Фотографируем в отпуске. Как вызвать зависть в соцсетях
Чем и как снять гениальный кадр? Надо ли обрабатывать, и каковы самые частые ошибки новичков? Разбираемся с Лайфом.
Люди живут воспоминаниями. По этой причине между человеком и наблюдаемой им действительностью в отпуске постоянно встревает объектив либо смартфона, либо чего-нибудь посерьёзней.
Даниель Канеман, нобелевский лауреат по экономике, автор бестселлера "Думай медленно… решай быстро" писал: "Фотограф воспринимает сцену не как мгновение, которое хочется сохранить, но как будущее воспоминание, которое нужно организовать".
Организованные воспоминания, давайте по-честному, это и есть цель нашего отдыха, и хорошие фотографии ей отлично служат. Они способны составить цельную историю о нашей поездке, которая в итоге и будет храниться в нашей памяти. Часто ведь мы только эти фотографии и помним, а всё, что было за кадром, как-то само по себе растворяется.
Как выбрать правильную камеру
Разница между любительским фотоаппаратом и профессиональным исключительно в том, что первым снимает любитель, а вторым — профессионал.
Если же вы не состоите в Magnum и ваши фотографии не печатают в профессиональных изданиях, то свыкнитесь с мыслью, что отдельная фотокамера вам не нужна. Инструмент современного фотографа-любителя — исключительно смартфон.
При этом преимуществ у смартфонов — масса. Даже самая компактная камера всё равно будет мешаться и отвлекать. Её нужно отдельно заряжать, отдельно следить за картой памяти… Так или иначе — это всё равно дополнительная сущность.
Компетентность смартфона заканчивается только там, где начинается получасовая возня с каждым снимком. Но раскрыть все возможности камеры — это опыт и умение, которые далеко не у каждого есть.
Да, на смартфон такое не снимешь:
Но это результат долгой кропотливой работы за дорогим монитором в трёх фоторедакторах. Готовы ли вы пожертвовать удобством, временем и деньгами ради нескольких снимков? Но если несмотря ни на что вы всё же решили сделать выбор в пользу фотоаппарата, учтите, что для цивилизованного отдыха камера подойдёт абсолютно любая. От неё зависит процентов 10 итогового результата.
Однако наибольшее пространство для творчества без катастрофического ущерба удобству и мобильности обеспечит небольшая беззеркальная камера со сменными объективами (т. н. системная камера). А к дополнительному весу одного-двух объективов с фиксированным фокусным расстоянием (что правильно для городских путешествий) легко привыкнуть.
Самый массовый тип беззеркальных системных камер — устройства формата m3/4, они производятся большим количеством компаний и обеспечены огромным ассортиментом объективов. Выбор конкретного бренда здесь уже зависит от вас. И самое главное, не смотрите в сторону зеркалок, они уже морально устарели.
Как снять шедевр
Повторим, снимает не камера, а человек. Но учтите, очень сложно одновременно быть и профессиональным фотографом, и туристом.
Туристической поездке свойственны запланированные маршруты, плюс ко всему они включают достопримечательности, рядом с которыми никогда ничего интересного не происходит.
Ведите себя странно
Фотографы ведут себя совсем не так, как туристы. Подъёмы в пять утра, чтобы застать режимное время, шатание по гетто, эксперименты с ракурсом и ожидание героя для подходящих декораций… Всё это требует времени и больше напоминает рыбалку.
Снимайте много
Чтобы хоть как-то повысить шансы на приличный кадр, нужно снимать много. Очень много. Во-первых, есть такое понятие, как фотографическая форма. Лучшие фотографии в поездках получаются в самые последние дни. Чем больше вы снимаете, тем меньше вероятность, что простыми фотографиями улиц, домов и пляжей ваши снимки из поездок будут исчерпаны.
Во-вторых, это простая статистика. Если вы поинтересуетесь историей создания того или иного выдающегося снимка, вы никогда не услышите историй вроде "вышел во двор и снял шедевр". Просто взять с собой зеркалку, сделать один тот самый кадр, на этом успокоиться и получить гран-при World Press Photo — это маловероятно. Многие выдающиеся фотографии получились сами собой и совершенно случайно.
Кадр должен жить
Всё, что вам нужно знать про композицию, умещается в одно простое правило: элементы на снимке должны взаимодействовать. Как только вы зазубрите эту мантру, вы станете снимать в пять раз лучше. Это единственный закон фотографии, который действительно стоит постоянно помнить и чтить. Все остальные — для разборок на фотофорумах.
Насматривайте глаза
Чтобы стать хорошим музыкантом, нужно слушать хорошую музыку. Чтобы толково писать — читать толковые тексты. С фотографией эта штука тоже работает. Просмотрев все фотографии Эллиота Эрвитта или Густаво Миньяса, вы вряд ли начнёте снимать так же, но по крайней мере начнёте отличать хорошие фотографии от плохих.
Как правильно обработать
Отпускная фотография — это как раз тот жанр, в котором обработка решает очень и очень многое.
Когда вам рассказывают про честность в фотографии и прочую ерунду, то варианта два: либо перед вами полнейший дилетант, либо суперпрофессионал уровня Сергея Максимишина. Профи действительно необязательно ковырять свои снимки в фоторедакторе, но вам, если вы до сих пор читаете эту статью, это прямо показано.
Игнорирование условного "фотошопа" — исключительно внутреннее правило отдельных людей, с которым вы можете быть согласны или нет. Главное, не стоит оправдывать им собственное невежество.
На данный момент самым популярным фоторедактором является Adobe Lightroom. Больше всего руководств написано именно для него. Практически все плагины — тоже. В том числе и плагины от VSCO, компании, хорошо известной любителям Instagram.
Чтобы научиться править в нём свет, кадр, цвет и шумы, потребуется примерно 20 минут практики. Достоинств у этого редактора не очень много, но простой интерфейс определённо из их числа. Набор базовых коррекций для одной фотографии занимает от силы 30—40 секунд.
Ну и раз уж мы вспомнили про VCSO, стоит поговорить и про обработку фотографий на смартфоне.
Смысл, ради которого App Store каждый день пополняют всё новые и новые приложения для обработки фотографий, понять трудно. Куда столько? Зачем они? Как их монетизируют? Кто ими всеми пользуется?
Можно легко обойтись всего тремя: Snapseed, уже упомянутый VSCO и Instargam. Иногда можно подурачиться с каким-нибудь Brushstroke (надеемся, от Prisma уже все отошли?) или Instablend. На остальные даже не тратьте время.
Кстати, все фотографии лучше изначально снимать квадратными: разрешение получается большим, если сразу установить соотношение сторон как 1:1. Несмотря на то что публиковать фотографии в соцсети Instagram уже давно можно любого формата, на смартфонах "квадратистость" по-прежнему решает.
Состоятельные и ленивые люди могут просто нанять ретушёра. Выкиньте все фотографии, где вы фотографировали себя голым в зеркале гостиничного номера, и отдайте архив любому фотографу, чьи фотографии вам нравятся. Обработка тревел-снимков дело не очень времязатратное, одна фотография обойдётся вам рублей в 25—30 и за день-два вам всё сделают.
Как отобрать действительно лучшие снимки
Никто из нас не знает, какие фотографии в коллекции действительно лучшие. Как правило, изображение очень трудно отделить от остальных своих ощущений, связанных с контекстом, в котором это изображение было создано.
Универсального правила здесь не существует, но считается, что если вы сами для себя можете объяснить, почему эта фотография крутая, возможно, оно действительно так и есть.
Стабильно хороши карточки, попадающие в следующие категории:
- Фотография-анекдот.
- Сильная композиция.
- Мощный цвет.
- Выдающаяся обработка.
Если снимок до краёв наполнен иронией, он будет популярен. Александр Петросян, Артём Житенёв этим искусством владеют в полной мере. Ну и Пётр Ловыгин, конечно.
За работами фотографов, мастерски умеющих увязать объекты в кадре между собой, также всегда интересно наблюдать. Примеры? Самый простой — Анри Картье-Бессон. Из отечественных — Дмитрий Зверев.
В игре цвета немного равных Марии Плотниковой, смотрите её работы.
Если ничего из этого нет, может выручить толковая постобработка. Кто? Например, Геннадий Блохин. Уж он рисует, так рисует.
Грамотно подать
Основные ошибки новичков при обработке появляются при работе с резкостью и цветом. И то, и то достаточно легко запороть, но и несложно предотвратить.
Резкость обычно гробится на этапе подготовки изображения к публикации. Избежать этого можно следующим образом: откройте изображение в фоторедакторе, уменьшите его размер до 1200 пикселей по длинной стороне (оптимальный размер), а затем поднимете резкость каким угодно способом. Всё, этого достаточно.
Для соцсети Instagram следует, напротив, разрешение оставить изначальным и подтягивать резкость уже непосредственно в приложении.
Чтобы всё было в порядке с цветом, достаточно всего-навсего не трогать ползунок saturation. Никогда.
О чём ещё вы должны помнить обязательно: пытки домашними фотоальбомами остались в аналоговом прошлом. Всё, хватит. Если вы выложите 100 фотографий и при этом даже 20 из них будут действительно ничего — их всё равно никто не будет смотреть.
Лучше обойтись постом на своей стене в соцсети "ВКонтакте" или "Фейсбуке". Десятка — разумный предел. Выберите действительно лучшие.
Instagram желательно тоже вести так, чтобы вашими фотографиями и от ваших фотографий никого не стошнило. Даже три снимка от одного человека подряд — уже моветон. В конце концов, используйте коллажи, если прям совсем уж неймётся.
Следуйте этой инструкции, и вы будете восхитительны.