Острова детства: как старые и новые карусели уживаются в парках развлечений
Вице-президент Российской ассоциации парков и производителей аттракционов Игорь Родионов рассказал, что модные 5D вряд ли когда-нибудь заменят в парках развлечений всеми любимые колесо обозрения, американские горки и комнату страха.
М. ШАХНАЗАРОВ: Какой самый популярный аттракцион?
М. БАЧЕНИНА: Самый популярный вообще и самый популярный среди новинок. Что сейчас важно — скорость, погружение куда-то или что-то ещё?
И. РОДИОНОВ: Есть классические аттракционы, которые популярны всегда. Это колесо обозрения, цепочная карусель, бамперные машинки и, конечно, американские горки. Это один из самых экстремальных аттракционов. У нас их не так много, а в западных парках туда стоят километровые очереди.
Полную версию программы "Вперёд" с Игорем Родионовым читайте ниже и слушайте в аудиозаписи.
М. ШАХНАЗАРОВ: Доброе утро!
М. БАЧЕНИНА: Здравствуйте! У нас в гостях вице-президент Российской ассоциации парков и производителей аттракционов Игорь Родионов.
И. РОДИОНОВ: Доброе утро!
М. Ш.: Маша, какой у тебя в детстве был любимый аттракцион?
М. Б.: Легендарный аттракцион "Сюрприз", куда пускали только с определённого возраста. Это круглая площадка, люди стояли по её радиусу...
М. Ш.: Пристёгивали тебя стоя, да?
М. Б.: Это сильно сказано. Цепочка была. Аэропоток тебя прижимал к стене, а потом аттракцион вставал перпендикулярно земле. Люди не выдерживали, а я обожала.
М. Ш.: А знаешь, какой ещё был аналог в чешском луна-парке? Такой же аттракцион, только мягкий. Он наклонялся, и люди падали.
М. Б.: Какой кошмар. А сейчас такие есть, Игорь?
И. Р.: Конечно, есть. Во многих парках ещё осталось советское наследие.
М. Б.: А на это наследие не страшно забираться и кататься?
И. Р.: Если аттракцион проверен соответствующими службами, проведено техническое обслуживание, то он безопасный.
М. Б.: А есть испытатели аттракционов?
И. Р.: Конечно. У нас сегодня в стране во многих регионах ни один аттракцион не может эксплуатироваться без специального разрешения.
М. Б.: Это понятно. А есть люди, которые надевают шлем, защитный костюм и испытывают?
И. Р.: Такие испытания есть, но чаще такие экстремальные аттракционы испытывают с помощью мешков с песком, а не с помощью живых людей.
М. Б.: Иногда смотришь видео в Интернете про самые жуткие американские горки и другие, там же должна работать чуть ли не команда учёных. Это действительно так? Или всё делается по шаблону?
И. Р.: Специально таких людей никто не учит, конечно. К этому люди сами приходят.
Потому что те ускорения, те технологии, которые используются в этой сфере сегодня, сопоставимы с космическими.
М. Ш.: Но ведь есть такое понятие, как усталость металла. Столько лет уже прошло! Не опасно сейчас кататься на советском наследии? На какой срок рассчитаны аттракционы? Какой максимальный срок использования?
И. Р.: Это очень индивидуально. Это зависит от производителя, который устанавливает срок службы, как правило, с запасом. То есть после завершения этого срока эксплуатацию аттракциона можно продлить. Допустим, в Москве есть яркий пример — колесо обозрения в Измайловском парке, которому уже 60 лет. И при этом аттракцион каждый год проверяют. Если он исправен, он продолжает работать. Поэтому срок службы — это очень индивидуально. Допустим, венскому колесу уже больше 100 лет, это уже достопримечательность. Там, конечно, что-то дорабатывалось, менялись какие-то узлы, но аттракцион рассчитан на достаточно долгий срок.
М. Ш.: Какой самый популярный аттракцион?
М. Б.: Самый популярный вообще и самый популярный среди новинок. Что сейчас важно — скорость, погружение куда-то или что-то ещё?
И. Р.: Есть классические аттракционы, которые популярны всегда. Это колесо обозрения, цепочная карусель, бамперные машинки и, конечно, американские горки. Это один из самых экстремальных аттракционов. У нас их не так много, а в западных парках туда стоят километровые очереди.
М. Ш.: Недавно товарищ застрял на колесе обозрения. Часто такие случаи бывают?
И. Р.: Периодически случаются. Как правило, они ничем не заканчиваются. То есть просто колесо обозрения остановилось, это бывает по разным причинам...
М. Б.: А как снимают?
И. Р.: Самый простой способ — в каждом колесе обозрения есть ручной привод. И в ручном режиме это колесо можно прокрутить и снять пассажиров. Это самый безопасный способ, но это касается небольших колёс. Хотя на большом колесе на ВДНХ тоже была такая технология. Как правило, 80-метровое колесо обозрения эвакуируется полностью за 7 минут.
М. Б.: А что за технологии? Верёвочные лестницы?
И. Р.: Нет, колесо именно прокручивают вручную.
М. Б.: Даже такое большое, как на ВДНХ?
И. Р.: Да, там есть специальная лебёдка, которая позволяет это делать.
М. Б.: А какое сейчас самое популярное направление среди производителей аттракционов?
И. Р.: Именно в индустрии развлечений?
М. Б.: Да.
И. Р.: Сегодня на рынке появляются новые форматы аттракционов. Быстро развиваются 5D-технологии.
М. Ш.: Это кабинки, которые раскачиваются?
И. Р.: Кабинки — это уже пройденный этап, сегодня создаются аттракционы, которые комбинируют и американские горки, и 5D-визуализацию, и аниматронику, когда оживают какие-то фигуры. Это целое шоу получается.
Аттракцион делают полностью закрытым, идёт какая-то прелюдия, в какой-то интересной манере объясняются правила поведения. Потом начинается путешествие в неизвестность. И ещё это должно быть посвящено какой-то теме.
М. Б.: Вы сейчас как будто про квест рассказываете. Квест можно отнести к аттракционам?
И. Р.: Ну, в квесте многое зависит от самого участника. А если мы говорим про американские горки, то здесь человека пристегнули, и он получает удовольствие.
М. Ш.: А перегрузки, которые люди испытывают? Наверняка неподготовленный человек может остаться в этом кресле навсегда.
И. Р.: Слава богу, такие случаи редки.
М. Ш.: А разрыв сердца от страха? Я маленьким был в Риге в чешском луна-парке, там бабушка с внучкой поехали в пещеру страха. А студенты подрабатывали тем, что за пять рублей в день они мокрой тряпкой по лицу хлестали. Вот они бабушку хлестнули, она так и приехала.
М. Б.: Ну, это совсем не утренние новости. А комната страха сейчас популярна? Их делают универсальными или проверяют, к чему люди готовы, а к чему нет?
И. Р.: Конечно, всё проверить нельзя. Посетитель сам знает, какие у него есть ограничения. Если посетитель идёт на аттракцион в состоянии алкогольного опьянения, то оператор может его развернуть и сказать, чтобы он не ходил. Но если у человека проблемы с сердцем, давлением, то только он сам может решить, идти ему или нет. Поэтому на каждом аттракционе, как правило, висит инструкция по посещению аттракциона, где указаны все эти ограничения.
Поэтому в России сегодня есть специалисты, которые пришли из космической отрасли и внесли тему перегрузок. В своё время был один такой скандальный случай в Японии, когда женщина прокатилась несколько раз подряд на американских горках, и у неё в голове образовалась небольшая гематома. Потом один американский конгрессмен поставил эту тему во главе своей избирательной кампании. И в итоге началась целая акция — начали проверять аттракционы, вводить нормы.
М. Ш.: Кто крупнейший в мире производитель аттракционов?
И. Р.: Единственного я, наверное, не назову.
М. Б.: А страна?
И. Р.: Это, конечно, США. Но если мы берём крупных игроков типа Disney, они производят аттракционы исключительно для собственных парков. Если брать Европу, то сегодня законодатели мод — это Италия, Германия.
М. Ш.: А делают аттракционы китайцы, итальянцы, немцы?
И. Р.: Бывает, написано "made in Italy", но у некоторых итальянских производителей есть производства в Китае. Но качество при этом сохраняется. Сегодня в России можно встретить либо наши российские аттракционы, либо итальянские.
М. Б.: А почему итальянские? Какой там парк известный есть?
И. Р.: В Италии самый известный парк — Мирабиландия, есть ещё несколько. Но там много именно производителей, часто это семейный бизнес.
М. Б.: А комната страха уходит в прошлое?
И. Р.: Нет, она развивается и становится страшнее. Сегодня стараются все ужастики сделать максимально реальными. Есть аттракцион в темноте — путешествие по замку ужасов. Конечно, это немного наивно, по-детски, ты понимаешь, что всё это не по-настоящему, но сами технологии и спецэффекты впечатляют. Так что это по-прежнему актуально и считается семейным аттракционом.
М. Б.: А когда у нас в столице ждать парк развлечений? Говорят, что к 2017 году он появится. Какие аттракционы мирового масштаба там будут стоять? Я мечтаю о шведской катапульте и свободном падении. У нас будет что-то такое, поражающее воображение?
И. Р.: Конечно, но не к 2017 году. Объявлен проект первого тематического парка развлечений в Москве "Остров детства", но реализован он будет дай бог в 2018—2019 году. И, учитывая погодные условия, большую часть времени он будет располагаться под крышей. Этот бизнес требует круглогодичной эксплуатации аттракционов, поэтому все крупные парки находятся, как правило, в тёплых широтах. А у нас парк будет крытым. Концепция нашего проекта сохраняет все требования классического парка развлечений, но дело здесь даже не в том, какие там будут аттракционы, а в самом подходе.
И в каждой зоне будут какие-то аттракционы, но какие конкретно, пока неизвестно. Может быть, какие-то американские горки, может быть, 5D-аттракцион. Это пока секрет разработчиков.
М. Ш.: Игорь, у голландцев пользуются популярностью луна-парки. Они в Таиланд приезжают, в Испанию, в Прибалтику, в Скандинавию. И каждый аттракцион принадлежит определённой семье. Это сейчас популярно или со временем исчезнет?
И. Р.: Луна-парки сохраняются, потому что у нас далеко не в каждом городе есть парки аттракционов. Поэтому передвижные луна-парки существуют. Но, конечно, в 90-е годы они были более популярны.
М. Ш.: В советское время в основном ездили чешские и польские луна-парки. Они приезжали на лето, столбили участок и развлекали людей. Там такие призы были, о которых наши детишки и не мечтали.
М. Б.: За этими призами и ходили — за жвачками, наклейками.
М. Ш.: В понедельник у них был выходной день, профилактика. Нужно было подойти к директору луна-парка, поговорить, и всё это прекрасно продавалось — и детские машинки, и чешский хрусталь. Поэтому выиграть было невозможно.
М. Б.: Сейчас в парках огромное количество развлечений, занятий — кто во что горазд. Но ты выходишь из парка с опустошённым кошельком, как будто из магазина высокой моды. Кто-то регулирует ценообразование в этих организованных центрах досуга? Поесть-то ведь тоже хочется, а цены там — мама дорогая.
И. Р.: Задача любого парка развлечений — как можно дольше удержать посетителей на территории парка, чтобы вы и развлеклись, и купили поесть, и сходили на шоу.
М. Б.: Я просто боюсь, что парки станут развлечениями для богатых.
И. Р.: Нет, семейный парк развлечений всё-таки всегда ориентирован на средний класс. Поэтому владельцы этих аттракционов понимают, сколько семья из трёх-четырёх человек готова потратить. Сами владельцы и регулируют ценовую политику.
М. Ш.: Сейчас в основном пакетно продают билеты, как в Штатах.
И. Р.: Единый билет у нас пока только вводится, посетитель пока не понимает, что это такое. Единственный парк, где эта система действует — это "Сочи парк". Это первый тематический парк развлечений.
М. Ш.: Я был там в прошлом году в мае. Но я бы не сказал, что там прямо супер.
И. Р.: Он развивается. Но уже даже в прошлом году в августе-сентябре парк запустил новые объекты. Конечно, нашего посетителя надо ещё учить тому, что такое парк развлечений. У нас мало кто был в Диснейленде и не понимает, что такое отдать 2000 рублей за входной билет и что человек получит за эти деньги. А зарубежный посетитель понимает, что это будет шоу, аттракционы, веселье. Поэтому у нас пока единый билет вводят очень осторожно. А так — надо покупать билет на каждый аттракцион.
М. Ш.: Но пакетно удобнее.
И. Р.: Это выгодно.
М. Б.: Например, ты прибываешь в какой-то туристический центр и покупаешь карту London Pass, с которой тебя везде пускают. Сейчас идёт выставка в британском музее, вход стоит шестнадцать с половиной фунтов, а с этой картой ты очень экономишь.
М. Ш.: По пресс-карте везде пускают в Европе.
И. Р.: В парки не пускают, к сожалению.
М. Б.: А можно сказать, что у каждого парка в Москве есть своя фишка?
И. Р.: Наверное, можно. Хотя когда в своё время Парк Горького реконструировали, представляли его таким эталоном, а из него, как вы знаете, все аттракционы убрали. Их там больше нет.
М. Б.: А какой ваш любимый парк?
И. Р.: В Москве?
М. Б.: Да.
И. Р.: Мне очень нравится парк Сокольники. И ещё я неровно дышу к ВДНХ.