Амок — чума XXI века
Журналист Данила Блюз — о том, как понимать череду недавних убийств, совершаемых безумцами.
Кадр из фильма "Крепкий орешек-3"/ © Кинопоиск
В 2001 году теракты 11 сентября называли не иначе как ожившим голливудским кошмаром. Человечество, разинув рот, прильнуло к экранам и не верило в то, что такое может происходить на самом деле.
В памяти обывателей ещё не поблекли кадры из "Крепкого орешка-3" и "Осады": оба фильма про теракты в Нью-Йорке, оба с Брюсом Уиллисом. Не исключено, что бородатые сценаристы Аль-Каиды вдохновлялись голливудскими фильмами-катастрофами. Может быть, так они даже выразили свой респект Брюсу Уиллису — хотели посмотреть, спасёт ли Джон Маклейн мир в очередной раз?
Новый мир, новые теракты, которые нам постоянно выдают за массовые убийства свихнувшихся одиночек, снова заставляют нас искать параллели с американскими фильмами. В 1973 году Джордж Ромеро снял фильм "Сумасшедшие" (ака "Безумцы"), об эпидемии безумия, охватившей небольшой городок. Заражённые вирусом становились беспричинно агрессивными и начинали убивать всех подряд при помощи подручных средств.
Если отбросить версию о том, что европейские власти так скрывают теракты ИГИЛ*, то перед нами действительно какая-то эпидемия безумия, похлеще, чем у маньяка Ромеро.
Амок — неспровоцированный эпизод поведения, грозящего убийствами, телесными повреждениями или разрушениями. Амок как немотивированный приступ слепого агрессивного возбуждения, сходный с эпилептическим, используется в качестве синонима состояния неконтролируемого бешенства.
Судя по всему, амок уже можно называть новой чумой 21 века. Расстрел геев в Орландо, мюнхенская резня, кровавый грузовик в Ницце, массовое убийство инвалидов в Японии, теперь вот свихнувшийся 19-летний пацан в Лондоне.
В фильме Ромеро вирус передавался через водопроводную воду. А исследователи феномена массовых убийств говорят о влиянии СМИ на психически неустойчивых граждан. В век соцсетей и новостных агрегаторов вирус передаётся через Интернет.
Устрашающие заголовки, аналитические статьи с подробными психологическими портретами убийц, панические вопли в соцмедиа, — всё это возбуждает в потенциальном убийце жажду подражательства. Жажду оказаться там, в топе новостей, заставить говорить о своей блёклой персоне эти равнодушные миллионы людей. Террористы и массовые убийцы взяли наши новости в заложники, создали ощущение власти, а вместе с ним и желание подражать им.
Будущий Брейвик, сидя за компьютером, напитывается мясом кровавых новостей, упивается слезами и ненавистью в соцсетях, изучает личности своих кумиров, а затем в один прекрасный момент его бросает жена, или девушка отказывается пойти с ним на свидание, или он устаёт от того, что общество в упор не замечает его персоны. И тогда он берёт мачете или автомат или садится за руль грузовика и врывается в наши новостные ленты. А мы обсуждаем, осуждаем, скорбим, меняем аватарки, подбрасывая дров в тлеющий костёр другого спящего убийцы.
В "Безумцах" решением проблемы было только уничтожение города ядерной бомбой. Возможно, если мы все помолчим, уймёмся со своим неистовым желанием публичной скорби, а СМИ перестанут делать из забитых жизнью неудачников таких ужасных и таких привлекательных монстров, нам никаких бомб не понадобится, и эта волна безумия схлынет сама собой.
Но, повторюсь, это в случае, если власти не маскируют террористов запрещённого ИГИЛ под психов-одиночек. У этих свои источники безумия.
* Деятельность организации запрещена на территории России решением Верховного суда РФ.