этот ролик. Но у меня такое ощущение, что подойди ко льву другой человек с позитивной энергией и он также бросится обнимать, целовать. Потому что люди приходят ко мне за кулисы, к тому же Дроздову, вы не поверите, животные тянутся. Я сам это видел много раз.
Видно, что человек предрасположен ко всему этому. Что касается вашего вопроса, по поводу скучать, да, конечно. И это происходит, и животные погибают. У меня мама начала знакомство с папой с того, что пришла за кулисы в один из дней, и папа сидел в клетке с тигром, который прожил около 20 лет, и тигр умирал. И он сидел в клетке, и тигр положил голову ему на ноги. И папа сидел, плакал — очень сильно любил Тайфуна. И показал, маме было 19 лет, говорит, "залезай ко мне в клетку". Она залезла и пытается чем-то помочь, не знает, чем помочь. Говорит: "Ну умирает старый тигр". И последнее, что тигр сделал, он поднял голову и прокусил маме ногу. Вот просто взял и так медленно прокусил ногу, и умер. Вот последнее чувство, которое, видимо, посетило, — это ревность. Ревность к своему хозяину. Мама говорит: "Я даже не сопротивлялась. Он просто так клыки пустил мне в ногу".
М. Ш.: Серьёзно было, прокусил?
Э. З.: Да. Просто прокусил, говорит, и умер. Папа потом разжимал. Но это настолько был трогательный момент, настолько тяжёлый момент для всех, что она говорит: "Я даже отстраняться не стала". Вот он даже в конце показал, что я его люблю и ты мне соперник. Вот так.
М. А.: А женщины-дрессировщики, много?
Э. З.: Нет, не много.
Ну вот есть самая известная на сегодняшний день — это Карина Багдасарова. Недавно мы сняли фильм про жизнь Маргариты Назаровой. Вот сейчас Анастасия Корнилова, девушка Настя, у которой вся семья специализируется на слонах, вот мечтает работать с хищниками — со львами, с тиграми. Прям вот видно, как человек хочет этого. Приходит на репетиции, мы часто с ней переписываемся, она аватарки там себе поменяла. Но пришла и говорит: "Эдгард, с чего начать?" Я ей говорю: "С поиска мужчины". Потому что специфика работы с животными, с крупными хищниками, всё равно подразумевает сильное плечо рядом. И животные тоже должны будут видеть, что у тебя есть защитник, потому что, хочешь — не хочешь, они когда-нибудь попробуют на тебя напасть. А хрупкой девочке справиться с одним, не то что с пятью-шестью, животными, ну практически невозможно.
М. Ш.: А ожидать нападения от любого можно?
Э. З.: От любого нужно.
М. А.: В любой момент.
Э. З.: Ну, не в любой момент. Всё равно мы позволяем себе вольности. Я недавно ролик снял, как будто брата не могу найти на манеже, открыл пасть тигру и орал туда ему: "Аскольд, ты там?" Вот. В "Инстаграме" висит. И тигр так искренне офигел от этой наглости моей. Это говорит о том, что животное контактное, что я подошёл и могу себе позволить вот такие вольности, снять такие ролики. Потому что в любом другом случае, если бы это животное искренне ненавидело, не любило, он бы воспользовался возможностью — откусил мне либо руку, либо голову.
М. Ш.: Любое животное можно приручить?
Э. З.: Я 19 лет уже работаю с хищными животными. У нас ровно один не пошёл в работу — лев Френк, но у него природная аномалия. Не знаю, какая-то форма болезни всё-таки существует, чего-то не хватает, он какой-то космический. Вот ровно один, который не пошёл в работу. Причём он работает, ездит с нами, мы его кормим, мы за ним ухаживаем. Я его боюсь отдавать в зоопарк, потому что уверен, что он там заскучает. И видно, как ему не хватает этого общения. Но в работу как артист он не пошёл.
М. А.: А какая у него судьба дальше? Он так и будет с вами ездить?
Э. З.: Будет ездить. У него есть друг его, второй лев. Они вместе живут, общаются. Но были случаи, вы когда спросили, папа проработал больше 10 лет с одним тигром, потом решил его отдать в зоопарк. Отдал в зоопарк, и тот неделю там не ел. То есть отказался есть. И отец его забрал обратно.
М. А.: Ну вот, как скучал.
М. Ш.: Ну вот как у собак, то же самое.
М. А.: Что у них, есть какие-то особые условия, естественно? Вот сейчас жарко очень. У вас это как-то сказывается на работе, нет? Или на условиях содержания? Что-то там вы добавляете.
Э. З.: Нет, условия содержания мы всегда строим хорошие: и вольеры строим большие, если очень жара, и перевозим в помещения с кондиционерами и с вентиляторами. Другое дело, что, в принципе, ну, например, для тех же львов в Африке, там жара бы была в разы сильнее, чем в Казани, где мы сейчас находимся на гастролях. Вот и всё. Поэтому здесь делать из своих животных каких-то хрупких, хрустальных просто было бы даже неправильно.