Закон подлости: кондиционеры в машине сбоят в самую жару
Ослабевший в сильную жару кондиционер автомобиля может обернуться головной болью в прямом и переносном смысле. Чтобы избежать этой неприятности, нужно придерживаться нескольких простых советов.
В Москве объявлен "оранжевый" уровень опасности: резко возрос риск возгорания лесов и деревянных сооружений, повысился уровень загрязнения воздуха, люди могут получить тепловой удар… И как раз в такой ситуации зачастую автомобильный кондиционер подводит автомобилистов, отказываясь дарить заветное охлаждение салону автомобиля. Лайф разобрался, из-за чего ломаются кондиционеры, что способствует снижению эффективности их работы и какие меры необходимы для продления службы дорогостоящих систем.
Самая первая мысль в случае снижения интенсивности потока прохладного воздуха — загрязнился салонный фильтр. Он может изрядно снизить производительность климатической системы салона авто. Точные сроки замены фильтрующего элемента обозначить сложно: всё сильно зависит от региона, где автомобиль эксплуатируется. Московские сервисмены, к примеру, склоняются к периодичности замены этого компонента не менее чем раз в год.
Впрочем, нужно своевременно обслуживать все системы охлаждения, тогда система кондиционирования будет работоспособна в течение всего срока службы автомобиля, уверяют специалисты.
— Наиболее частая причина выхода из строя кондиционера — беззаботность хозяина автомобиля, который пренебрегает мойкой конденсатора (радиатора кондиционера). Загрязнение его сот ведёт к ухудшению теплообмена, а тот, в свою очередь, — к избыточной нагрузке компрессора, который из-за своего перегрева нередко заклинивает. Именно поэтому рекомендуется как минимум раз в год промывать радиатор, — рассказывает Владимир, мастер-приёмщик сервиса по ремонту и заправки автокондиционеров "Автотехсервис".
Особенно актуальна эта процедура после окончания зимы: во многих регионах России, как известно, зимой на дорогах зачастую лежит месиво из снежной каши, грязи и реагентов, которые легко забивают соты радиаторов.
— Насчёт очистки системы есть некоторые тонкости, которые необходимо знать. Так, например, ни в коем случае нельзя осуществлять мойку аппаратами высокого давления, — поясняет Антон Сидоров, сервисный инженер компании Denso (производитель компонентов систем кондиционирования). — Соты радиатора имеют довольно хрупкую конструкцию и под высоким давлением могут деформироваться. Краска, покрывающая их, может слететь.
По словам Сидорова, желательно обращаться в специализированные сервисы с хорошей репутацией (лучше, если системы кондиционирования — одна из их главных специализаций) и ни в коем случае не стоит просить сотрудников автомоек промывать радиаторы на авто. Более чем в 95% случаев радиаторы необходимо демонтировать, а уже после промывать мыльным раствором и слабым напором воды, предварительно закупорив впускное и выпускное отверстия.
Однако снижение эффективности может произойти и по причине утечки хладагента: нередко это разгерметизация системы, которая часто возникает после ДТП или неквалифицированного ремонта. Но хладагент со временем может исчезать и естественным путём — это так называемая нормативная утечка вещества. В зависимости от конструкции за год из контура кондиционирования может испаряться до 10% охлаждающего вещества, в связи с чем специалисты советуют минимум раз в три года заправлять кондиционер и хотя бы раз в два года проводить его диагностику.
При подборе сервиса не стоит гнаться за низкими ценниками: хорошее обслуживание редко бывает дешёвым. При заправке особую роль играют качественные расходники (масло и хладагент), которые напрямую влияют на ресурс всей системы. Например, некачественное масло снижает ресурс элементов компрессора, а дешёвый фреон, в свою очередь, вступает в реакцию с алюминиевыми трубками, постепенно разрушая их.
Даже если кондиционер работает в полную силу, он может докучать иной проблемой, а именно — неприятным запахом. В жару это особенно актуально, потому что тепло способствует активному размножению бактерий. В основном все загрязнения образуются на испарителе кондиционера, к которому доступ затруднён.
Бактерии, вирусы и споры плесени скапливаются на испарителе, размножаясь во влажной среде. Удалить такие загрязнения полностью без хорошего доступа практически невозможно. На этот случай специалисты рекомендуют проводить антибактериальную обработку климатических систем, которую сегодня предлагают практически все сервис-центры, в том числе официальные дилеры. Вот только очистка эта может быть совершенно разного рода, и единого мнения по этому вопросу до сих пор нет.
Одни склоняются к механической чистке испарителя — пусть для доступа к детали зачастую и приходится демонтировать чуть ли не половину передней панели автомобиля. Другие рекомендуют использовать сервисы, у которых есть плазменные или ультразвуковые очистители. Правда, в последнем случае есть вероятность, что небольшие очаги всё же останутся и это почувствуется, если водитель или пассажиры аллергики.
Также в автомагазинах предлагается масса различных простых химических препаратов, которые подкупают простотой использования: распылил средство в воздухоприёмник, запустил кондиционер и вроде бы дело в шляпе. Однако эффективность таких средств сомнительна: полного отсутствия неприятного запаха добиться почти невозможно.