Хиджаб, пожалуйста. Как в Чечне раскручивают вторую Киру Пластинину
За последние несколько лет модные дома растут как на дрожжах. А сегодня особо модным трендом стали коллекции для мусульман — их стали делать все, кому не лень. Молодой и пока никому не известный модельер Илона Бисултанова — не исключение. Зачем из вчерашней модели пытаются слепить "модельера", разбирался Лайф.
В феврале в соцсетях разразился скандал, вызванный снимком уроженки Чеченской республики, модели Илоны Бисултановой. Девушка предстала перед публикой в мусульманском наряде. Правда, авторами коллекции хиджабов были Доменико Дольче и Стефано Габбана. Последний и выложил снимок Бисултановой у себя на странице в "Инстаграме". Именно это фото и вызвало бурю эмоций и критики в сторону модели.
Критиковали Бисултанову и за само участие в показе Стефано Габбана, который никогда не скрывал своей ориентации, а также за внешний вид самой модели. Многие земляки Бисултановой осудили её поступок и засомневались в естественной красоте модели. "Как можно надеть хиджаб, не обращая внимания на запреты и правила, куда делся страх перед Аллахом?" — писали блогеры.
Интересно, что до этого скандала никто саму Бисултанову в модельном бизнесе не знал. Возможно, и снимок, и последовавший за ним скандал был специальной пиар-акцией, организованной агентами модели.
— Люди, которые раскручивали Бисултанову, всё просчитали: скандал — лучшая реклама. Заплатили, скорее всего, за размещение в блоге модельеров, сами подняли волну недовольства и начали её раскручивать. Её же никто не знал до этого не то что в России, но и у себя на родине, — рассказывает источник Лайфа в модельном бизнесе.
Модельер без опыта
Сегодня вчерашняя покорительница подиума Илона Бисултанова называет себя модельером и основателем собственного бренда одежды Masterskaya by Ilona Bisultanova. Рискованный шаг — назвать бренд именем, связанным с громким скандалом. Про свои навыки в области дизайна одежды она говорит: "Я ещё не волшебник, я только учусь! Я ещё познаю эту науку и думаю, что она требует постоянного совершенствования" (Из интервью для сайта Grozny Plus. — Прим. ред.). К слову, сейчас Илоне 18, и она только поступила на факультет искусств в МГУ.
Крупных игроков, которые бы специализировались на одежде для мусульман, на российском рынке не так много: это Резеда Сулейманова (Rezeda Suleyman) и Александра Головкова (Golovkova). К их профессиональным биографиям не придраться: с детства интересовались модой, принимали участие в конкурсах дизайнеров, шили и получили профильное образование.
То же, чем занимается Илона, больше напоминает монетизированное хобби, беззаботную сказку — что угодно, но не бизнес в модной индустрии.
Сегодня Илона живёт на широкую ногу и в целом наслаждается каждым днём: она носит платье российского дизайнера Alexander Arutyunov из коллекции весна-лето 2015 за не одну сотню тысяч рублей, сумку Dolce&Gabbana за 100 000 рублей, рисует, ездит на дорогих машинах и строит fashion-империю. Очевидно, что за красивой жизнью скрываются не самые прозрачные доходы семьи.
Вторая Пластинина
Эксперты уверены, что единственным "модельером", на которого похожа Бисултанова, является Кира Пластинина — ещё одна девочка, которая благодаря деньгам отца стала "модельером". Благодаря команде хороших пиарщиков бренд Kira Plastinina быстро стал популярен, но так же стремительно скатился к краху.
Как пишут в СМИ, за полтора последних года компания "КП Стиль" (которая владеет брендом) получила 103 иска от владельцев торговых центров по всей России на общую сумму 286 млн рублей. Потребители постоянно пишут жалобы на работу интернет-магазина. Так, подписчицы официальной группы в соцсети "ВКонтакте" обвиняют компанию в "мошенничестве" и заявляют, что месяцами не могут получить деньги за возврат товара.
"КП Стиль" сохранила контроль за частью магазинов, но большей частью рентабельных точек управляет компания "Бетаторг". Франчайзи платят головной компании процент от товарооборота. Через офшоры Taly Enterprises и Hauser Holdings компания "КП Стиль" принадлежит отцу Киры Сергею Пластинину. Сама Кира Пластинина юридически не имеет к бренду никакого отношения.
Быстрый крах бренда не удивляет. Не секрет, что для того, чтобы быть модельером или руководить модным домом, нужно иметь хотя бы опыт кройки и шитья, не говоря уже о таланте и менеджерских навыках. Основательница бренда Мuslim Мama Kaмaлия Mилoкумoвa рассказывает о том, что училась шить сама, но объясняет, что для того, чтобы стать дизайнером, достаточно иметь большие финансовые возможности, конструктора, швею или фабрику для воплощения идей. А Pуфинa Бaгayтдинoвa, прежде чем основать свой бренд мужской одежды, закончила Санкт-Петербургский Институт прикладного искусства.
Кукловоды
История взлёта Бисултановой очень похожа на "модельерную" судьбу Пластининой. Бренд ILONA BISULTANOVA принадлежит ООО "Илона Бисултанова", которым в свою очередь руководит Руслан Саид Магомедович Бисултанов. Некогда у бизнесмена было было несколько компаний — в Москве и Грозном. Сейчас осталась только одна.
В картотеке арбитражного суда зафиксирован иск ПАО "Выборг-банка" к Бисултанову о взыскании "неисполненного поручителем обязательства по соглашению о кредитовании в сумме 254 тысяч руб."
Кроме того, имя Бисултанова связано с аварией 2015 года, когда автомобиль, принадлежащий ему, сбил байкера. Смертельное ДТП произошло на Кутузовском проспекте, а виновником аварии признали 29-летнего Дени Мирзоева, который на BMW X6 выехал на встречную полосу и сбил насмерть стоявшего на обочине 25-летнего мотоциклиста Виталия Гришина. Самого Мирзоева позже доставили с травмой головы в Боткинскую больницу, откуда он в тот же день благополучно отправился домой.
На форуме байкеров сообщалось, что автомобиль BMW X6 с красивыми номерами "003" принадлежал не Мирзоеву, а Бисултанову Руслану Саиду Магомедовичу.